Однопрестольный храм построен 1827 году на средства прихожан, вместо деревянного, построенного в самом начале ХIХ в. Приход существует с середины ХVIII в. При храме служили священниками: — в 1834-51 гг. Петр Алексеевич Петров(1806-?)(закончил Орловскую духовную семинарию в 1829 г), — в 1898 г Михаил Федорович Соловьев (1830-?)(закончил Симбирскую духовную семинарию в 1850 г.) Был отрешен от места в 1883 г за переход к старообрядцам белопоповского толка, восстановлен в 1888 г, — в 1903-1915 гг. Николай Иванович Фриновский,(закончил Самарскую духовную семинарию в 1868 г.) Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998.
После польских волнений 1830-х гг. в Бугульму были сосланы неблагонадежные поляки. Благодаря имущественному и образовательному цензу в 1850-1890 гг. они прочно вошли в состав земской управы и городской ратуши и фактически правили городом и уездом. Но исторические документы подтверждают, что поляков и белорусов активно расселяли и до событий 1830-х годов в самом уезде. Пример тому Солдатская Письмянка. В «Атласе Российской империи. Уфимское наместничество от 1792 г.» данное поселение обозначено как — Солдатская (Панская) Письмянка. А в материалах «Переписи населенных мест Самарской губернии за 1864 г.», слово Панская уже не упоминается:
«Солдатская Письмянка – казенная слобода, при ключе Услон в 10 верстах от Бугульмы. По левую сторону Казанского почтового тракта в сторону Чистополя, Ново-Письмянской волости Бугульминского уезда Самарской губернии. 104 двора, 265 душ мужского пола и 309 душ женского пола».
Подчеркивается и такой факт, что ныне они совершенно обрусели по языку и вероисповеданию, только в обычае брить бороду и в некоторых особенностях одежды обнаруживают свое западное происхождение. Подтверждением о смене вероисповедания жителей села, подтверждает и наличие уже в середине XVIII века православного прихода, а в начале XIX века и деревянной церкви. В 1827 году на средства прихожан построен однопрестольный каменный храм во имя Пророка Илия Фесвитянина. Храм небольшой однокупольный с высокой колокольней. Что удивительно, даже в его архитектуре мы видим католический след в виде цельного каменного купола, так редко встречающейся в православных церквях.
В статье использованы материалы с сайта http://forum.bugulma.ws/viewtopic.php?f=18&t=2804