Собор Спаса Преображения в Шадринске

Перед нами типичный образец «сибирского барокко», зародившегося в Тобольске в самом начале ХVIII века и позже распространившегося по всей огромной территории Сибири. Его основные особенности здесь присутствуют — это и форма «корабля» с расположенными по оси «запад-восток» колокольней, снесённой в советское время, двухпридельной трапезной и наконец стройным двусветным четвериком, задающим вертикальную динамику постройки. Типичный образец-двойник Спасо-Преображенского собора находится в городе Тобольске. Это храм святых праведных Захарии и Елисаветы, строившийся в 1758-1776 годах. Именно на такие образцы «сибирского барокко» ориентировались создатели Спасо-Преображенского собора; сходство многих деталей тут очевидно. Южнорусское влияние в «сибирском барокко» объясняется тем, что долгое время, почти столетие, Тобольскую кафедру занимали выходцы из Малороссии. Особенно явно оно даёт о себе знать в пятиглавии с его боковыми колоколообразными главками на высоких тонких барабанах. Однако это — лишь одна из составляющих «сибирского барокко»: вообще говоря, направления вполне самобытного. И воспринимать Спасо-Преображенский собор как прямое эхо украинского зодчества, по меньшей мере, неосмотрительно. По большому же счёту, и вовсе неправильно.
Глядя на архитектурные детали Спасо-Преображенского собора, нетрудно заметить, что окна собора имеют разную форму, что вообще характерно для барочных храмов, стремящихся к изобилию в оформлении экстерьера. Основные окна, частью ложные, представляют собой высокие прямоугольники с полуциркульным завершением, в основном четверике украшенные рельефными бровками. «Вспомогательные» — круглой формы. В верхней части фасадов прорезаны четырёхлепестковые люкарны, выделенные изгибом карниза. На гранёную крышу четверика установлен восьмигранный световой барабан с завершением в виде как бы распластанного восьмигранного колокола. На нём — ещё один барабан, глухой, гораздо меньшего объёма, с опять же восьмигранной главкой. Боковые главы с барабанами являются, с небольшими отличиями, уменьшенными копиями центральной главы. Вообще, в основе устройства пятиглавия — принцип геометрического повтора с уменьшением объёмов в высоту, позволяющий сообщить конструкции изящную лёгкость и устремлённость ввысь. Симметричные приделы трапезной весьма лаконичны в своей геометрии, равно как и в декоре, — привычного барочного изобилия мы здесь не встретим. На протяжении двух веков они не однажды перестраивались и расширялись. Внешне — это прямоугольные объёмы со стенами, украшенными пилястрами и прорезанными основными окнами с полуциркульными завершениями и «вспомогательными», круглой формы. Портики, оформляющие главный вход в собор, восстановлены в новейшее время. Что касается первоначальных портиков, то само их наличие в барочном храме говорит об их позднем происхождении — появились они уже в эпоху классицизма, в пору «обустройства» ныне не существующей колокольни. В ходе реконструкции, проводившейся в начале ХХ века, портики были обращены в паперть, откуда осуществлялся вход на колокольню. Беспрестанные реконструкции трапезной части Спасо-Преображенского собора, проводившиеся до революции, имели своей целью увеличение «полезной площади» трапезного пространства, которое в зимнее время года, когда здесь совершались богослужения, не вмещало всех желающих помолиться. То есть причиной была теснота трапезной, разумеется, прихожан в Спасо-Преображенском приходе в те времена насчитывалось гораздо больше, нежели сейчас, и нам даже трудно представить, сколько их собиралось в соборе по большим церковным праздникам. Два мощных столпа, поддерживающие своды, позволили с севера и юга отделить два замкнутых помещения — в южном в наши дни устроена церковная лавка. Придельные храмы совершенно идентичны — как своими размерами, так и формой иконостасов. Почти полное совпадение деталей говорит о продуманности такого решения.
Северный придел освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, южный — во имя Михаила Архангела; здесь, в южном приделе, пребывает стекло с чудесно отобразившимся на нём Спаса Нерукотворным образом. В трапезной, благодаря огромным окнам, необыкновенно светло. Побеленные стены усиливают ощущение светоносного простора, а деревянный пол сообщает помещению ещё и атмосферу првинциального уюта. Арочный проём ведёт в центральную часть собора. В четверике, стены которого тоже побелены, до революции весь храм был расписан и эти росписи периодически переписывались и поновлялись, и того светлее — тому причиной второй ряд окон, плюс люкарны в верхней части фасадов. Восьмигранное завершение постройки изнутри открыто — закрыт лишь восьмигранный световой барабан. Стены членятся мощными выступами, соответствующими внешним пилястрам. Иконостас — трёхъярусный, новый, иконы для него писал местный художник Андрей Жуков. Вот как описывается в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» центральный иконостас Спасо-Преображенского собора, утраченный в советскую эпоху: «Главное украшение храма составляет иконостас в главном приделе, устроенный в 1864 году на средства прихожан. Стоимость его простирается до 18 000 рублей, причём главную ценность составляют иконы, писанные в Академии художеств. Самый же иконостас в три яруса вызолочен на полимент и украшен со вкусом сделанною резьбою. Поновлённый в 1900 году, украшенный художественно исполненными иконами, иконостас этот приковывает к себе внимание посетителя и оставляет весьма сильное впечатление».
Одно из самых значимых событий в новейшей истории шадринского Спасо-Преображенского собора датируется ноябрём 2007 года, когда было обнаружено, что на стекле киота с надвратным Спаса Нерукотворным образом произошло «удвоение» иконы. 28 ноября 2007 года два служителя храма сняли икону Спасителя и занесли в собор, чтобы очистить запылившееся стекло. Каково же было их удивление, когда, подняв стекло. они обнаружили на нём отобразившееся изображение Спасителя! Изображение было необыкновенно чётким и при рассматривании на разном фоне выглядело то как негатив, то как позитив фотографии. Нерукотворный «отпечаток» на стекле решили оставить в храме, его поместили в резной киот и поставили в приделе Михаила Архангела, слева перед иконостасом. Множество православных людей приезжают именно в Шадринск специально для того, чтобы поклониться чудотворной святыни — «удвоенному» образу Спасителя.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?