Солигалич. Воскресенский монастырь.

Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием Соль Галицкая. Это упоминание связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем Воскресенского монастыря. Об основании монастыря сохранились известия и в его собственной летописи, именуемой «Летописец Воскресенского Солигаличского монастыря» (XVII век). В ней говорится, что галичский князь Федор Семёнович в Пасхальную ночь увидел на севере огненный столб и услышал гром. Князь посчитал это событие предзнаменованием и после праздничных дней отправился со свитой на север, но заблудился в лесных Шамаховских увалах. Встретившийся ему монах-отшельник показал место, где появился огненный столб, и князь заложил на этом месте деревянную церковь Воскресения Христова, а потом построил здесь и монастырь. В этом монастыре, в свое время носившем название «лавры», по преданию, начал свои юношеские монашеские подвиги Московский святитель Иона, уроженец Солигаличского уезда.
В 1660-1669 годах вместо сгоревшей деревянной церкви в монастыре построили первый каменный храм Солигалича — Воскресенский собор. В 1681 году рядом возвели еще одну церковь – Богоявленскую. Шатровая колокольня связана через трапезную с Воскресенским собором. На ней висел колокол с надписью на латинском языке: «Хвала Богу построил Ассверус Костер в Амстердаме в 1631 году для Солей». Оба храма были обнесены каменной оградой с железными решетками. Около монастыря находится каменное здание бывшего духовного училища.
Достопримечательностью монастыря был древний престол главного алтаря Воскресенского собора, устроенный из камня и кирпича, в виде четырех столбов. Главной местной святыней являлся напрестольный серебряный вызолоченный крест с мощами кн. Феодора и Константина Ярославских. 
Сейчас монастырь заброшен, монастырские стены, кельи и службы не сохранились, интерьеры собора и церкви утрачены, колокольня находится в аварийном состоянии.

У Соли Галицкие на посаде монастырь Воскресенский а на монастыре церковь студеная во имя Воскресения господа и Спаса нашего Исуса Христа вверх шатром да в той же церкви вверху на полатях на правой стороне придел Происхождения честного животворящего нашего креста Господа да придел в переднем притворе пророка Илии да в том же монастыре церковь студеная ж невелика, клецки во имя Живоначальные троицы да в том же монастыре церковь теплая с трапезой а в ней три престола Богоявления Господня и Христа да придел Введения Пресвятой Богородицы да придел стратотерпца Дмитрия Селунского а в том Воскресенском монастыре келия игумена Антония, старца Феодосия келия старца Гурия келия старца Ионы да пономаря Панфилко да служебники трапезные Куземка Мартянов да Федка Павлов в келии Гришка Лукьянов да сын ево Зотка дьячек. Да у той же церкви Воскресения Христова служат поп Герасим Иванов да дьякон Василий Федоров а дворы у них белые писаны на посаде. А под тем Воскресенским монастырём под церквами и под келиями и под кладбищем вдоль 88 сажен а поперег 37 сажен. А церкви и в церкви образы книги и ризы и колокола и все церковное строение мирское приходных людей. Да лугу под монастырём вдоль 88 сажен поперек 71 сажен.
Выписка письма и меры Микиты Ивановича Ласкарёва 7136 г. (1628) Соли Галицкой города и посада и городских и посадских церквей и осадных и посадским дворам. С сайта http://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/

В Воскресенском приходе две церкви: обе каменные, летняя — Воскресенская и зимняя – Богоявленская. Первая построена в 1669 г., вторая в 1681 г. в то время, когда здесь существовал мужской Воскресенский монастырь, основанный галичским князем Федором Семеновым в 1332 – 1335 г., вследствие особого видения ему на небе в ночь на Св. Пасху. Этот монастырь был вместе и колыбелью г. Солигалича. Колокольня в связи с Воскресенским храмом. Оба храма обнесены каменной оградой с железной решеткой, кладбище в ограде закрыто уже давно и в ней нет уже ни намогильных крестов, ни плит.
Престолы: в Воскресенском храме — в честь Воскресения Христова, пр. Илии; в Богоявленском — в честь Богоявления Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя вмч. Димитрия Солунского. Достопримечательность церкви – древний престол главного алтаря Воскресенского храма, устроенный из камня и кирпича, в виде четырех столбов. Главную местную святыню составляет напрестольный серебряный вызолоченный крест с мощами князей Федора и Константина Ярославских. Капитал церкви 800 руб. — на освящение церкви.
Причт: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта: проценты 114 руб. 40 коп. с капитала в 2980 руб. и доход от богослужений и треб священника 390 руб., диакона 260 руб., псаломщика 130 руб. Все члены причта живут в наемных квартирах, квартирных не получают. В пользовании причта состоит лесная дача Рюхманово в количестве 183 десятин 600 сажень, в 18 верстах от Солигалича. Документы на землю есть.
Прихожан муж. пола 499, жен. пола 546. Приход состоит из крестьян, живущих отхожим промыслом (плотники, столяры, кровельщики, печники и т. п.). Школ в приходе две, в деревнях – земская.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?