Рождественский собор строился 150 лет — с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей.
Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной колокольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Xристова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней).
Достопримечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани.
Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года «усердием» царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских.
В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой — губернского архитектора Метлина.
В наше время Богородице-Рождественский собор хотя и отдан епархии, но стоит под замком. Богослужения в нём не проводятся. Реликвии прошлого в большинстве своём исчезли. Достояние собора, уцелевшее до сегодняшнего дня, — его прекрасный барочный иконостас да осыпающиеся росписи, которые повествуют о ново- и ветхозаветной истории.
Из журнала Православные храмы. Путешествие по святым местам, № 216
Собор представляет собой четырёхстолпный, пятиглавый, трёхапсидный храм, поднятый на высокий подклет, с четырёхскатным покрытием. С севера он почти целиком закрыт одноглавым придельным храмом Рождества Христова. К приделу примыкает небольшая, всего в три окна, трапезная, у северо-западного угла которой поставлена колокольня, достроенная в 1887 году. С запада к собору пристроена пониженная закрытая галерея с крыльцом. В подклете размещался тёплый придельный храм Покрова Богородицы. Собор поставлен так, что его южный фасад, не имеющий пристроек, обращён на дорогу, ведущую в Чухлому и Галич. Таким образом, южная сторона собора является его главным фасадом, полным величия и парадной официальности.
При подъезде к Солигаличу по старинному чухломскому тракту собор воспринимется сразу же и целиком, вследствие чего производит весьма сильное впечатление. Напротив, северный и западный фасады собора, закрытые приделами, галереями, колокольней и лестничными рундуками, были обращены в сторону посада — к его торгу с лавками, к кузницам вдоль Шашкова ручья, к солеварням. Территориальная близость собора к посаду во многом определила ассиметричную объёмно-пространственную композицию здания и особый характер его декоративного облика. В убранстве фасадов Рождественского собора преобладают ширинки, сгруппированные почти повсеместно в виде вертикальных лент с полуколонками. Ширинками украшены южный фасад собора, его подклет, придельные храмы, галереи и крыльца. В декоре галерей и придельного храма Авраамия Городецкого под колокольней ширинки собраны в «пучки», образуя большие красочные пятна в убранстве здания. Вертикали ширинок, находясь на месте традиционных лопаток, имеют декоративное значение. В донца ширинок почти везде вмонтированы белокаменные резные вставки в виде скульптурных изображений коней, балясин, просвирок, сердечек, восьмиконечных звёзд и розеток. В некоторых ширинках эти белокаменные вставки сгруппированы то «двойнями», то «тройнями». Такое обилие ширинок и резной белокаменной орнаментики встречается в убранстве русских общественных зданий ХVIII века крайне редко.
Собор имеет пять главок над четвериком. Двухъярусная композиция каждого из пяти световых барабанов, суховатое измельчённое убранство этих барабанов, их пьедесталы, выступающие в виде «пирамидок» из кровельного покрытия здания и отражающие конструкцию сводов под барабанами, всё это воспринимается очень необычно в облике собора и напоминает устюжские и особенно тотемские памятники архитектуры. Портал расположен в центральном прясле южной стены собора, в нижнем ярусе — подклете. Портал перспективный, с килевидным профилированным завершением. В тимпане портала находится квадратный белокаменный киот. Окна основного этажа (верхнего яруса), и подклета примерно равны по высоте. Форма обрамляющих проёмы наличников также совпадает. Наверху окна имеют арочные формы, внизу — прямоугольную.
Констуктивно основное строение собора следует отнести к крестово-купольной трёхпролётной арочно-стоечной системе, выполненной из кирпичной кладки на известковом растворе. На четыре центральных столба опираются главные и боковые подпружные арки, главные арки, несущие центральный световой барабан, а боковые являются основанием для коробовых сводов и угловых световых барабанов, боковые подпружные арки и коробовые своды опираются на наружные стены. Внутренний объём собора четверика делится на два яруса, собственно церковь и подклет с промежуточным перекрытием из системы цилиндрических кирпичных сводов, опирающихся на четыре центральных столба и наружные стены здания. Подклет имеет высоту порядка 3 м, а второй этаж — 12 м. Наличие промежуточного перекрытия позволяет заметно уменьшить свободную высоту центральных столбов и тем самым несколько улучшить их устойчивость. Изюминка интерьера собора — его резной позолоченный иконостас. Это незаурядное произведение в стиле барокко. Трёхъярусная композиция определяется многообломными карнизами, раскрепованными над витыми колоннами и каннелированными пилястрами, членящими иконостас на прясла. Среднее прясло с Царскими вратами и балдахином над ним выделено более крупными колоннами. Каждый ярус включает по два ряда икон. Верхние иконы на первом ярусе заключены в картуши, а на третьем — в овальные медальоны. В алтаре главного храма сохранилась надпрестольная сень, опирающаяся на четыре витые колонки, украшенные гирляндами, и с волютами в завершении. В северном приделе можно наблюдать остов одноярусного деревянного иконостаса с многолопастными завершениями над арочными рамами. В интерьере основного этажа сохранились настенные росписи. В храме большую роль играет гризайльная живопись. Своды под главами расписаны кессонами, остальные заняты растительно-орнаментальными композициями. На стенах библейские сюжеты.
Первоначальные строительные работы проведены в 1660-е годы. Возобновлено стоительство в 1792-1794 гг. Освящение состоялось 19 марта 1805 года. Колокольня достроена в 1887 году. Высота верхнего этажа составляет 12 м., нижнего — 3 м. Общая высота каменного фундамента около 2 м., его ширина — от 2,9 до 3,2 м. Собор передали церкви в начале ХХI века. Музей покинул его стены. Однако литургическая жизнь собора не налажена, освящение храма не проведено, приход отсутствует.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск № 216, 2016 г.