Введенская церковь (зимняя) строилась в 1687-1702 гг. одновременно с Преображенской церковью и входит в ансамбль женского Преображенского монастыря. Престол церкви освящен в память Введения во храм Пресвятой Богородицы. После переведения монастыря в Уфу в 1765 г. церковь стала приходской. С 1933 по 1991 г. храм был закрыт. В настоящее время это приписная церковь Преображенского прихода.
Одноглавая церковь сохранила деревянную главу, крытую лемехом. К основному храму примыкают алтарная апсида и трапезная без притвора. Церковь восстановлена по проекту реставраторов Ф. Тольцинера и Т. Кацко. Памятник истории и архитектуры федерального значения.
С сайта www.ioann.i-perm.ru/city.php и www.perm1.ru/
По-своему нарядна небольшая церковь Введения (реставрирована в 1953 г. архитекторами Г.Л. Клацко и Ф.М. Тольцинером), стоящая рядом с Преображенской. Точная дата постройки этой церкви неизвестна. Одни авторы указывают, что возводилась она той же Евдокией Щепоткиной по грамоте 1683 года, в промежутке между 1684 и 1710 годами и освящена в 1713 году. Другие говорят о выдаче грамоты на ее создание в 1702 году, считая 1713 год временем ее постройки. Наконец, третьи относят церковь к 1687–1702 годам.
Согласно условиям грамоты 1683 года на создание Введенской церкви, мастера должны были «все то церковное здание строити по пригожеству», возвести его – «по заводу и чертежу подмастерью». Так и сложили Введенскую церковь безвестные зодчие. Руководствуясь знаменитой формулой «как мера и красота скажут», нашедшей слбственное выражение в тексте грамоты, они, хотя и были связаны заданными размерами, строили церковь по своему усмотрению. Кубовидная, немного приземистая, под четырехскатной крышей, с небольшой трапезной, трехчастной апсидой и одной крытой лемехом тонкошеей луковичной главкой, над которой возвышается красивый ажурный крест работы местных кузнецов, она отличается простотой и скромностью внешнего облика. Своеобразный контраст составляет эта церковь по отношению к рядом стоящему чуть в стороне Преображенскому храму.
Незамысловата и декоративная, несколько суховатая ажурная обработка фасадов Введенской церкви – ее крупных ложных закомар и широкого пояса под ним. Зубчатая и геометрически четкая, она при своем однообразии производит все же впечатление кружевного рисунка. Проходящая и под карнизом апсиды, неглубокие запады которой заполнены гранеными полуколонками, опирающимися на профилированный цоколь, эта обработка делает Введенскую церковь весьма уютной и привлекательной.
Косточкин Владимир Владимирович. «Чердынь, Соликамск, Усолье», научное издание, Москва, Стройиздат, 1988
С момента передачи здания верующим в 1991 году храм в богослужебных целях не использовался. В 2010 году настоятель храма протоиерей Игорь Семенко положил начало реставрационным работам. Стены заново оштукатурены как изнутри, так и снаружи, полностью заменена электрическая проводка, возведён новый деревянный иконостас, оборудован алтарь, сооружены новые деревянные полы, заменены оконные рамы, стены храма покрыты росписью и фресками. Денежные средства на реконструкцию храма выделялись как из частных пожертвований, так и из средств прихода. 5 августа 2011 года храм вновь освящён, совершена первая Божественная литургия после закрытия в 1933 году. В настоящее время зимний храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Соликамска используется в богослужебных целях, по своему прямому назначению.
Протодиакон Антоний Скорлупин
Кирпичная одноэтажная одноглавая церковь Введения во храм Пресвятой Богоматери основана в 1683 г. Построена в 1703 г. (по другим сведениям в 1702 г.), освящена 6 декабря 1713 г. (по другим данным 7 декабря 1702 г.) на территории Преображенского женского монастыря. Грамота Вятского архиепископа Ионы, в которой были обусловлены габариты и конструкция возводимой церкви, была получена 22 марта 1683 г. Строительство церкви затянулось и было закончено на пожертвования «людей всякого чина», собранные окольничим и воеводою И.И. Нарышкиным. При постройке церкви были сделаны отступления от грамоты.
В 1930 г. глава была разобрана и заменена небольшим куполом. Произведенными в 1955 г. архитектором Ф.М. Тольцинером исследованиями установлено, что первоначально основной храм имел плоское деревянное перекрытие.
Церковь состоит из вытянутых в линию трапезной, храмовой части и тройной апсиды с окнами в каждом полукружии. Оконные проемы с коробовыми перемычками без обрамления, углы трапезной фланкированы гладкими лопатками. По фризу трапезной и апсиды выполнены пояски из поребрика и зубчиков. В местах соединения окружностей апсиды полуколонны с кубоватыми капителями. Храмовая часть вдвое выше трапезной, поле стен раскреповано гладкими лопатками на три вертикальные части с окнами в каждой. Фриз с поясом из квадратных нишек и двойного пояса зубчиков поддерживает ярус из трех декоративных закомар. Храм перекрыт на четыре ската тесовой кровлей и увенчан луковичной главой. Глава и шейка покрыты лемехом.
В 1765 г. монастырь был упразднён, церковь переведена в приходскую. В 1930 г. здание церкви перестало использоваться как культовое. До 1941 г. его эксплуатировали различные организации, в т. ч. и Соликамское отделение межрайторга под гараж. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось танковое училище. С 1944 по 1956 г.г. здание находилось в аренде Соликамского Горпромкомбината и использовалось под пимокатное производство. С 1956 по 1966 г.г. использовалось Соликамским Горпромкомбинатом под мебельный цех. С 1966 по 1984 г. – типография Управления п/я АМ-244 УООП, с 1984 – Соликамское межрайонное отделение конторы по прокату фильмов (хранилище учебной фильмотеки).
В 1952-1958 г.г. и 1963-1964 г.г. ПСНРПМ проводила реставрационные работы под руководством Ф.М. Тольцинера: разборка позднейшего придела, понижение крыши апсиды, воссоздание крытой лемехом главы и прочие работы.
А.Б. Киселёв, Энциклопедия «Пермский край»