Солигалич. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова.

Каменная летняя, с каменной колокольнею церковь Воскресения Иисуса Христа построена в 1669 г. при бытности здесь мужского монастыря. Престолы: во славу Воскресения Иисуса Христа и в честь св. пр. Илии. Каменная зимняя церковь построена в 1681 г. монастырским иждивением. Престолы: во славу Богоявления Господня на Иордане и в честь Божией Матери, празднования Введения ее в храм Иерусалимский, и св. вмчк. Димитрия мироточивого.
Воскресенская церковь есть первая из церквей, по началу, г. Солигалича; с основанием ее галичским князем Федором Семеновым в 1332 г. началось основание самого города.
Причт состоит: священник, диакон, дьячок и пономарь. Количество земли при церкви не приведено в известность и документов на нее нет. По духовному завещанию г. Федора Ивановича Агапитова в пользу церковного причта навсегда назначено земли из лесной дачи 190 десятин.
Прихожан муж. пола 453, жен. пола 539, дворов 110. В приходе состоит 24 селения, расположены в 12 верстах от церкви.
Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», часть 2, С.-Петербург. Типография Почтового Департамента, 1868 г.

Церковь во имя Воскресения Христова бывшего Воскресенского монастыря в городе Солигаличе Костромской области
Воскресенский монастырь в городе Солигаличе расположен на правом берегу реки Костромы, недалеко от центра города и близ старинного Галичского тракта [1]. В повествовании о его ранней истории принято придерживаться фактов, изложенных в «Летописце Воскресенского Солигаличского монастыря», рассказывающем об основании обители и самого города и начале их истории. Под 6843 годом читаем: «…и основаша црьков Воскресенье Гсда Бога и Спаса нашего Исуса Христа на Вознисениев день на праведного [Иова] и совершиша црьковь на Илин ден велми чюдну от вьсюду бяше видети ея а высоту ея лг [33] саженеи и украси ю чюдну иконами честными…» [2,3]. Летописец этот содержит целый ряд неточностей и нестыковок, начиная от имен галичских князей (Федора и Андрея Семеновичей, хотя до 1335 года Галичем управлял князь Федор Давидович, а после него его сын — Иван), и до несовпадения чисел, на которые приходятся дни Пасхи и Вознесения с 1335 годом (упомянутые в «Летописце» числа, соответственно, приходятся на 1339 год). Тем не менее, Воскресенский солигаличский монастырь действительно был основан в XIV веке, но, по мнению исследователей, во второй его половине. В каком именно году это произошло, достоверно пока неизвестно. [4].
О том, как выглядела первоначально деревянная Воскресенская церковь, тоже не сохранилось никаких сведений. Постройки обители не раз горели и отстраивались заново. Первые их описания относятся уже к XVII столетию. В «Дозорной книге Солигалича» за 1614 год (указано следующее: «…У Соли же Галицкой на посаде на берегу у Костромы реки монастырь Воскресенской, а на монастыре два храма древяны, храм вверх во имя Воскресения Христова да у того же вверх четыре престола, престол Честнаго Креста, престол Животворящей Троицы, престол вверх святым Петру и Павлу, престол пророка Илии… да на монастыре ж Воскресенском храм с трапезою вверх во имя страстотерпца Христова Дмитрия Солунского, а в нем два престола Алексия человека Божия да престол Введения Пречистой Богородицы, да колоколница о осми стенах вверх, а на ней колокола…» [5].
Из этого отрывка можно сделать два вывода. Во-первых, не стоит ли принять оборот «да у него же вверх четыре престола» как указание на то, что у деревянного храма конца XVI или начала XVII столетия было пятишатровое завершение? Если это так, то перед нами один из наиболее ранних примеров деревянных многошатровых храмов и, пожалуй, единственный подобный случай в Костромской земле. До настоящего времени такие храмы были в данный период известны только в Архангельской области (это, например, Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста) [6]. Конечно, нельзя исключать и другого толкования этого описания. Во-вторых, поскольку книга была составлена по указанию государя Михаила Феодоровича, с целью выявить урон, причиненный городу литовскими набегами 1609 и 1613 годов, то можно заключить, что храмы Воскресенского монастыря были сильно повреждены (хотя книга этого и не фиксирует), но не уничтожены.
Такое предположение напрашивается при сопоставлении данных Дозорной книги и текста грамоты патриарха Филарета: «В 1619 году святейший патриарх Филарет, грамотою от 1 июля, последовавшею вследствие челобитья игумена Воскресенскаго монастыря Антония с братиею, вместо сожженаго литовскими и русскими ворами Воскресенскаго храма пожаловал, благословил игумена в Воскресенском монастыре на старом церковном месте воздвигнуть новый храм во имя Воскресения Христова, с приделами: Происхождения честнаго креста Господня, да Петра и Павла верховных апостол и святаго пророка Ильи, повелел дать на престолы антиминсы и разрешил игумену Антонию с игуменом Іоакимом (Галичскаго Паисиева монастыря), попом Иваном и диаконом Василием, по устроении, освятить по правилам святых апостол и святых отец» [8]. Вероятно, и другие церкви вновь отстроенной обители появились примерно в это же время.
Следующее упоминание о солигаличской обители мы находим в Переписной книге Солигалича за 1628 год – «Выписке письма и меры Микиты Ивановича Ласкарёва 7136 г. Соли Галицкой города и посада и городских и посадских церквей и осадных и посадским дворам» (вернее, в копии ее – выписи, сделанной для игумена Симонова монастыря Никитой Лоскаревым): «У Соли Галицкие на посаде монастырь Воскресенский а на монастыре церковь студеная во имя Воскресения Господа и Спаса нашего Исуса Христа вверх шатром да в той же церкви на полатех на правой стороне придел Происхождения Честного Животворящего Креста нашего Господа да придел в переднем притворе пророка Илии да в том же монастыре церковь студеная невелика, клецки во имя Живоначальные Троицы да в том же монастыре церковь теплая с трапезой а в ней три престола Богоявления Господня и Христа да придел Введения Пресвятой Богородицы да придел страстотерпца Дмитрия Солунского а в том же монастыре келия игумена Антония…» [7]. Как мы видим, состав престолов в обоих храмах несколько изменился. У церкви Вознесения он практически повторяет посвящения, перечисленные в патриаршей грамоте 1619 года. Кроме того, появилась еще одна церковь – Троицкая. Какова была дальнейшая судьба этих строений, становиться ясно по известию о большом пожаре 1649 года, уничтожившем практически все деревянные постройки города [3].
Спустя 14 лет после него началось создание первого каменного храма Солигалича – собора во имя Воскресения Господня Воскресенского монастыря. В позднем добавлении к «Летописцу Воскресенского Солигаличского монастыря» записано: «…В 1663 году месяца июня в 1 день… в Воскресенском монастыре, что у Соли Галичской в посаде, зачали ров копати под каменную церковь. … В 7177 году, а от Рождества Христова в 1669 году совершися холодная болшая Воскресенская церковь и освящена месяца марта в 7 день. … В 7189, а от Рождества Христова в 1681 году в Воскресенском монастыре, что в Солигаличе, построили теплую церковь каменную…». Вторая из упомянутых церквей – зимний Богоявленский храм [3]. Работали над ними местные мастера. Их имена нам известны по архивным документам. Собор во имя Воскресения Господня возводил «…подмастерье… Соли ж Галицкой посадский человек Гаврило Антипьев сын Антоновский», а Богоявленский храм – его сын «…подмастерье посадский человек Давыд Гаврилов сын Антоновский», работавший позже и над другим постройкам костромской земли, но об этом речь пойдет немного ниже. Строительство велось на средства горожан: «посадских людей» Ивана Игнатьевича и Федора Порфирьевича Рыжовых, наборщика московского печатного двора Егора Константиновича Коробова и других.
Одновременно с собором или чуть позже была, по всей вероятности, возведена и каменная шатровая колокольня [1,9]. В Описи 1701 года о ней сказано так: «Церковь Воскресения Христова у Соли на посаде. В Воскресенском монастыре, что у Соли, церковь каменная во имя Воскресения Христова о 5 главах, на них 5 крестов, опаянных белым немецким железом. … У той церкви по левую сторону придел каменный св. ап. Петра и Павла об одной главе… У той же церкви по правую сторону придел каменный во имя св.пр. Ильи. … К церкви Воскресения Христова прикладена трапеза с папертью каменная об одной главе, к паперти прикладена колокольня каменная об одной главе, подле колокольни прикладена палата каменная. На колокольне 6 колоколов, в первом колоколе весу 44 пуда. А седьмой колокол по указу в.г. отвезен к Москве и отдан на Пушечном дворе. … А что против прежних описных книг не явилось у переписи колокольни деревянной и та колокольня за ветхостью сожжена. … Против прежних описных книг у переписи не явилось церкви деревянной, теплой, с трапезою, во имя Богоявления Господня, с двема пределы. И та церковь с трапезою за ветхостью сожжена, а вместо той деревянной церкви в том монастыре построена вновь церковь во имя Богоявления Господня, с трапезою и с двемя пределы каменная о 5 главах. … По правую сторону придел Введения Пресвятыя Богородицы, а по левую сторону придел св. мучен. Димитрия Солунскаго…» [8]. На большом колоколе была надпись: «Deo gloria assvers koster fecit Amsterdam. 1631 soli» [9,11]. В 1887 году к подбору добавили 215-пудовый благовестник [8]. Колокольня у Богоявленской церкви появилась, скорее всего, позднее.
Упомянутые в описи приделы и паперть пристроили к апсиде Воскресенского храма уже в конце XVII века. Вполне вероятно, что эти работы велись мастером Давидом Гавриловичем Антоновским, сыном Гаврилы Антоновского сына Антипьева. В конце XIX века колокольню при Богоявленском храме разобрали. Еще ранее (в XVIII веке) храмы получили вычурные «барочные» главки и четырехскатные перекрытия. В 1764 году монастырь был упразднен и его храмы стали приходскими. Однако по статистическим данным конца XIX – начала ХХ века, в них сохранялись «исторические» наименовании приделов [11-13].
По своей архитектуре Воскресенский собор представляет собой кубический бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом. Основной объем завершают два ряда полукруглых кокошников «вперебежку», гармонирующих с такими же в основаниях постаментов пяти глав собора. Узкие пояски из небольших арочек выложены по верху барабанов, окошки которых имеют фигурные обрамления. Остальное убранство церкви очень сдержано: гладь стен прорезают выступающие пилястры, а под рядами кокошников проходит зубчатый карниз. Из наличников окон сейчас сохранились только некоторые. Так же выдержан и декор шатровой колокольни. К колоколам ведет лестница, выложенная в толще южной стены паперти [1]. Очень похоже, но еще более скромно – без кокошников под главками – решена и Богоявленская церковь.
Исследователи уже обращали внимание на некоторое сходство обоих храмов с московскими церквями второй половины XVII века [14]. При этом упоминались церкви Николы в Пыжах (1670-1672 годы), Святой Троицы в Останкино (1677-1683 годы) и Святой Троицы (преп. Сергия) в Пушкарях (1653-1689 годы). Из них хронологически образцом для Воскресенского собора мог, как мы видим, послужить только последний. К нему можно еще прибавить храмы св. Георгия в Яндове (1653 год) и свт. Николая на Берсеневке (1656 год). Особенно много общего у собора с храмами в Пушкарях и на Берсеневке. Возможно, что мастер «Гаврило Антипьев сын Антоновский» был знаком с московским зодчеством и отчасти находился под его влиянием. Те же предпочтения он передал и своему сыну – Давиду. Тем не менее, следует обратить внимание, что отдельные мотивы, использованные для украшения церквей Воскресенского монастыря, встречаются на Костромской земле уже в середине XVII века. Так, три ряда полуциркульных кокошников «вперебежку», обрамленных бусами, завершали четверик Троицкой церкви в Костроме (они хорошо видны на фотографии С.М. Прокудина-Горского 1910 года), 1645-1650 годов (разрушена в 1935 году).
В эти же годы и в более ранний период в Костроме и других крупных городах волжского ареала встречаются трехлопастные завершения храмовых объемов в виде полукруглых кокошников. Как примеры можно привести Троицкий собор Ипатьевского монастыря (1650-1652 годы), построенный по образцу Успенского собора 1642 года в Ярославле, и церковь Воскресения на Дебре (около 1652 года) в Костроме. Кроме этого, нужно упомянуть собор Михаила Архангела 1631 года (мастера — Лаврентий Семенов сын Возоулин и Антипа Константинов), соборы Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре (1649 год) и Вознесения Господня в Вознесенском Печерском монастыре (1630-1632 годы), церковь Жен Мироносиц (1649 год) в Нижнем Новгороде. В каждом из этих центов данный элемент имел свои характерные особенности.
В интересующий нас период мы видим очень близкие по форме и рисунку кокошники и наличники придела св. Авраамия Городецкого у собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе (1668 год). Немного позднее они же появляются в основании барабанов и в верхней части четвериков Троицкого, Макариевского, Благовещенского и (возможно) Никольского храмов в Троицком Макариево-Унженском монастыре (1660-е – 1680-е годы) в сочетании с характерными зубчатыми карнизами (в последних двух храмах) и пилястрами. Об авторстве Давида Гавриловича Антоновского мы достоверно знаем только в отношении Никольской церкви этого монастыря. Здесь отсутствуют кокошники «вперебежку», расположенные в несколько рядов. Появлялись названные детали в архитектуре костромского края и в более поздний период – на протяжении всего XVIII века. Из приведенных примеров можно заключить, что своеобразие храмов Воскресенского монастыря в Солигаличе и его аналогов является результатом сложного сплава особенностей разных школ и их опосредованного взаимного влияния.
Наиболее близкими аналогами интересующих нас храмам солигаличской обители являются две церкви. В тех же формах была выстроена церковь свт. Николая на Наволоке в Солигаличе (1686-1688 годы, освящена в 1694 году) [9]. В облике ее, однако, заметна большая нарядность, так как он усложнен в верхней части четверика и апсид карнизом сложного профиля. Уже знакомые нам по Троицкому собору в Костроме «каменные бусы» использованы в обрамлении кокошников. Имя мастера, возводившего этот храм, установить пока не удалось, несомненно лишь то, что он был местным уроженцем [9]. Думается, что нет ничего невозможного в предположении, что им мог быть Давид Антоновский, работавший в Воскресенском монастыре.
К этой группе относится и храм во имя Животворящей Троицы в селе Ликурга Буйского района Костромской области (1685 год). Строил его неизвестный зодчий на средства стольника С.В. Готовцева. По мнению исследователей, это, скорее всего, был солигаличский мастер, возможно работавший при строительстве Воскресенского монастыря [9,15]. Украшающий его карниз и наличники так пышны и даже вычурны, что храм вполне может стоять в одном ряду с московскими церквями этой эпохи «узорочья». Строгие пилястры исчезли, их заменили пучки колонок на углах четверика, дополняющие сходство. Таким образом, все эти четыре храма составляют единую обособленную группу в костромском зодчестве второй половины XVII века.
К сожалению, заканчивать этот материал приходится на грустной ноте. Три из четырех упомянутых мной храма в настоящее время находятся в плачевном состоянии. Церковь свт. Николая на Наволоке до настоящего времени лишена глав, его колокольня разрушена в 1980-е годы. С Троицкой церкви в селе Ликурге сняты купола и сама она требует ремонта. Воскресенский монастырь заброшен. Его собор хотя и «законсервирован», но явно нуждается в реставрации. На фотографиях видно, какая угрожающая трещина рассекает кладку его колокольни. В относительно хорошем состоянии поддерживается только церковь Богоявления. Все эти храмы ждут, чтобы о них вспомнили и привели в то состояние, которого они заслуживают, учитывая их архитектурную и историческую ценность. Дождутся ли?
Библиография:
[1] Памятники архитектуры Костромской области: Город Солигалич, Солигачский район. Кострома, 2002. Вып.4. С.: 90-94
[2] Титов А.А. Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской. С:. 39-48 // Труды IV Областного Историко-Археологического съезда в г. Костроме. Кострома, 1914. С.:41
[3] Дунаев Б.И. Воскресенский летописец и его продолжение за 18 и 19 века, составленный солигалическим служилым человеком Ф.И. Нащокиным. М., 1914. С.: 11, 14
[4] Аверьянов К.А. Галичские князья XIV века // Сайт администрации города Галича http://www.admgalich.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=780&Itemid=97
[5] Дозорная книга Солигалича 1614 года дьяка Кузьмина. С.: 32-38 // Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1992. Вып.2. С.: 33
[6] Орфинский В.П.Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85
[7] Переписная книга Солигалича 1628 года дьяка Поместного двора дьяка М. Лоскарева. С.: 68-78 // Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1999. Вып.4. С.: 72
[8] Сырцов И. Я. Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича // Костромские епархиальные ведомости. 1900. №№ 20-22. №20 – С.: 564-569; № 21 – С.: 588-592; №22 С.6 628-633
[9] Кудряшов Е.В. Солигалич. Л., 1987. С.: 21-23; 26-27
[10] Переписная книга 1701 года. Иван Леонтьев Нелидов // Материалы для истории Костромской епархии Солигачской и Унженской десятины жилых данных цервей 1680-1710 гг. и 1722-1746 гг. Спб., 1900. Вып.II, отд. I. С.: 5-8
[11] Известия императорской археологической комиссии. Спб., 1909. Т.31. С.: 249-251
[12] Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911. С.: 300
[13] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. Часть II. С.: 270
[14] Лукомский Г.К. Старинные церви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигалический, Чухломской. Пг., 1916. С.: 21, 41-42
[15] Кудряшов Е.В. Малоизвестный памятник древнерусского зодчества XVII века // Кудряшов Е.В. Художественная культура Костромского края XVI-XIX веков. Кострома, 2004. С.: 42-53

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?