Собор Богоявления Господня в Енисейске

Богоявленский собор в Енисейске хорошо известен исследователям сибирского каменного зодчества XVIII века. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в богатой строительной истории этого интереснейшего памятника культовой архитектуры еще много неясного. Так, в исследовательской литературе помимо разночтения в датировках основных строительных этапов здания, сложилось устойчивое мнение о том, что каменный Богоявленский собор в Енисейске строился дважды: впервые в 1709-1712 годах, второй раз — заново после пожара 1732 года.При этом все без исключения исследователи относят сохранившиеся руины здания к «второму» Богоявленскому собору. Вследствие этого в литературе никогда ранее не ставился вопрос о первоначальном архитектурном облике енисейского Богоявленского собора, возведенного в 1709-1712 годах.
Подобная ситуация сложилась потому, что авторы публикаций, высказывая свое мнение, главным образом опирались на документальные источники XIX века, в основном литературного характера, без соотнесения их с документами XVIII столетия, графическими изображениями собора и результатами натурного изучения его остатков. Между тем комплексный анализ литературных и иконографических источников в сопоставлении с данными натурного изучения здания дает возможность уточнить строительную периодизацию памятника и приблизится к его первоначальным архитектурным формам.
Собор Богоявления с северным придельным храмом Сергия Радонежского был заложен в 1709 году на берегу Енисея внутри укреплений енисейского «малого острога» — деревянного восьмибашенного кремля. Здание строилось на средства прихожан соборной церкви Введения и дворян «по московскому списку» Семена и Епифана Надеиных. Строительство здания осуществлялось артелью енисейских каменщиков под руководством московского подмастерья Федота Меркурьевича Чайки и завершилось в 1712 году.
Это здание отметили документальные источники первой четверти XVIII века. Материалы же, собранные в 1734-1735 годах экспедицией Миллера Г.Ф. не только опровергают легенду о гибели Богоявленского собора в пожаре 1732 года, но и дают нам некоторое представление о его архитектурном облике того времени. Это становится возможным благодаря наиболее раннему из известных нам графических изображений Богоявленского собора на гравюре Е.А. Федосеева «Вид города Енисейска», выполненной в 1770 году по рисунку талантливого русского гравера и рисовальщика М.И. Махаева.
Собор принадлежал к типу русской трапезной церкви, получившей широкое распространение в ранний период развития сибирского каменного зодчества в первой четверти XVIII века. Обнаруживая тесную общетипологическую взаимосвязь с современными постройками других центров каменного строительства Урала и Сибири — Троицким собором в Верхотурье, Благовещенской церковью в Тюмени, Спасской церковью и Богоявленским собором в Иркутске, енисейский Богоявленский собор обладал рядом своеобразных черт. Его пропорциональный строй, весь архитектурный образ были глубоко индивидуальны.
В представительном архитектурном облике здания конструктивный тип «восьмерик на четверике» — основное композиционное достижение русского зодчества конца XVII века сочетался с широтно скомпанованной трапезной, изначально включавшей в себя северный придельный храм Сергия Радонежского. Такое построение трапезной при продольно осевом развитии плана здания, восходит к бесстолпным храмам, получившим широкое распространение в посадском строительстве Москвы во второй половине XVII столетия.
В отличие от пятиглавых композиций храмовых венчаний многих современных Богоявленскому собору уральских и сибирских культовых построек, архитектурная композиция его храмового объема завершалась одноглавием. Как и крещатая расстановка глав храмового пятиглавия Троицкого собора в Верхотурье и Богоявленского собора в Иркутске одноглавие енисейского собора являлось, хотя и относительно редким , но весьма характерным для сибирского каменного зодчества первой половины ХVIII века архитектурным «украинизмом». Присутствие в архитектуре Богоявленского собора украинизирующих черт не случайно — сибирская культура XVIII века была насквозь проникнута влияниями Украины, благодаря деятельности тобольских митрополитов, чью кафедру с конца XVII века занимали украинские церковные иерархи.
Важной стилеобразующей чертой архитектуры Богоявленского собора была барочная форма пластически очерченной кровли храмового восьмерика, образцом которой, возможно, была форма кровель Троицкого собора в Тюмени. Особое значение для раскрытия строительной истории Богоявленского собора и изучения процесса развития его архитектурной композиции имеет рисунок Богоявленского собора, недавно обнаруженный нами в фондах тобольского филиала государственного архива Тюменской области.
Характерным элементом объемной композиции Богоявленского собора, раскрывающим особенности енисейского каменного зодчества последней четверти XVIII века, стала форма барабанов глав храмового пятиглавия. В их пластически очерченных «оплавленных» силуэтах угадывается мотив вертикальных волют — одной из излюбленных форм европейского барокко. О постепенном проникновении в храмовое зодчество Енисейска архитектурных мотивов европеизированного барокко обеих российских столиц говорит прием завершения композиции соборной колокольни высоким шпилем. Благодаря нему здание Богоявленского собора значительно повысило свою главенствующую роль в иерархии храмов Енисейска и его силуэте.
В таком виде Богоявленский собор просуществовал до начала 1930-х годов, после чего была разобрана его храмовая часть и венчание колокольни. К сегодняшнему дню сохранилась трапезная Богоявленского собора с придельными храмами и его колокольня с двумя фланкирующими ее палатками XIX века. Изучение кирпичной кладки стен здания полностью подтверждает последовательное изменение архитектурного облика памятника, зафиксированное иконографическими источниками.
Таким образом, комплексное изучение документальных источников в совокупности с натурным исследованием остатков здания позволяет сделать вывод о том, что Богоявленский собор под слоем позднейших наслоений сохранил часть своих первоначальных форм, имеющих отношение к первому строительному периоду 1709-1712 годов. Это обстоятельство дает возможность значительно расширить наши знания о раннем этапе развития каменного зодчества Сибири и особенностях становления его «енисейской школы».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?