Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию Павлинскому ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым. Но ковровский благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский не одобрил проекта строительства нового храма. Его не устраивало выбранное место, к северу от главного ковровского собора и по его разумению церковь следовало возводить южнее, учитывая тенденции расширения города, следует заметить, что С. Архангельский оказался весьма прозорлив и к настоящему времени Ковров сильно разросся к югу, по отношению к границам города 1870-х годов. Кроме того, батюшке просто не хотелось служить в двух храмах сразу, считая это слишком обременительным, так как изначально задумывалось, что новая церковь будет приписана к Христорождественскому собору. Но доводы уважаемого протоиерея показались недостаточно убедительными и в августе того же 1874 года владимирский губернатор утвердил и проект храма, и место его постройки именно к северу, на территории городского сада. Владимирский архиепископ также поддержал решение Думы Коврова, о чём 20 сентября вышел Указ Владимирской духовной консистории.
Собор был приписан к Христорождественскому храму. Христорождественский причт осуществлял служение в Спасо-Преображенском соборе и первым священником «по совместительству» стал Алексей Григорьевич Радугин, который являлся таковым до своей кончины в 1905 году. Ковровчане очень полюбили новую церковь. В народе прозвали собор «новым собором» и «красной церковью». Она, говоря современным языком, пользовалась популярностью. И шли люди в Спасо-Преображенский собор на богомолье, и жертвовали на его процветание и украшение. В 1922 году из Спасо-Преображенского собора вынесли почти все ценные вещи, оставив лишь самое необходимое для проведения богослужений. Один из руководителей изъятия церковных ценностей в Коврове и уезде в 1922 году доносил, что среди прочего количества серебра, изъятого из городских церквей, имеется «один бриллиант из иконы Скорбящей Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе». Варвары не останавливались ни перед чем. В конце 1929 года храм ещё был открыт и находился в ведении религиозной общины обновленческого толка. К тому времени уже вовсю велась бумажная работа по закрытию и ликвидации собора. После череды решений уездного и губернского уровня о расторжении договора с общиной собора, о его закрытии и передаче церковного здания под «дом физкультурника», после отмены этих решений ВЦИКом, собор всётаки был закрыт по решению всё того же ВЦИКа от 20 июня 1931 года. Однако, дому физкультурника не суждено было расположиться в церковных стенах. Бывший собор побывал и тюрьмой, и рабочим общежитием, и складом. В 1980-е годы прошлого века было решено возвратить Церкви Спасо-Преображенский собор. На специально открытый в одном из ковровских банков счёт потекли пожертвования от организаций и частных лиц на ремонт здания церкви. Стоит только удивляться и радоваться, с каким рвением после десятилетий современного «смутного времени» люди жертвовали на благое дело восстановления храма. В 1991 году Спасо-Преображенский собор вернули Русской Православной Церкви. Вокруг храма устроена новая ограда, разрушенная при его разорении, а прихожан как и в былые времена приветствует колокольный звон с высокой звонницы, ставшей одним из символов старого и нового Коврова.