Собор Казанской иконы Божией Матери в Ачинске

«Весенним апрельским днём 1822 года жители Ачинска и крестьяне соседней деревни Мазульской сошлись на общий сбор и составили «приговор» о том, что они приняли «твёрдое и непоколебимое намерение соорудить за речкой Тебдяткой по течению её по левой стороне в приличном месте вторую о двух этажах каменную церковь, в коей быть приделам – первому во имя пожертвованного для сей церкви ныне вдовой ачинской мещанской женой Марфой Юрьевцевой образа Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, нарекаемой Казанской, в серебряной ризе, убранной жемчугом и соответствующими в приличных местах камнями; — второму во имя Вознесения Господа нашего Бога Иисуса Христа».
Средства на постройку храма предполагалось собрать пожертвованиями. В своём приговоре ачинцы отмечали, что «бывает здесь в Ачинске ежегодно в летнее время немалое стечение народа как то от разных господ иногородных купцов для приёма кладей комиссионеров припащиков и у постройки судов иногородних разного рода людей и сплаву той клади по рекам Чулыму, Оби, Иртышу до города Тобольска, которые неоднократно советовали завести другую церковь, поэтому оную вознамериваемся возвести в недалёком расстоянии от судовой пристани, и охотно желают на сооружение оной жертвовать значительные суммы». Здесь же жители указали: «От усердия нашего в заведённую особую тетрадь подписано добровольно денег три тысячи рублей».
Ачинские граждане избрали «в строители оной церкви известных в добропорядочном поведении и усердных к Богу ачинских мещан Алексея Данилова Хворостова и помощником к нему Семёна Ермолаева Патюкова», которым было поручено «где следует испрашивать должное на сооружение оной позволение и для сего собирать сумму».
Алексей Хворостов подал прошение с общественным приговором в Красноярское Духовное правление. Однако в последовавшем затем указе Тобольской Духовной консистории сообщалось: «По прописанным обстоятельствам ачинским прихожанам в построении другой церкви отказать». В следующем, 1823 году, А. Хворостов подаёт новое прошение, уже непосредственно Архиепископу Тобольскому и Сибирскому Амвросию, в котором отмечает, что «обстоятельства сии, ест-ли и оказались неуважительными, то не от чего другого, как токмо от неведения изъяснить основательные наши нужды, которые истинно существенны и оправдываются непреклонным усердием, каковое не ослабевает в сердцах наших».
Настойчивость ачинцев оказала воздействие. В городе, окрестных деревнях: Мазульской, Нагорновской, Красновской – организуется сбор данных о числе жителей для образования будущего прихода. Из 167 горожан, пожелавших дать средства на строительство новой Церкви, выделяются купкц Алексей ильин Чеглов и мещанин Сергей Копьёв, фвмилиями которых впоследствии были названы улицы города. В результате 19 августа 1823 года вышел указ «О дозволении устроить просимую в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную церковь». А 10 августа 1826 года епископ Иркутский, Нерченский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трёхпрестольный храм». В сентябре этого же года А. Хворостов заключает контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов». Об авторе проекта точных сведений нет. Но в контракте указывается, что контроль за соблюдением проекта возложен и со стороны архитектора. Им был первый енисейский губернский архитектор П. Ф. Воцкий.
О ходе строительства известно, что к концу февраля 1830 года «церковь Казанской Божией Матери выстроена и купол покрыт листовым железом, колокольня же и другие подобные одна другой на углах церкви малые купола не начаты по рисунку архитектора в нужных местах, колонны тоже не начаты, снаружи церкви и внутри оной не щекатурено, кроме одного придела Вознесения Господня; в средней же, то есть Казанской, полов не имеется, оконниц в церкви также не имеется; иконостас один сделан, иконы же пишет в Красноярске живописец мещанин Стефан Белозеров, суммы употреблено на строительство сей церкви 11874 рубля 91 копейка».
В октябре 1830 года один из трёх приделов, Вознесенский, был освящён, «хотя сам храм не приведён строением к окончанию». В июле 1831 года был закончен и освящён центральный придел – Казанской Божией Матери.
Осенью 1832 года умер Алексей Хворостов, посвятивший последние десять лет своей жизни возведению храма, показавший потомкам замечательный пример русского мастерства и служения благой цели. Прихожане избрали вместо умершего на должность строителя брата его Стефана Данилова Хворостова, купца, который ещё в 1818 году владел заводом по производству мыла с годовым доходом 10000 рублей. Ему и предстояло окончить колокольню и ограду церкви. В начале декабря 1832 года освящается последний из трёх приделов Казанской церкви – Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
В конце февраля 1886 года епископ Енисейский и Красноярский Исаакий получил прошение ачинского, второй гильдии, купца Алексея Алексеевича Хворостова, сына строителя Казанской Церкви, который уведомлял о том, что имеет «душевное желание, на свои собственные средства, устроить в память Великомученика Пантелеимона каменную часовню в ограде церкви во имя Казанской Богоматери в городе Ачинске». Проект каменной часовни, представленный Алексеем Хворостовым, и составленный томским архитектором Хабаровым, был утверждён и строительство разрешено.
Комплекс Казанской церкви самый старый среди сохранившихся каменных построек. Она построена в строгих и монументальных формах стиля «ампир» с уникальной для Сибири центрочноосевой композицией, с массивным пятиглавием. На западном фасаде – четырехколонный портик. Высокий живописный объём церкви некогда был основным элементом, определяющим силуэт и выразительность заречной части города».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?