Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра — детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем. Возникновение его было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII века. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно — художественным центром.
Версию о том, что древним центром Великого Устюга его детинцем является именно Соборная площадь, а не Городище, высказал один из первых и наиболее последовательных историков Устюга, серьезно занимавшийся проблемой первоначального освоения города В. П. Шляпин. В своей работе «Житие праведного Прокопия, устюжского чудотворца, и историческое описание устюжского Прокопьевского собора», изданной в 1903 году, он первым выдвинул предположение о том, что заселение города шло не от Городища, а от Успенского собора. Однако в 1915 году выходит книга Б. И. Дунаева «Город Великий Устюг», переиздавалась в 1919 году, и, очевидно, под влиянием этой книги В. П. Шляпин отказывается от своих ранних предположений и присоединяется к точке зрения Б. И. Дунаева, утверждающего, что город начинался с Городища. Подробные доказательства первоначальной версии В. П. Шляпина о том, что ядром или детинцем города Великий Устюг является Успенский собор и соборная площадь, можно найти в книге В. П. Шильниковской «Великий Устюг», изданной в 1973 году, переиздавалась в 1987 году.