Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой.
Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и церковью св. Пророка Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX веков эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX века. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.
Уже в 1774 году в Гезлёве, старое название Евпатории, существовал небольшой храм Святителя Николая, построенный греками, проживающими в городе. Церковь во имя Святителя Николая была построена анатолийскими и другими греками еще в конце XVIII века. В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А.В. Суворова жителям города. Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Суворов посещал церковь Святителя Николая в Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре. В 2004 году рядом с собором Св. Николая установлен памятник Александру Васильевичу Суворову на стилизованном редуте.
В 1805 году была построена новая церковь Св. Николая, но она сильно пострадал во время оккупации Евпатории в годы Крымской войны 1853-1856 годов, обветшала и невольно проигрывала в глазах жителей перед ханской и другими мечетями города. К началу 90-х годов XIX века православные русские и греки составляли почти половину населения города и возникла необходимость в строительстве нового храма.
Преосвященный Иннокентий писал в отчете Святейшему Синоду, что в Крыму немало магометан, предки которых были христианами. В 1859 году в ответ на доклад Святейшего Синода с ходатайством об открытии епархии Русской Православной Церкви на полуострове Александр II написал: «Быть по сему».
Свято-Николаевский соборный храм в Евпатории был заложен 11 июля 1893 года в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск Преосвященным Мартинианом, епископом Симферопольским и Таврическим совместно с настоятелем собора и священником Федором Туровским в присутствии благочинного приходов Евпаторийского уезда протоиерея Иакова Чепурина. Настоятелем собора стал священник Федор Туровский. 16 февраля 1899 года Свято-Николаевский соборный храм был торжественно освящен епископом Вольским Никоном.
Свято-Николаевский собор — удивительный памятник храмового зодчества. Он считается подобием Святой Софии в Константинополе. Огромный купол собора, прорезанный в основании оконными проемами, боковые куполки, примыкающие к основному зданию, придают ему некоторое сходство с храмом, воздвигнутым в столице древней Византии.
Храм — доминанта исторического ядра современного города, определяющая архитектурный силуэт Евпатории со стороны моря. Православный собор на 2000 верующих спроектировал известный архитектор Председатель Императорского Одесского технического общества Александр Иосифович Бернардацци. Свято-Николаевский собор в техническом отношении является весьма оригинальным и смелым сооружением. При его разработке мастер полностью отказался от традиционных, несущих на себе основную тяжесть купола, пилонов. Храм в плане представляет собой восьмиугольник, перекрытый огромным монолитным бетонным куполом, диаметром 18 метров и весом 156,6 т. Выполнен по собственным точным расчетам В.А. Геренека, осуществлявшего непосредственно инженерное наблюдение за ходом строительных работ, и является наиболее интересной особенностью постройки, инженерным новшеством того времени. В верхней части барабана число граней удваивается, в каждой из которых имеется световое окно. Посредством бетонных опалубок грани барабана слиты с монолитным перекрытием. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола. Подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня.
Превосходно включив свою постройку в пейзаж морского берега, Бернардацци сделал Свято-Николаевский собор организующим центром всего архитектурного облика Евпатории.