Успенский собор одноимённого монастыря в Свияжске возводился во второй половине 1550-х годов. Его создание было поручено псковичам, вероятно, «церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи». Высказывалось предположение, что свияжский храм выстроен тем самым Постником, который является автором храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. День освящения новопостроенного собора Успенского монастыря в Свияжске известен. Об этом свидетельствует надпись на храмовом антиминсе, который долгое время сохранялся в соборе, однако не дошёл до наших дней, «Лета 7069 месяца сентебря в 12 день на паметь святаго священномученика Автонома, при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и приосвященном архиепископе нашем Гурие Казанском и Свияжском, священа бысть церкви сия во имя Пречистыя Богородица честнаго и славного Успения первым архимандритом тояж обители Германом и священным собором».
Исторически Успенский монастырь в Свияжске был наиболее влиятельным и богатым в епархии. Он никогда не знал недостатка в насельниках и трудниках и имел средства прокормить их всех. Значение Успенской обители позволили ей быть зачисленной в наивысший первый класс по штатам 1764 года. До 1809 года свияжский монастырь являлся единственным первоклассным во всей Казанской митрополии. После революции ситуация резко изменилась. В августе 1918 года от рук большевиков погиб последний настоятель монастыря епископ Свияжский Амвросий Гудко. Через несколько лет монастырь закрыли.
В 1997 году постепенно стала возрождаться монашеская жизнь в старинном Успенском монастыре. Самое старое здание на территории монастыря, сохранившееся до наших дней, это Свято-Успенский собор. Если мысленно отбросить позднейшие наслоения, трапезную, кокошники и наличники, изменённую форму кровли, барочную главу, Успенский собор предстанет типичным образцом псковской архитектуры, детищем мастеров-псковичей. Украшение барабана Успенского собора типично псковское. Этот тип декора, бегунец, поребрик, бегунец и аркатурный поясок, сложился в зодчестве Пскова и перекочевал оттуда в другие русские земли, начиная с ХV века, когда псковских мастеров стали массово приглашать для строительства в иных областях. У Успенского собора три апсиды. Центральная апсида выше боковых. Северная, как и центральная, имеет псковский декор в верхней части. Южная апсида ниже двух остальных, а по ширине сопоставима с центральной. Барочные кокошники были возведённы в ХVIII веке на фасадах храма со всех четырёх сторон, по три штуки над каждой стеной. Четыре центральных кокошника повышены и завершаются маленькими куполами. Остальные кокошники позднее были увенчаны восьмиконечными крестами-звёздочками, обычный вертикальный крест, пересечённый диагоналями в виде Андреевского креста и увенчанный по верху ещё одним, совсем маленьким крестиком. Первоначально окна собора были меньше. В ХVIII веке их растесали и украсили барочными наличниками. Некогда гульбище окружало храм с трёх сторон: северной, западной и южной.
Безусловным достоянием и украшением внутреннего убранства Успенского собора являются его фрески. Практически весь фресковый ансамбль, более 1000 квадратных метров росписей, сохранился до нашего времени. Росписи, представляя огромное художественное и историческое значение, несут идеи и формы той эпохи, когда они создавались. Точное время их появления на свет и имена мастеров не отложились в человеческой памяти. Датировка росписей неоднозначна, от рубежа 1550-1560-х годов до начала ХVII века. Свияжские фрески отражают характерные особенности самобытной русской живописи эпохи недавно сложившегося единого Русского государства. Важнейшей святыней Успенского монастыря являются мощи святителя Германа Казанского. В 1923 году они были прилюдно вскрыты. Местная легенда свидетельствует, что сразу после этого началась буря, заставившая в страхе разбежаться тех, кто собрался поглумиться над останками святителя.