Вознесенская церковь в Царевококшайске, современное название города — Йошкар-Ола, была построена в 1756 году во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого находился рядом с храмом. По своим архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVIII века. Построена по типу “восьмерик на четверике”, двухэтажная. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой. С западной стороны к церкви примыкает трапезная.
В начале XX века облик храма был несколько иным, чем теперь. С севера и запада к трапезной в три окна примыкала двухъярусная открытая галерея-гульбище. С северо-запада к храму подходила 4-ярусная колокольня. На ней висело 7 колоколов от 142 пудов и меньше. На четвертом ярусе находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и церковь, сферическим куполом с барабаном и главой. Храм привлекал своей наружной декоративной отделкой, сохранившейся на основном кубе храма. Радуют глаз карнизы восьмерика и четверика, но особенно роскошны белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. Окна обрамлены поребриком и уходящими в толщу нишами. В декоративном убранстве храма применены элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х годов XVII века. До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности церкви, что здесь трудились мастера восточно-европейской архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века. Храм был трехпрестольным: на втором этаже — главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже — теплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому церковь иногда называли просто “Воздвижение”. Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.
Интерьер храма отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного храма состоял из 5 ярусов с деревянной резьбой. Из 17 икон выделялась икона Казанская в серебряно-позолоченной ризе, а в алтаре образ Иверской Божией Матери в роскошно отделанной ризе. Но главной святыней храма считалось небольшое резное на камне изображение с одной стороны Николая Чудотворца, с другой — святого великомученика Георгия Победоносца. Этот образ величиной не более 1 вершка в квадрате вкладывался в кованную “сребропозлащенную” ризу, на которой были изображены чудеса этих святых. По преданию эта икона была найдена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена И.А. Пчелиным в новый храм сначала на время, а потом так и осталась навсегда. Этот небольшой образок был местночтимой иконой. Ее носили вместе с иконой Вознесения Господня во время крестных ходов. В 20-е годы храм продолжал действовать. К 1930 году он не вмещал всех желающих, ибо другие церкви города уже были закрыты.
В январе 1937 года президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенской церкви. Поводом стало провокационное заявление о том, что якобы община верующих нарушает договор 1922 года об использовании здания. В марте 1938 года постановлением президиума горсовета здание храма передавалось для использования Радиокомитету; в 1939 году — под пивной склад; в ноябре 1940 года нижний этаж был передан товариществу “Мари художник”, а с ноября 1940 года Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод. Новый хозяин начал разрушать святыню.
Перед Великой Отечественной войной Вознесенская церковь лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили безликое двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи. В течение десятилетий церковь разрушалась. Но многострадальные стены храма выстояли, выдержали людскую злобу и невежество.
В 1992 году здание было передано Церкви. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 году на Пасху состоялось в возрожденном храме первое богослужение, был освящен верхний храм собора, затем — нижний. Вознеслась над городом глава Вознесенского собора, как неугасимая свеча, символ духовного возрождения, победы света над тьмою. Возрождение храма продолжается.