Сокольское. Церковь Рождества Христова.

Церковь Рождества Христова построена в 1803 г. На строительство храма 500 рублей пожаловал сам император Александр I. Не исключено, что пожертвование было осуществлено лично. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, в храме существовали престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь св. мученицы Параскевы. Заброшена, в 2005 г. в храме ещё сохранялись деревянные остовы иконостаса и церковной лавки(?), а также две печи. От существовавшего при церкви старинного кладбища, а также ограды, следов не осталось.

Рождественская церковь построена на средства прихожан и пожертвования императора Александра I («каменная, с каменной колокольней и оградой построена в 1803 г., на каковую постройку Государь император Александр I пожаловал 500 рублей»). На территории церкви за каменной оградой находилось кладбище. В храме было три престола: во славу Рождества Иисуса Христа, в честь Успения Божьей Матери и святой мученицы Параскевы. Церковь расположена в центральной части села, справа от дороги, идущей из с. Тимирязево. Застройка П-образно огибает широкую площадь, внутри которой стоит храм. Территория имеет ровный постепенный уклон к речке Луховке, протекающей восточнее церкви. В юго-восточной части площади находится небольшой пруд. Церковь представляет собой трехчастный пятикупольный храм с двусветным четвериком и высокой шатровой колокольней. Все сооружение выполнено из красного кирпича размерами 34х21х13 см. Вход решен в вида невысокого портика с шестью строенными колоннами.
К нижнему ярусу колокольни пристроены два боковых придела, решенных снаружи как единый объем совместно с трапезной. Последняя представляет собой вытянутое относительно продольной оси помещение, в центре которого два квадратных столба, поддерживающих крещатые своды трапезной. На восточной стене — две неглубоких абсиды, примыкающих к холодному храму. Арочный проем шириной 2,7 м соединяет трапезную и холодную церковь. Четверик зимней церкви перекрыт сомкнутым сводом со световым окном в центре. Оконные проемы нижнего яруса распалубок не имеют. Алтарь представляет собой полукруглую абсиду, перекрытую конхой. Наружное решение фасадов здания несет в себе черты, характерные для русской архитектуры более раннего периода (XVII-XVIII вв.): пятиглавие, луковичные главки с лемехом, лопатки на стенах, стрельчатые оконные наличники, поребрик на карнизе трапезной и т.п.
Единственным, пожалуй, элементом, характерным для архитектуры начала XIX в., является портик входа с круглыми колоннами, но пропорции его несколько тяжеловесны, а декор отсутствует. Полы в церкви из каменных плит, сохранившихся плохо. Остатки фресковой живописи сохранились в алтаре и на своде четверика. Относится живопись, по-видимому, к середине-концу XIX в., однако тематика ее первоначальная. В алтаре на гранях конхи — фигуры ангелов в рост. Цветовая гамма несколько резкая. На своде четверика четыре фрески: «Преображение Господне» (западная), «Взятие на небо Богоматери» (северная), «Воскресение Христово» (южная) и «Распятие Христа» (восточная). Сохранился также каркас от иконостаса. 
Рождественская церковь как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос. учет в 1973 г. Она была закрыта в начале 1930-х гг. и передана местному колхозу под зерновой склад, который располагается здесь и поныне. Наружный облик здания с момента строительства остался почти без изменения. Каменная ограда, окружавшая ранее церковь, разрушена. От нее сохранился только кирпичный угловой столб в юго-восточной части территории. Интерьеры разорены. Сохранились остатки фресковой живописи в алтаре и холодном храме. Стены трапезной перекрашены.
По материалам Ополовниковой Е.А., 1973 г. Информация с сайта IVANOVO.RU: http://www.ivanovo.ru/mon?m=110

СОКОЛЬСКОЕ. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, нач. — 2-я пол. 19 в.
Стоит в центральной части села, на возвышенном берегу р. Лух. К северо-западу от храма находится пруд, к западу — старинные амбар и колодец, к востоку — часовня-столп. Каменная ограда утрачена. На постройку церкви, возведенной в 1803 г., 500 рублей пожаловал Александр I. Во 2-й пол. 19 в. была расширена трапезная, в кон. 19 — нач. 20 в. к середине ее западного фасада было пристроено крыльцо в виде выдвинутого вперед портика с треугольным фронтоном и тремя тосканскими колоннами, поддерживающими углы двускатной кровли. Кирпичные стены побелены по обмазке. Памятник интересен как один из наиболее поздних храмов на востоке области, в объемном построении и убранстве которого сохранились стойкие традиции древнерусского зодчества сер. 17 в. в сочетании с некоторыми декоративными элементами барокко (ближайший прототип — церковь Покрова 3-й четв. 18 в. в Тимирязеве Лухского р-на).
Вытянутый по поперечной оси двусветный четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятью изящными главками на круглых барабанах (центральный световой). К нему примыкают пониженные объемы чуть суженной полукруглой апсиды и обширной трапезной, чьи скругленные алтарные выступы заходят на боковые стены четверика. Над западной частью трапезной возвышается мощный восьмигранный столп высокой шатровой колокольни (четверик основания скрыт поздними обстройками). Боковые фасады основного объема в три световые оси прорезаны двумя рядами крупных окон с лучковыми перемычками (входные проемы на средней оси, внизу — прямоугольные). Пилястры в простенках сдвинуты к центру, оставляя свободными углы объема, которые обработаны ленточным рустом (причем в первом ярусе руст переходит со стены четверика на боковые выступы алтарной апсиды).
Стены четверика завершаются многоступенчатым карнизом с рядами консолек и поребрика и на половине высоты расчленены профилированным поясом, продолжающимся в завершении стен апсиды. Декоративное убранство дополняют расположенные над окнами треугольные сандрики и бровки с крупными сухариками-бусинами. Ребра столпа колокольни подчеркнуты огибающими рустованными лопатками. В поле стены на каждой грани помещены узкие вертикальные накладные доски с кругами посредине. Ярус звона отделен широким ступенчатым карнизом с рядами поребрика. Фасады трапезной с несколько суховатой пластикой выдержаны в русском стиле: стены завершены карнизом с поребриком, прямоугольные окна обрамлены крупными наличниками с пилястрами по сторонам и килевидными завершениями. Храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом со световым кольцом, апсида — коробовым сводом, переходящим в граненую конху, двустолпная трапезная — системой слабо выраженных сомкнутых сводов. Клеевая роспись в четверике и алтаре выполнена в сер. 19 в.
В кон. 19 в. нижний ярус прописан маслом. Композиции имеют частичные утраты. Интересный пример стенописи, сюжетные композиции которой трактованы в духе барокко, а в орнаментальном декоре сочетаются классицистические и барочные черты. В колорите звучание довольно ярких холодных красок — бирюзовой, серо-фиолетовой, голубой — слегка приглушается теплыми охристыми тонами. На своде, разделенном широкими орнаментальными полосами, написаны три евангельские сцены: «Вознесение» (южный лоток), «Вознесение Богоматери» (северный), «Преображение» (западный), отличающиеся наивной, но по-своему выразительной экспрессией форм. На восточном лотке утрачена композиция «Воскресение», венчавшая иконостас. Свод отделен от стен штукатурным карнизом и рисованным фризом. На стенах роспись расположена в два яруса. В простенках между верхними окнами боковых стен изображены святые; под ними проходит гризайльный фриз; в нижнем ярусе написаны пилястры с ионическими капителями. На западной стене, вверху, помещены три евангельские композиции, а внизу, по сторонам арки, — две.
Все они имеют пышные орнаментальные обрамления. В алтаре на своде -«Новозаветная Троица». Трехъярусный иконостас — характерное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Иконы, царские врата и лепной декор утрачены. Центральная, выступающая в нижних ярусах часть представляет собой четырехколонный и двухъярусный портик, фланкирующий внизу проем царских врат и завершенный широким пологим фронтоном с разорванной по центру нижней гранью. В трапезной сохранились каркасы двух придельных иконостасов 2-й пол. 19 в.
Беляев, 1863, с. 215-216; ИАК, 1909. Вып.31, с. 291; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». — М., Наука, 2000, с. 657-660

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?