«ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР»
Проводив, всех родственников и друзей, у меня оставался ещё день до вылета. Тогда и позвонила знакомая из Владимирского собора. Пристыдила, сказав, что видела меня несколько дней назад на улице, а я до сих пор не удосужилась зайти даже к поздней обедне, а мне уже «небольшой подарочек приготовлен».
Я давно люблю Владимирский собор. Там легко дышится, что для меня главное в русских православных храмах, никто никогда не делает замечания. Кажется, это единственный храм, в котором для получения просфоры выдают специальный талон. Справа от центральной двери (вход с улицы) находится очень хорошая церковная лавка.
Придя ко второй Литургии, мне вручили совсем не маленький подарок, благословили в дорогу. Рассказом о соборе, я приближаюсь к окончанию публикаций о посещении Петербурга в июле этого года.
————
Во второй половине XVIII века началось благоустройство «придворных слобод», где жили служащие придворного ведомства. Расселение здесь шло по специальностям, о чем сегодня и напоминают названия переулков: Хлебный, Поварской, Кузнечный, а так же названия улиц – Стремянная, Гребецкая.
Жители слободы посещали Владимирскую церковь с походным иконостасом, находившуюся в доме комиссара главной дворцовой канцелярии Ф.И.Якимова с 1746 года. В 1747 году из купленного стараниями обер-гофмаршала императорского двора Д. А. Шепелева и всё того же Якимова деревянного здания церкви преподобного Сергия был построен первый деревянный пятикупольный храм, приход которого составили чины придворного ведомства, расквартированные в этой части города. Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы Петровны, данного барону И. А. Черкасову, управляющему Кабинетом Ее императорского величества, о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе» и прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.
В 1756 году Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма.
Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20 августа 1761 года.
Имя автора проекта до сих пор точно не установлено. Некоторые исследователи полагают, что им мог быть Пьетро Антонио Трезини, работавший в Петербурге с 1726 по 1751 годы, или Христиан Кнобель.
Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.
По своей композиции храм Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем храма имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами, ведущими на второй этаж.
Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан высоким куполом с люкарнами.
Наружное убранство храма выполнено в стиле пышного и нарядного барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены декоративными наличниками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, так же выполненные в стиле барокко.
Строительство первого этажа с тремя притворами было завершено спустя восемь лет. Средний престол был освящен во имя преподобного Иоанна Дамаскина в 1768 году архиепископом Гавриилом Кременецким. Спустя год освятили и оба боковых престола, на южной стороне, — во имя Св. священномученика Харлампия, а на северной — во имя Св. пророка Илии.
Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежащий к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России. Памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Б. Ф. Растрелли лучшими мастерами елизаветинской эпохи, иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия. В числе образов, находившихся в нём, было несколько полотен живописцев школы П.Рубенса, в том числе «Святое семейство», «Тайная Вечеря», «Снятие со креста».
Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери окончательно устроена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом.
В верхнем храме сохранился ещё один иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца.
Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви, были утрачены в середине XX века.
Западный притвор церкви с портиком в классическом стиле, обращенным в сторону Владимирской площади, был создан в 1831 году по проекту архитектора А.И.Мельникова.
В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости.
А в 1872 году в южной стороне верхнего собора — ещё один престол во имя Святых Великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором.
После этого Владимирская церковь стала шестипрестольной.
После реставрации 1887-1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.
В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина).
Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.
Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божией Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная Св. Праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ Св. Прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.
Отдельно стоящая круглая колокольня Владимирской церкви по проекту Д.Кваренги была построена в 1783 году, в 1848 году Ф.Руска увеличил ее высоту на один ярус, а в 1850-1853 годах он же возглавил строительство ограды собора.
До революции в храме существовало благотворительное общество, приют и женская богадельня.
В 1922 году церковные ценности были конфискованы. Ризы и иконы частично были переданы в Русский музей и Эрмитаж.
В 1930 году храм был закрыт, в его помещениях разместились книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для создания в нем филиала — специальной Антирелигиозной библиотеки.
Устоявший в блокаду, храм после войны передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году под трикотажное производство.
В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения Собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен ленинградской Епархии. Во многом этому способствовали Лев Николаевич Гумилев и Дмитрий Сергеевич Лихачев, один из предков которого был старостой храма.
В 1992-1994 годах на всех главах церкви и колокольне были установлены новые титановые кресты, в 1996 году отремонтированы купола.
В 1999 году завершена реставрация и окраска стен верхнего храма.
7 апреля 1990 года, на Благовещение, почившим Патриархом Московским и всея Руси, в то время Митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексием (Ридигером), было совершено освящение храма, он же стал и его настоятелем. Эта традиция сохраняется: настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге является Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. С 1996 года по настоящее настоятелем храма является — Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 7 мая 2000 года храму присвоен статус собора.
С конца XX века в соборе ведутся реставрационные работы.
Главными святынями храма являются: икона Владимирской Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная Св. Праведным Иоанном Кронштадтским, а так же образ Св. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.