4 октября 1929 года московские власти приняли решение о сносе церкви Бориса и Глеба. Архитекторы, реставраторы, прихожане обращались в самые высокие инстанции, надеясь обжаловать это решение. Но напрасно. 20 декабря 1929 года Президиум ВЦИК подписал «приговор» сразу трем старинным московским храмам — Борисоглебской церкви у Арбатских ворот, церкви Неопалимой Купины в Неопалимовском переулке и церкви Марии Египетской в Сретенском монастыре. Борисоглебский храм был обречен. Старинные иконы вывез из церкви Музейный фонд. Колокола, золоченые иконостасы, подсвечники и другую утварь передали на утилизацию как металлолом. В конце 1930 года Моссовет приступил к сносу церкви. Перед этим архитектор Борис Засыпкин сделал обмеры и фотографии церкви Бориса и Глеба. Вскоре с Арбатской площади исчезло уникальное строение, веками определявшее ее облик. Сегодня на месте храма расположен подземный пешеходный переход у кинотеатра «Художественный».
Взгляните на картину «Ярмарка на Арбатской площади», написанную Андреем Розановым в 1877 году (первый снимок). Эта площадь давно выглядит совершенно иначе. Слева на картине изображена как раз церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, чье здание специалисты относили к лучшим образцам московского барокко. Она была построена на деньги графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Проект постройки граф заказал одному из лучших и самых модных архитекторов того времени — Карлу Бланку. Церковь строили пять лет, 6 декабря 1768 года ее освятили в том виде, какой мы ее видим на картине Розанова. К тому времени земля вокруг Арбата активно заселялись дворянами и у новой церкви появилось много состоятельных прихожан. К 1780-м годам был завершен снос разрушившихся стен Белого города. Открылся прекрасный вид на храм со стороны Пречистенского бульвара, разбитого на месте старой крепости. Чтобы обустроить площадь у храма, власти приказали расчистить ее от деревянных лавок, дворов несостоятельных горожан и церковных нищих. Церковь стала архитектурным центром Арбатской площади. Ее величественный шатер и стройная колокольня были заметны издалека. Пожар 1812 года полностью опустошивший арбатские места, пощадил Борисоглебский храм.
Везение отвернулось после революции 1917 года. В начале 1920-х пострадало внутреннее убранство храма — большевики изъяли серебро и предметы культа из ценных металлов. Потом развернулась борьба между прихожанами и обществом «Культурная смычка», добивавшегося закрытия храма и размещения в его здании клуба. Вмешательство Музейного отдела Наркомпроса помогло ненадолго отстоять Борисоглебскую церковь, хотя официальные власти пришли к выводу, что «группа верующих не желательна по своему составу». В середине 1920 годов в храме разметили Дом санитарии и гигиены (второй снимок).
Последний снимок датирован 1934 годом. Здесь на Арбатской площади уже нет церкви Бориса и Глеба. Обратите внимание: справа виднеются руины совсем недавно разрушенной из-за строительства метро церкви Тихона Амафунтского (она видна справа на картине Андрея Розанова). Во время строительства метро в ней был устроен бетонный завод, а сами стены церкви использовались как материал для производства бетона. Верхушку церкви постепенно срезали и направляли в стоявшую внизу камнедробилку. Таким образом, верхняя часть церкви была своеобразной каменоломней, а нижняя — тепляком для бетонного завода.
#МосковскиеЗаписки