Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.
Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион.
В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.
Из описей известно, что монастырю до революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.
Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так во все время с начала 16 века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.
В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Таким образом, перед нами не просто древняя пустынь со своей историей, перед нами — монастырь-мученик, и восстановление его в былом величии — дело не только внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.
Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещающий людям, долгое время Бога не ведающим, что есть Господь, молитва, подвиг и Божии заповеди. Многие самые разные люди откликнулись на просьбы о помощи в возрождении монастыря, многие захотели внести свою лепту, побывав впервые в обители. Всего в обители построено и строится девять храмов, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру.
По материалам сайта монастыря
В Николо-Сольбинском женском монастыре строится храм в честь Пресвятой Троицы, который замыкает архитектурный ансамбль монастыря. Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/news/v-nikolo-solbinskom-zhenskom-monastyre-vedetsya-stroitelstvo-svyato-troitskogo-hrama
Никольский пустынный мужской монастырь на реке Сольба с двухпрестольной церковью, освящённой в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, был основан не позднее начала ХVI века. В 1544 году за монастырём уже числились обширные земельные владения. В Смутное время в начале ХVII века монастырь был полностью разорён польскими отрядами. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери. В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии «довольствоваться своими трудами».
К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство. В начале ХIХ века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящён придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году Сольбинская обитель была обнесена каменной стеной с шестью башнями длиной 570 метров. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во всё время с начала ХVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестёр. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.
После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестёр, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз «коммуна», но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. «Коммуна» развалилась в 1922 году. В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернён и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту. После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи и наркоманы. Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, восстановить разруху не удавалось.
Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрёл четырёх постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и ранне подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии. Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель — совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестёр у монастыря стали появляться помощники и благотворители. Первым был восстановлен дореволюционный соборный храм обители — Успения Пресвятой Богородицы, с приделами, освящёнными в память Усекновения Пресвятой Богородицы и Покрова Божьей Матери. А потом началось строительство сестринского корпуса с храмом, освящённым в честь святой Ксении Петербургской. Главный храм обители — Успенский. Здесь совершаются каждодневные богослужения.
Внутри церкви установлены для поклонения два ковчега мощей с нетленными частицами пятидесяти святых: великомученика Георгия Победоносца, блаженной Матроны Московской, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, святителей Тихона, патриарха Московского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Луки Крымского и многих других угодников. В алтаре Предтеченского придела хранится крест-мощевик с частицами мощей святителей и преподобных Новгородской земли. Божьей помощью вернулись в обитель две иконы, бывшие здесь до революции на монастырских воротах: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Сейчас они находятся на переднем фасаде Успенского храма по обе стороны крыльца. В Успенском храме хранится и главная святыня Николо-Сольбинского монастыря. Это пожертвованная старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Крестный ход с иконой вокруг монастыря совершается каждое воскресение. Очень красив надвратный одноглавый храм святителя Николая Чудотворца, построенный в строгом древнерусском стиле.
К церкви с двух сторон примыкают монастырские стены, где в частности, будет располагаться вторая монастырская гостинница. Первая гостинница (странноприимный дом) была построена рядом с обителью и всегда с радостью принимает всех желающих. Гостинница бесплатная и построена со всеми удобствами: горячей водой, душем, чайной. Здание гостинницы очень красиво. На третьем этаже освящён храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Стены и пол в церкви выложены гранитом, иконостас мрамором. Все иконы написаны в классическом «византийском» стиле. В храме не используется электрическое освящение: во время службы зажигаются многочисленные цветные лампады. На маленьком балкончике расположена звонница. Еженедельно с пятницы на субботу в этом храме служится ночная литургия, предваряемая по древней монашеской традиции чином пения двенадцати псалмов. Здесь же совершаются таинства крещения и венчания, (что по уставу нельзя делать в монастыре). Самое большое монастырское здание — трёхэтажный сестринский корпус с покоями настоятельницы, трапезными и канцелярией. В трапезной на третьем этаже освящена церковь в честь святой Ксении Петербургской. В честь особых святых покровителей монашествующих, построена двухъярусная церковь, нижний «пещерный» храм который, освящён в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печёрских, первых монахов Святой Руси. На нём, как на фундаменте, стоит верхний храм, освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь построена в стиле северного зодчества. Стены и низкий иконостас нижнего храма оформлены редким камнем — травертином.
В день памяти великомученика целителя Пантелеймона в храме забил источник. Источник был выведен из церковного здания с внешней стороны под горку и освящён в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского. Северный вход в монастырь украшен пятиглавым храмом в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Спиридон — величайший святой древней Церкви, живший в одно время с Николаем Чудотворцем, считается покровителем домостроительства. В своём архитектурном решении постройка этой церкви продолжает традиции российского зодчества ХVII столетия. Её внешний вид представляет собой классический вид архитектуры для русской православной церкви. Храм отделан узором из резного камня на красно-кирпичном фасаде, главкам этой церкви архитектор придал форму куполов собора Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Насельницами монастыря много делается для устройства больницы и богадельни для нуждающихся местных жителей, паломников и сестёр. Для этого строится больничный корпус, который будет соединён со строящимся храмом в честь великомученицы Варвары.
В память всех посрадавших в годы богоборческой власти строится храм-часовня новомучеников и исповедников Российских. В храме-часовне будут возносится сугубые молитвы за усопших. Всё сделанное и строящееся в Святой Сольбинской обители поражает и радует глаз паломников. В монастыре построено или строится девять храмов и пять часовен. Каждый храм, либо часовня, имеет свою оригинальную архитектуру и неповторимый силуэт, что делает в целом монастырь не похожим ни на одну другую обитель средней полосы России. Глубоко продумана цельная духовная концепция, каким святым посвятить престолы в каких храмах (больничном, надвратном и т. п.). Все главные святыни монастыря связаны с двумя великими святыми Православной Церкви — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Древний святой — святитель Николай был и, вероятно, остаётся самым почитаемым святым на Руси — «святым народным, совершенным представителем того множества людей, которые слушают Слово Божие и спешат исполнить его и примером своим научить других» (святитель Николай Сербский), а преподобный Сергий — выразитель русского идеала святости, собиратель и молитвенник земли Русской. И первый монастырь здесь, в непроходимых переславских лесах, возможно, был устроен его учениками.
Из книги-брошюры: Николо-Сольбинский женский монастырь