Собор Троицы Живоначальной в Верхотурье

Собор во имя Святой Троицы — «первая и древнейшая» церковь в городе Верхотурье на Урале. Самые ранние упоминания о ней относятся к 1598 году – времени основания самого города. В те годы это был скромный деревянный храм с одним приделом. В XVII веке он уже считался соборным и находился под особым покровительством государей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Точно неизвестно, когда при соборе возвели первую колокольню, но в середине XVII века она уже существовала, так как в 1648 году на средства от царского вклада для нее отлили новый благовестник.
В 1683 году собор сгорел, и на его месте построили другой — тоже деревянный, освященный в 1691 году. Простоял он тоже недолго, до очередного пожара. В 1699 и 1700 годах последовали указы Петра I, по которым предписывалось на месте сгоревшего храма поставить каменную церковь на средства казны. Работы начались в 1703 году, а в 1709 году произошло освящение нового собора, который до сих пор считается одним из красивейших в России. В XIX столетии к нему было приписано два храма: деревянный во имя иконы Божией Матери Одигитрии и каменный кладбищенский во имя Успения Божией Матери.
В 1959 году на международной конференции в Гааге Троицкий собор был включен в число наиболее значимых памятников мира. За не полных шесть лет артель усольских каменщиков сотворила настоящее белоснежное чудо. Храм и высокая пятиярусная колокольня составляют удивительно гармоничную и нарядную композицию. Храм — восьмерик на четверике, перекрыт большим сводом, однако этот свод увенчан традиционным пятиглавием. Четыре его главы расположены не как обычно — по углам, а по осям запад-восток и север-юг. Каждая из них опирается на свод по центру одной из граней восьмерика и установлена на четырехугольном световом тамбуре, украшенном небольшими фронтонами. И четверик, и восьмерик, и даже шестигранная апсида украшены сложнейшим узорочьем из фигурного кирпича и многоцветными изразцами. Изящные завитки над окнами, нарядные широкие карнизы с белокаменными «кувшинами» и полихромными изразечными надписями, расположенные между ярусами и под сводом, необычный декор колонок по углам четверика, обрамления круглых окон в виде сказочных цветов из керамических плиток, все это создает впечатление не камня, а скорее, драгоценного кружева. Вероятно, именно эта изысканная нарядность побудила некоторых исследователей отнести Троицкий собор в Верхотурье к памятникам «московского», или «нарышкинского» барокко.
Можно отметить некоторое общее сходство декора Троицкого собора с убранством храмов и их колоколен, Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково, Святой Троицы в Останкино и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, но не меньшее «узорочье» украшало колокольню и храм Благовещенского монастыря в Муроме, ярославского храмового комплекса Иоанна Предтечи в Толчково и Благовещенский храм в Каргополе. Поэтому здесь более точно будет говорить об общей тенденции к пышной декоративности в архитектуре второй половины XVII века и начала XVIII века, которой в каждой местности зодчие добивались своими неповторимыми приемами. Особенно уместно об этом говорить на примере колокольни Троицкого собора в Верхотурье.
Колокольня соединена папертью с собором с западной стороны. Она довольна высока, около 19 саженей, или сорок с небольшим метров до главки и состоит из пяти ярусов: двух четвериков, нижние ярусы и трех восьмериков. Такая сложная конструкция в начале XVIII века была свойственна совсем небольшому числу колоколен. Как примеры можно вспомнить колокольни уже упоминавшегося храма Иоанна Предтечи в Толчково и Новодевичьего монастыря в Москве, имевших шесть и пять ярусов соответственно. Однако не в числе ярусов состоит ее уникальность. Колокольня имеет два яруса звона, но и в XIX веке, как это видно на фотографии 1909 года, и в наши дни колокола расположены только на нижнем. Венчает колокольню двойной шатер, между нижней и верхней частями которого расположен второй ярус звона. Такой шатер – явление очень редкое в русской архитектуре. Один из немногих аналогов – шатер колокольни уничтоженного храма Петра и Павла на Волжском берегу в Ярославле.
Гармонии композиции храма и колокольни в немалой степени способствует единая система декоративных мотивов. Окна паперти и нижних ярусов украшают наличники в виде завитков того же изысканного рисунка, что и на стенах собора. В верхней части паперти, обоих четвериков и нижнего восьмерика проходит лента карниза, аналогичного карнизам между ярусами церкви. Наконец, по углам четвериков установлены колонны того же облика, что и в нижнем ярусе храма. Переход к восьмерикам звона украшен поясом своебразного кирпичного декора, наподобие «петушиного гребня», столь любимого мастерами той эпохи. Арки обоих ярусов звона завершаются остроугольными кокошниками сложного профиля. Они отвечают форме завершения колокольни и зрительно способствуют плавному «перетеканию» форм от нижнего шатра к верхнему. На фотографии С. М. Прокудина-Горского, выполненной в 1909 году, благодаря удачному ракурсу с западной стороны, ясно просматривается вся пятиярусная конструкция колокольни и такая важная подробность, как развеска маленьких колоколов подбора.
Этот редкий по красоте и не имеющий себе аналогов по сложности архитектуры храма и колокольни комплекс Троицкого собора в Кремле города Верхотурье не миновала судьба многих монастырей и храмов в трагические 1930-е го.ды В 1932 году собор был закрыт, а чуть позже в нём разместили городскую кузницу. Приходится только удивляться его относительно неплохой сохранности после столь «интеллигентного» использования. В 1940-е годы здесь разместилась районная библиотека. Церкви собор вернули в середине 1990-х годах, а с 1998 года в нем возобновились богослужения.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?