Ильинский собор был закрыт в 1936 г. С приходом оккупантов в нем возродилась церковно-приходская жизнь, поскольку он вошел в зону влияния «Псковской православной миссии». Несмотря на жестокие бои, которые велись в районе в 1941 г., собор уцелел. Освящение и первое послевоенное богослужение состоялось 11 ноября 1945 г., его совершил настоятель собора о. Д. Флоренский. Перед тем как собор вернули верующим, приходу пришлось отстаивать право на здание перед молодежью, пожелавшей иметь в здании Дом культуры. Противостояние длилось с апреля по сентябрь, когда 18 сентября 1945 г. уполномоченный П. Н. Тихонов направил в Солецкий РИК телеграмму: «Сообщаю для сведения. Что Совет по делам РПЦ при СНК СССР постановлением от 27 июля 1945 года разрешил открыть Ильинский собор в г. Сольцы и Успенскую церковь в деревне Молочково Солецкого района. Решение Совета об открытии Ильинского собора в г. Сольцы и Успенской церкви в деревне Молочково одобрено СНК СССР».
В 1948 г. под видом спасения урожая от гибели райисполком попросил верующих временно уступить летнее помещение под склад зерна, которое находилось под открытым небом. Община уступила этой просьбе. К обещанному сроку контора «Заготзерно» помещение не освободила, все обращения оставались безответными. Здание варварски эксплуатировалось и подвергалось разрушению. Стекла в скором времени оказались выбитыми, водосточные трубы исчезли. Стала разрушаться настенная живопись – копии картин художника Васнецова. Местами ее просто разбивали лопатами, которыми засыпали зерно. В 1952 г. в летнем помещении собора установили механический двигатель для сортировки зерна, который стал извергать клубы дыма и пыли, слоями осевшие на ценной живописи. Эта же грязь стала проникать в зимнее помещение собора, которое в дни праздников не могло вместить всех верующих. Ни на одно заявление о возвращении общине незаконно занятого помещения ответа не последовало.
Когда склад «Заготзерно» убрали, без согласования с церковным советом помещение тотчас передали совхозу «Победа» под хранение комбикормов. 28 апреля 1953 г., ссылаясь на то, что «летняя часть храма с 1948 г. церковной общиной не используется по прямому назначению и не ремонтируется, а Солецкий райпотребсоюз испытывает большой недостаток в складских помещениях», Солецкий райисполком решил «изъъять летнюю часть церкви в г. Сольцы из пользования церковной общины и передать ее Солецкому РПС под склад». Верующие продолжали настаивать на своем праве на владение храмом. В январе 1955 г. летнее помещение собора в отвратительном состоянии было возвращено.
Через пять лет отстоять собор уже не удалось. Наступление началось с проверенной практики подготовки общественного мнения. 12 и 13 июня во всех 30 предприятиях и учреждениях города прошли собрания, итог которых был предопределен. Днем позже Солецкий РИК изъял у общины Ильинский собор, а 29 июня уже Новгородский облисполком утвердил это решение и разрешил исполкому переоборудовать здание под городской Дом культуры, на что выделил 100 000 рублей.
В архиве епархиального управления остались два ходатайства о сохранении собора. Его настоятель о. Николай Прокофьев в августе 1960 г. обратился к правящему архиерею: «… ценнейшая внутрицерковная живопись известных русских мастеров Васнецова и Нестерова покрывает стены. Арки, колонны и купола картинами из жизни Ветхого и Нового заветов… в нем венчался великий русский полководец фельдмаршал Кутузов. По заявлению старожилов города, до революции в храме находилась мемориальная доска об этом событии». Архиепископ Сергий (Павел Александрович Голубцов), специалист в художественно-реставрационном деле, так же направил письмо в патриархию: «Ильинский собор является архитектурным украшением города, а своею живописью, мастерски передающую кисть художника Нестерова и Васнецова, по праву может быть назван уникальным художественным достоянием Новгородской области.
Дом культуры в соборе так и не разместили. На крыше были разрушены четыре барабана. На том реконструкция и закончилась. Здание на двадцать с лишним лет превратили в склад. Только в 1990 г. его вернули верующим. И. Д. Савинова. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть 1917-1991. Историческое исследование. Новгород 1998 с. 76-77, 83-84
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ по статье А. Н. Трифоновой в журнале «София» (Новгород) При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой дороги, на берегу ручья Крутец, стоит белоснежная церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, сооруженная в стиле высокого классицизма. В документации, хранящейся в Управлении охраны памятников Новгородской области, Ильинская церковь датируется по-разному: то рубежом XVIII-XIX вв., то второй половиной XIX столетия. Принятое здесь, а также в текущем епархиальном делопроизводстве название — «Ильинский собор» — позднее. Оно появляется, очевидно, в конце XIX — начале XX вв. Так именуется храм на почтовой открытке 1901 г. и в аннотациях к фотоснимкам П. П. Покрышкина, выполненным в 1914 г. В документах Псковской духовной консистории на протяжении XVIII — XIX вв. и даже в начале XX столетия сохраняется старое название: «Ильинская церковь погоста (или посада) Сольцы Порховского уезда Псковской губернии». Село Солец упоминается в письменных источниках с конца ХIV в. Церковь Ильи Пророка с приделом Флора и Лавра существовала в Сольце уже в первой половине ХVI в. Она указана в Новгородских писцовых книгах (погост Мусетцкой Шелонской пятины), начиная с 1539 г. Изображение церкви есть на рисунке из альбома Августина Мейерберга, находившегося в России по поручению австрийского двора в 1661-1662 гг. Рисунок, представляющий Солец, датируется концом апреля — началом мая 1661 г. На нем схематично изображен деревянный храм, стоящий в излучине реки Шелонь, — простой сруб с пристроенной к нему шатровой колокольней. Древняя церковь стояла в старейшей части Coльцa, «на посадце», который в конце 1570-х — начале 1580-х гг. по указу царя Ивана IV был отведен колесному мастеру Рычку Ригину с товарищами и получил название колесной слободы. Тогда в слободе было 25 дворов колесных мастеров, 4 двора духовенства и деревянная церковь. В 1734 г церковь была перестроена. Очевидно, новый деревянный храм Ильи Пророка был больше прежнего, так как имел не один, а два придела — Святителя Николая и Мучеников Флора и Лавра. Об этом известно из клировой ведомости церкви 1800 г. К началу XIX в. церковь обветшала. Не позднее 1824 г. у Новгородской дороги было начато строительство кирпичного Ильинского храма. Освящение церкви Ильи Пророка состоялось в 1825 году, о чем можно судить по записи в мировой ведомости 1914 г.: «Церковь построена в 1825 году, каменная, с такою же колокольней, престолов в ней пять: главный во имя св. пророка Илии, придельные во имя Святителя и Чудотворца Николая, Казанской Божией Матери, Святого Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца». Известно, что приделы Святого Николая и Казанской Богоматери размещались па сторонам главного престола в центральном храме. Два других придела были устроены в трапезной. Итак, Ильинский храм в Сольцах представляет собой ансамбль из трех зданий, стоящих вплотную друг к другу и ориентированных по оси восток-запад: церкви, трапезной, колокольни. Главный — холодный — храм квадратный в плане, без алтарных выступов. Интерьер разделен четырьмя столбами, которые несут широкий двенадцатиоконный барабан центрального купола, Окна барабана высокие с полуциркульными перемычками и наличниками в виде аркады. Купол первоначально был гладким и имел форму слегка «приплюснутой» полусферы, однако после реставрации 1994 — 1995 годов он стал более плоским с ребристой поверхностью. Его венчает глухой «фонарь» с восьмиконечным крестом, стоящим на сфере: Купола малых глав невысокие, уплощенные, под ними — глухие окна, по шеста в каждом барабане Они оформлены так же, как и окна центрального барабана. Кровля основного объема четырехскатная с разжелобками, которые закрыты фронтонами. На фасадах фронтоны завершают композицию из четырех центральных и двух боковых пилястр, объединенных антаблементом. Фриз гладкий. Карниз с метопами. Пилястры композитного ордера в их капителях ионические волюты совмещены с двумя рядами аканфовых листьев. Боковые фасады имеют дверные проемы (южная дверь заложена). Окна с прямыми перемычками располагаются между пилястрами. Верхняя часть оконных наличников представляет собой полосу орнамента из лавровых венков с розетками в центре и по бокам. Орнаменты, как и капители отлиты из гипса. Боковые окна завершены декоративными фронтончиками. Стены рустованы на всю высоту за исключением гладкой полос» вверху между центральными пилястрами. Алтарная стена рустованная, с двумя окнами, освещающими центральный престол, и тремя нишами, оформленными как глухие окна. Теплая трапезная церковь прямоугольная в плане, разделена четырьмя столбами на три нефа. Центральный узкий неф перекрыт коробовым сводом. Боковые имеют крестовые своды. Кровля двухскатная. Антаблемент такого же профиля, что и на здании холодного храма. На южном и северном фасадах по три прямоугольных окна с наличниками строгой формы. Стены рустованные. Трехъярусная колокольня Ильинского храма, сохранившаяся только на половину первоначальной высоты, восстановлена в 2000 г. Ее боковые стены, оформленные пилястрами, завершены фронтонами. Фронтоны, антаблемент, капители колонн и пилястр, окна, рустовка стен основания колокольни повторяют архитектурные формы двух других зданий ансамбля. Верхняя часть колокольни представляет собой композицию из восьмерика, переходящего в ротонду. Грани между четырьмя арочными проемами восьмерика оформлены в виде ложных арочных проемов с венчающими их фронтонами. Арочные проемы ротонды разделены парными пилястрами. Колокольня завершается высоким куполом с «фонарем» и крестом, установленным на сфере. Венчающая композиция отделена от ротонды карнизом сложного профиля. Снимки П. П. Покрышкина запечатлели великолепный деревянный резной иконостас холодного храма Ильинского собора объединявший все три его престола. Он относится к многочисленной группе русских классицистических иконостасов типа триумфальной арки. Архитектуре и характеру декора имеет аналогии в таких памятниках, как, например, иконостасы Спасо — Преображенского собора в Белозерске (около 1801 г.), церкви Спаса Обыденного в Вологде (первая четверть ХIХв.), церкви Никиты в Новгороде (1813 г.), церкви Архангела Михаила новгородского Сковородского монастыря (1820 г.) В рисунке архитектурных элементов и деталей орнаментики он имеет много общего с иконостасом церкви архиепископа Иоанна в Новгородском Кремле, известном нам по проекту архитектора Новгородского Архиерейского дома и Епархиальных строений Александра Макушева(1820 г.) Старые фотоснимки интерьера трапезной не обнаружены, и потому мы не знаем, как выглядели иконостасы приделов Александра Невского и Никандра Псковского. Есть сведения, что один из них был сооружен в 1895 году на средства Солецкой купеческой вдовы Марии Петровны Смирновой, давшей на его изготовление около 1100 рублей. Другая купеческая вдова, Александра Николаевна Ардамацкая, примерно в то же время пожертвовала в Ильинскую церковь 700 рублей на устройство Голгофы, а купец Василий Дмитриевич Замарин 800 рублей «на различные церковные нужды». За свою благотворительную деятельность эти лица получили в 1898 году благословение Синода «с выдачей установленных грамот». Таким образом значительные частные пожертвования, на которые в 1888 году было начато строительство трапезной и колокольни Ильинской церкви поступали в солецкий храм на протяжении десятилетия. Работы по «обновлению» храма шли не один год. Очевидно, именно к их окончанию был приурочен приезд в Сольцы еп. Псковского и Порховского Антонина, который 27 сентября 1898 года служил в Ильинском соборе Божественную литургию. Заметим, что архиерейское служение было выдающимся событием в истории того времени. Хроника Псковских епархиальных ведомостей, издававшихся с 1894 года, всего лишь дважды за двадцать лет сообщает о посещении владыками Солецкого прихода — одного из самых удаленных от центра епархии. На фоотоснимках 1914 года различимы некоторые изображения росписи Ильинского собора, дошедшей до нас примерно на 80 процентов. Точная дата росписи нам не известна. Однако по стилю ее можно отнести к концу XIX — началу-ХХ в., и на основе косвенных данных высказать предположения о времени ее создания. Роспись выполнена масляными красками по штукатурке. В куполе изображена «Новозаветная Троица» (практически не сохранилась), в простенках окон барабана — два Архангела и двенадцать Апостолов, под окнами — ярус со «Страстями Христовыми». На парусах мы видим монументальные образы Евангелистов, на восточной арке медальоны с изображениями голубя — Святого Духа, Архангелов Михаила и Гавриила, на других подпружных арках — медальоны со святыми: В алтаре представлены «Пантократор», «Торжество креста» и «Воскресение Христово» (восточная стена). Здесь же — «Собор Святых Отцов» и «Моление о чаше», помещенные над входами в приделы. Восточные столбы были закрыты иконостасом почти на всю высоту. На западных столбах написаны «Рождество Христово» и ‘Крещение» на их боковых гранях — Пророки Илья и Моисей, Апостолы Петр и Павел. Над входами в храм представлены «Саваоф, с исходящим от него Святым Духом» (южная стена), «Благовещение» (северная стена), «Проповедь Христа апостолам на море» (западная стена). В западных компартиментах храма находятся также композиции «Се стою при дверех и толку», «Добрый пастырь», сцены из жизни Святого Николая, «Воскрешение дочери Иаира». Большое места в росписи Ильинского храма отведено изображениям символико — декоративного характера. Это кресты, заключенные в орнаментированные круги, и стилизованные растительные узоры (крины в сердцевидных завитках, вьющийся виноградный стебель, «арабески»). Источник иконографического и стилистического решения большинства живописных композиций Солецкой церкви очевиден. Это живопись собора Князя Владимира в Киеве, построенного в 1862 — 1882 годах, расписанного в 1885 — 1896 годах В. М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, П. А. Сведомским, В. А. Котарбинским, М. А. Врубелем, А. С. Мамонтовым, А. В. Праховым и др. Ведущим художником, выполнившим все основные живописные композиции Впядимирского собора, был В. М. Васнецов. Мастера, работавшие в Ильинской церкви, почти без изменений повторили его купольного «Пантократора» и «Бога Саваофа» из композиции «Единородный Сын Слово Божие» в плафоне центрального нефа киевского храма. Под влиянием женских и ангельских обликов «Преддверия рая», помещенного В. М. Васнецовым в барабане собора, написаны ангелы в «Торжестве креста» солецкой церкви, а архитектурный пейзаж и образы Святителей ее «Собора Святых Отцов» напоминают об алтарной композиции киевского храма «Собор Святителей Русской Церкви». «Крещение» на северо-западном столбе церкви Ильи Пророка воспроизводит композицию из Крещальни Владимирского собора, созданную М. В. Нестеровым. «Воскресение’ этого художника — алтарный образ соборного придела, очевидно, послужил образцом для одноименного сюжета в алтаре Ильинского храма , который, к сожалению, практически не сохранился (о нем можно судить только по поздней записи). К «неовизантийским» узорам, почерпнутым В. М. Васнецовым и его соратниками по работе в Киеве из древнерусской монументальной живописи и рукописной книги, близка орнаментика Ильинского храма. Росписи собора князя Владимира имели колоссальный успех у общественности и огромное значение для русской религиозной живописи конца XIX — начала XX века. Два летних сезона — достаточный срок для росписи такого здания, как Ильинский собор. Если живописные работы в холодном храме собора были предприняты после устройства приделов в трапезной и велись летом 1897 и 1898 годов, они могли быть завершены к визиту в Сольцы Епископа Антонина. Не менее вероятно и то, что соборная роспись создавалась в середине 1900-х годов, незадолго до следующего архиерейского посещения Сольцов в 1909 году. Мы видим, что храм Ильи Пророка представляет собой замечательный памятник русской культуры XIX — начала XX столетия, созданный на лучших образцах религиозного искусства своего времени. И архитектура, и внутреннее убранство Ильинской церкви отмечены незаурядным художественным вкусом и высоким качеством исполнения. Тем трагичнее представляется судьба памятника в советский период, когда он пришел поистине в плачевное состояние. В августе 1937 года, по решению Солецкого райисполкома, Ильинский собор был изъят у церковной общины и передан конторе «Заготзерно» под склад. Как свидетельствуют местные жители, именно тогда по инициативе руководителей городского коммунального хозяйства был разобран верх колокольни. К сожалению, судьбу колокольни солецкого храма разделили тогда многие замечательные памятники культовой архитектуры, которые разрушались «с целью получения кирпича для другого строительства». Очевидно, одновременно с разборкой колокольни был уничтожен иконостас Ильинского собора. Об этом можно судить по следующим фактам. В октябре 1941 — январе 1944 года город Сольцы был оккупирован фашистами. Немецкое военное командование разрешило проводить в соборе богослужения, и тогда верующие вместо погибшего иконостаса соорудили примитивную алтарную преграду. «Деревянную перегородку», заменявшую иконостас холодного собора, описал в 1945 году протоиерей Дмитрий Флоринский. Летом — осенью этого года он участвовал подготовке храма к освящению, так как с февраля 1944 года служба в храме не велась и приход был фактически упразднен. Приходская община Ильинского собора была зарегистрирована в сентябре 1945 года, а через два месяца состоялось освящение храма. Однако богослужения были возобновлены только в трапезной, где в тот период стояли деревянные одноярусные иконостасы, впоследствии утраченные Холодная же церковь еще несколько лет использовалась как складкое помещение, несмотря на многочисленные жалобы церковного совета властям на варварское отношение арендаторов к зданию и украшавшей живописи. После того, как в январе 1955 года храм был возвращен общине, на пожертвованные верующими средства был проведен ремонт. Очевидно,именно к середине 1950-х годов относится написанное заново на восточной стене «Воскресение Христово» и изображения Евангелия и Потира в верхних частях предалтарных столбов, закрывавшихся ранее иконостасом 1825 года, а также «реставрационные» прописи на других живописных композициях в алтаре. Многие годы алтарные стенописи, прежде всего «Воскресение», страдали от того, что хранившиеся здесь зерно и комбикорма лежали насыпью, и во время их перелопачивания безжалостно повреждалась стенная штукатурка. В декабре 1960 года начался новый, на этот раз тридцатилетний период существования Ильинского собора в качестве «недействующего». По решению Новгородского Облисполкома, он был закрыт для «переоборудования под Дом культуры». С «переоборудованием» местные власти не спешили: они отдали здание под склад совхозу «Победа». Вскоре был проведен ремонт кровли холодного храма, а заодно разобраны малые барабаны с главами и сняты все кресты. Преднамеренное искажение подлинной архитектуры Ильинского собора не вызвало тогда возражения у общественности, так как собор не состоял на учете в государственных органах охраны памятников. Но именно после того, как в 1975 г. ему был присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством, он вообще остался без надзора. В результате до 1980 г. произошло катастрофическое обрушение центрального купола, которое стало причиной обширных утрат и повреждений живописи в верхних частях здания. В это ремя здание находилось на балансе РПО и использовалось как склад рубероида. В 1981 году конторой «Новжилкоммунпроект» был выполнен проект капитального ремонта Ильинского собора и его приспособления под краеведческий музей, оставшийся не осуществленным. В 1987 году в НФИ «Спецпроектреставрация» приступили к созданию проекта комплексной реставрации памятника (в нем по-прежнему планировалось разместить музей), однако этот проект завершен не был. В 1992 году Ильинский собор был фактически передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник отец Андрей Пученкин (акт о передаче собора епархии был оформлен в 1996 году). Вскоре после этого был проведен ремонт отапливаемой трапезной церкви, в которой возобновились богослужения, а затем начались работы в холодном храме: были реконструированы малые барабаны и главы, восстановлен центральный купол, отремонтирована кровля, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы. При следующем настоятеле — священнике Михаиле Бирюкове, была восстановлена колокольня (автор проекта С. П. Славинский, Новгородский государственный университет), завершен внешний архитектурный облик храма, облагорожена прилегающая к собору территория. В 1996 году начались работы в интерьере главной церкви Ильинского собора: новгородские реставраторы под руководством Т.И.Анисимовой (ТОО «Дар») приступили к реставрации ее живописи. Резной иконостас для левого зимнего придела выполнил известный новгородский писатель и фольклорист Дмитрий Балашов. Ежегодно 2 августа, на день памяти святого пророка Божия Илии собор принимает множество паломников из разных мест. Престольный праздник храма в Сольцах традиционно совпадает с днем города. При Ильинском соборе существует общедоступная православная библиотека, работает Воскресная школа. Каменный собор в городе Сольцы был построен в 1825 году. На его месте прежде размещалась деревянная церковь, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. От себя хочу добавить, что с детства слышала рассказы, что на месте собора прежде размещалась деревянная церковь, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Информация об этом встречается в разных источника, правда без ссылок на официальные документы. Еще одна байка из моего детства — грустная история о том, как выносили иконы из церкви: якобы никто из рабочих не решался начать. Тогда один из райкомовских (?) взялся снимать сам. С иконы упало защитное стекло и отрезало ему кончик носа. Правда это или вымысел – не знаю. В любом случае церковь это тогда к сожалению не спасло.
Сольцы впервые упоминаются в Псковской летописи под 1391 годом, когда послы псковичей встретили здесь новгородскую рать и заключили с новгородцами мир. В 1581 году в писцовых книгах новгородской Шелонской пятины наряду с селением Сольцы упоминаются селения Мусцы и Заборовье. В 1776 году Сольцы в составе Порховского уезда вошли в состав Псковской губернии. В это время село Сольцы обращено в слободу артиллерийского ведомства. В 1781 году Сольцы становятся посадом. 10 мая 1914 года Сольцы стали городом.
В 1734 году построена деревянная Ильинская церковь с двумя приделами: Святителя Николая и Мучеников Флора и Лавра. В 1825 году на средства прихожан и доброхотных жертвователей построена каменная Ильинская церковь, в которой, кроме главного, были еще четыре престола: Святителя и Чудотворца Николая, Казанской иконы Божией Матери, Святого Благоверного князя Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца.
Колокольня также каменная, построена в 1888 году в связи с церковью, на ней висели восемь колоколов. Первый колокол пожертвован прихожанами, весил 188 п. 35 ф. Вес второго колокола 66 п. 37 ф., третьего — 16 п. 30 ф., четвертого — 4 п., пятого — 1 п. 31 ф., шестого — 7 п., вес восьмого не указан. На первом колоколе была надпись: «1889 года ноября 18 дня отлит сей колокол ко храму Илии Пророка усердием купца Ивана Михайловича Смирнова и прихожан при священниках Алексии Встеселовском и Василии Соловьеве, и церковном старосте Михаиле Дмитриевиче Гурьянове. Лит в Москве на заводе Почетного гражданина Андрея Дмитриевича Са…а. Лил мастер Аким Воробьев в благополучное царствование благочестивого Государя Императора Александра III». Кладбище находилось в 3 верстах от церкви.
24 сентября 1896 года город посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. В церкви он совершил молебствие Святому Пророку Илии. Молебен пели прихожане храма вместе со староверами-единоверцами. Обращаясь к народу, владыка сказал, что единоверческая и православная церкви одно и то же, разность только в обрядах.
К церкви в 1855 году приписана Покровская церковь села Мусцы. В приходе были две деревянные часовни в селах Мусцы и Заречье. Часовня в Мусцах освящена в честь Святых Безсребреников Космы и Дамиана, в селе Заречье — в честь Святого Духа.
Церковно-приходского попечительства при церкви не было. 14 декабря 1905 года на пожертвования вдовы Александры Николаевны Ардамацкой при церкви открыта богадельня имени потомственных Почетных граждан Федора и Александры Ардамацких, 4 марта 1912 года при богадельне открыт приют для сирот и детей бедных родителей. В приходе были две школы — женская земская и мужская Министерства народного просвещения. В 1900 году в них обучалось 178 учеников и 125 учениц.
Служили в церкви два священника, дьякон и два псаломщика. Судьба их после 1917 года неизвестна. Священник Алексий Симеонович Черепнин родился в 1863 году в семье священника Псковского уезда. В 1884 году окончил Псковскую духовную семинарию. В тот же год начал служить псаломщиком в погосте Качаново Островского уезда. В 1889 году он рукоположен в сан священника погоста Демянка Порховского уезда. По прошению с 24 марта 1897 года переведен в Сольцы, в Ильинскую церковь. В 1905 г. ему преподано благословение Святейшего Синода с грамотой, в 1907 г. награжден камилавкой. 5 марта 1915 года он переведен в Димитриевскую церковь г. Пскова.
Священник Павел Нилович Васильков родился в 1870 году, сын протоиерея погоста Болчино Порховского уезда. В 1891 году окончил Псковскую духовную семинарию, начал служить псаломщиком в погосте Опоки Порховского уезда. В 1896 году он посвящен в сан священника к церкви Святого Александра Невского в погосте Ситня. С 1906 года служил в Сольцах, куда был переведен по собственному желанию. Сведений о дальнейшей его судьбе не выявлено. Его брат священник Василий приговорен к 3 годам лишения свободы в 1930 году. Другой брат священник Сергий расстрелян в 1937 году.
До 28 сентября 1906 г. служил дьякон Михаил Пятницкий. Был за штатом, перемещен на псаломщическое место в погост Цевло Холмского уезда с 27 октября 1906 года. Дьякон Михаил Светлов служил с 31 октября 1906 года после окончания духовной семинарии. 9 апреля 1908 г. перемещен на священническое место в погост Опоки Порховского уезда. Дьякон Василий Иоаннович Панов родился в 1862 году в семье псаломщика. В 1879 году окончил Порховское духовное училище, служил псаломщиком в селе Знаменское Великолукского уезда. В 1883 году посвящен в стихарь, в 1888 году по прошению перемещен псаломщиком в погост Марыни Новоржевского уезда. В 1908 году он рукоположен в сан дьякона к Ильинской церкви в Сольцах.
Псаломщик Михаил Васильевич Безсребренников родился в 1889 году в семье священника Великолукского уезда. В 1909 году окончил Псковскую духовную семинарию, посвящен в стихарь и определен псаломщиком в Сольцы. Псаломщик Михаил Иванович Иванов родился в 1877 году в крестьянской семье. В 1908 году окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу и начал служить в Сольцах.
Церковным старостой был потомственный почетный гражданин, Солецкий купец 2-й гильдии Михаил Михайлович Гурьянов, 1880 года рождения.
Населённые пункты прихода: город Сольцы; деревни: Заборовье, Заречье, Мусцы, Материще, Пирогово, Пупп. В 1910 году в приходе было 1261 мужчина и 1424 женщины.
В августе 1937 года решением Солецкого райисполкома Ильинская церковь закрыта. Верх колокольни был разобран. Из церкви сделали склад зерна, при этом уничтожили иконостас. В годы Великой Отечественной войны немецкое командование разрешило проведение богослужений в церкви, вместо иконостаса была сооружена простая алтарная преграда. С 1944 года богослужения в церкви прекратились. Община верующих была зарегистрирована в сентябре 1945 года, состоялось освящение храма, но богослужения совершались только в трапезной, остальная часть использовалась властями в качестве склада. В 1955 году Ильинскую церковь возвратили верующим, на пожертвования проведен ремонт, но в декабре 1960 года решением Новгородского облисполкома её закрыли, вновь переделали под склад, началось планомерное искажение внешнего облика храма. Результатом этого стало обрушение центрального купола. В 1981 году церковь решили отремонтировать и приспособить под краеведческий музей, но ни ремонт, ни приспособление под музей не были осуществлены. В 1992 году церковь передали Новгородской епархии, в трапезной после ремонта возобновились богослужения, началась реставрация интерьеров церкви. Работы велись под руководством Т.И. Анисимовой, иконостас в приделе выполнил новгородский писатель Дмитрий Балашов. В 2000 году восстановлена колокольня.
Сегодня день Пророка Илии (2 августа н. ст.) отмечается как день города. С 1927 года город Сольцы Новгородской области, районный центр. Церковь восстановлена, действующая.
По материалам описей из архивов Псковской области