Собор Владимирской иконы Божией Матери является главным храмом Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.
Находится на месте более древнего собора, который к 1840-м годам полностью обветшал.
Новый огромный собор был построен по проекту Константина Тона в лучших традициях им самим созданного русско-византийского стиля. Образцом для подражания на ммногие годы стал храм Христа Спасителя в Москве. Многие элементы, «отработанные» на проекте храма Христа Спасителя, были перенесены и в проект собора в Задонске. Схожа принципиальная схема: монументальный двусветный объём здания, увенчанный массивным пятиглавием. Есть, конечно, и различия — так, Владимирский собор представляет в плане не квадрат, а прямоугольник, его фасады не равнозначны: западный и восточный имеют трёхчастное деление, южный и северный — четырёхчастное. Закомары килевидные, апсиды полуциркульные. Членение фасадов зафиксированы колоннами: тройными по углам и у центральной части, парными — на плоскостях стен. Колонны гладкие, без каннелюр, с муфтами у основания и в середине высоты, коринфского ордера. Окна большие, в нижнем ярусе простые прямоугольные, в верхнем — прямоугольные с полуциркульным завершением. Окна центральных частей фасадов сдвоенные, под ними порталы. Здание водружено на мощный цоколь, позволяющий разместить под основным объёмом обширное пространство нижнего храма. А сам собор, как будто на постаменте, приподнимается над окружающей монастырской застройкой. Гранитная облицовка цоколя усиливает это ощущение храма-памятника. Собор венчает традиционное для «тоновского стиля» могучее пятиглавие. Все барабаны световые. Центральный — шестнадцатигранный, четыре боковых — восьмигранные. Главы луковичные, также гранёные. На месте обретения мощей святого Тихона Задонского был устроен в 1870 году придельный храм. Он отмечает место, где под алтарём находилась усыпальница старого Владимирского собора. Внутри собор столь же грандиозен, как и снаружи. Всё его обширное пространство — а это примерно 35 на 25 метров, не считая паперти, и порядка 40 метров в высоту — полностью раскрыто от пола до купола. Таким образом, интерьер — это сплошной, практически нерасчленённый объём с главным акцентом на иконостас и подкупольное пространство центрального барабана.
Храм трёхэтажный: первый этаж — цоколь, второй — средний, именно сюда попадают верующие через главный вход; третий этаж конструктивно соответствует второму свету постройки. Он не представляет собой галерею, пущенную по периметру несущих стен. Великолепные иконостасы храма (главный — шестиярусный) изначально были изготовлены по проекту академика Императорской академии художеств Т.В. Мягкова, а потом значительно переделаны в 1890 году. После разорения в советский период, иконостасы были восстановлены в 1990-2000-е годы.
по материалам журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №244, 2017 г.