Величественное сооружение в стиле барокко в конце Шпалерной улицы на левом берегу Невы – Воскресения Христова Смольный собор. Его окружают монастырские корпуса, где когда-то располагалось первое в России государственное высшее учебное заведение для девушек – Воспитательное общество благородных девиц. Сегодня это действующий собор со смотровой площадкой, большим собранием редкостей и духовных реликвий.
Зарождение монастыря
Собор Воскресения Словущего всех учебных заведений появился не случайно. Когда-то на его месте стоял «Смольный дом» – небольшой дворец, где провела детство императрица Елизавета Петровна. По ее указу и началась подготовка проекта нового монастырского комплекса. Будучи при жизни набожной женщиной, она мечтала провести последние дни в молитвенной тишине под сводами вновь построенного собора.
Свое название он получил по месту расположения. Когда-то на территории нынешнего монастыря находились смоляное производство, работавшее на нужды Адмиралтейских верфей.
Согласно распоряжению императрицы предстояло возвести целый комплекс, состоящий из собора, подсобных зданий, колокольни, нескольких домовых церквей, института для девушек-дворянок. Предполагался жилой сектор с отдельными студенческими апартаментами и комнатами прислуги. По внешнему виду Смольный храм Санкт-Петербурга должен был напоминать Успенский собор Кремля. Столь масштабный проект поручили известному архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.
За годы своей службы именитый зодчий работал над Большим Петергофским, Зимним и Екатерининским дворцами, аркой Эрмитажа и другими объектами. За это Растрелли получил титул придворного архитектора.
Строительство Воскресенского Смольного собора
Торжественная закладка сооружения состоялась 30 октября 1748 года. По традиции отслужили молебен и совершили крестный ход по периметру территории будущего монастыря. В основание собора положили символический закладной камень и дали 101 залп из пушек.
Такое масштабное строительство требовало точности и строго соблюдения этапов работ. Чтобы избежать ошибок Растрелли решил создать предварительную архитектурную модель Смольного, над которой трудились с десяток плотников. Уже после закладки в проект собора архитектор внес изменения – к основному куполу добавилось 4 малых. Высота колокольни выросла на 27 м.
Растрелли был известным поклонником барокко. Это хорошо прослеживается и в облике нового собора. Однако здесь архитектор решил уйти от классических европейских фасадов. Благодаря этому Смольный можно осматривать со всех сторон, и он не потеряет своего парадного блеска.
Колокольня собора, созданная Растрелли, восхищала многих. Ею вдохновлялся и архитектор Савва Чевакинский. В 1753 г. он повторил характерные черты сооружения при возведении Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Поэтому здания так похожи внешне.
Деньги на строительство щедро выделялись из казны. Ежедневно на территории монастыря трудилось около 2000 солдат и 1500 мастеров, смена длилась по 14 часов. Материалы для Смольного свозились не только с предприятий Санкт-Петербурга – привлекли областную и даже уральскую промышленность. Колокола отливали в Москве, а над проектами иконостасов собора трудился сам архитектор Растрелли.
Только начало Семилетней войны помешало закончить строительство Смольного в кратчайшие сроки. А после смерти Елизаветы оно и вовсе постепенно прекратилось из-за нехватки финансирования.
Второй этап строительства собора
Смерть императрицы и смена архитектурной моды вынудили Растрелли уехать в Италию. Освободившееся место занял его ученик Юрий Матвеевич Фельтен. По его распоряжению отказались от постройки колокольни Смольного, отложили работы по внутренней отделке собора. Фасад отштукатурили, сделали белым и украсили скульптурами по сохранившимся рисункам Растрелли. Их установкой в 1768 г. завершился основной этап работ по возведению главного сооружения. Здание собора осталось недостроенным и за 70 лет постепенно пришло в упадок.
Третий этап
Возведение Смольного продолжилось только в 1820-х гг. по приказу императора Николая I. Для этого первоначальный проект собора был переработан архитектором Василием Петровичем Стасовым. Из-за общего обветшания конструкций строительство начали с ремонта сооружения, откачки воды из подвальных помещений, восстановления кровли. Пришлось частично менять кирпичную кладку собора. Дополнительно отлили 12 новых колоколов. По указу императора стены Смольного выкрасили в желтый цвет, а купола – в голубой, украсив золотыми звездами.
В отличие от изначального проекта Растрелли новый собор должен был стать теплым. Внутри конструкции проложили трубы, установили печное отопление. Стены покрасили в белый цвет, колонны отделали искусственным мрамором. Купол защитили оцинкованным железом. Возведение Смольного окончательно завершили в 1835 г. – 20 июля собор освятили. Общая продолжительность работ составила 87 лет. Это абсолютный рекорд среди всех построек в Санкт-Петербурге.
Архитектура собора
Несмотря на многократные изменения проекта, здание получилось монументальным и целостным. Выполненное в стиле барокко, оно отличается пышностью и богатой лепниной. Поражает и внутренне убранство.
Небольшой по площади собор смогли визуально расширить благодаря отделке белыми мраморными плитами и хрустальными балюстрадами. Отражающийся от поверхностей свет попадает в самые отдаленные уголки храма. С отделкой удивительно гармонируют позолоченные украшения и лепнина.
Общая высота собора составляет чуть более 93 м. Так и не построенная колокольня Смольного возвышалась бы на 140 м. Ее сооружение смещало визуальный центр композиции в сторону от храма, как того и требуют древние православные традиции. Однако на сегодняшний день собор – абсолютная доминанта комплекса. Проектный макет колокольни Смольного можно увидеть в Академии художеств.
Приостановка ее строительства так и остается загадкой для историков. Работы над ней прекратились задолго до начала войны. А за оставшееся время были полностью отстроены куда менее важные помещения.
История собора
Еще в 1764 г. по приказу Екатерины при монастыре открылся Смольный институт благородных девиц. Первый в России ВУЗ для женщин был закрытым. Набирались туда девочки дворянского происхождения, начиная с 6-летнего возраста, которые жили и учились при монастыре. Обучение заканчивалось в год совершеннолетия воспитанниц. В Смольном изучали физику, химию, чтение, правописание, иностранные языки. Студентки обучались рукоделию, манерам, танцам и музыке. Поначалу институт занимал монастырские корпуса при соборе, однако позже ему построили собственное здание. Просуществовал он вплоть до революции 1917 г., когда началось повальное уничтожение духовного и культурного наследия царской России.
В Смольном соборе проводились регулярные церковные службы, которые изредка посещали даже члены царской семьи.
После 1917 г
В 1921 г. из собора в пользу государства изъяли все церковное имущество. 7 октября 1922 г. принято решение о его полном закрытии. Были утрачены многие культурные ценности, пропала балюстрада из хрусталя, иконы, предметы убранства. С 1931 г. здание Смольного просто заняли под склад.
Сильные повреждения собор получил в годы Отечественной войны. На этот период его подвалы переоборудовали в бункер, известный как «объект К-51». Здесь от бомбежки скрывался первый секретарь Ленинградского обкома А. Жданов. Отсюда он руководил блокадным городом.
В 1967 г. началось восстановление Смольного собора и его переоборудование под музей истории Ленинграда. Храм окончательно утратил былое величие, когда в 1972 г. демонтировали остатки уцелевшего в войну иконостаса.
Благодаря хорошей акустике в соборе открыли концертный зал. Сцену возвели на месте алтаря, там же установили небольшой орган. Вместо царских врат Смольного устроили занавес. Начиная с 1990-х гг. уже ничто не напоминало о религиозной принадлежности собора.
В 2001 г. в золотой крест на главном куполе попала молния. В результате он переломился у основания и рухнул, повредив крышу. Жители Санкт-Петербурга увидели в этом дурное предзнаменование.
Возвращение собора церкви
Датой начал возрождения храма можно условно назвать 12 апреля 2004 г. В этот день упавший крест снова установили на главный купол Смольного. Уже летом храм входит в состав музейного комплекса «Исаакиевский собор» и становится популярной площадкой для проведения концертов хоровой музыки. Для этого зал Смольного пришлось модернизировать, установить светопроекционное оборудование и обновить акустические системы.
В 2009 г. в соборе совершен первый за долгие десятилетия молебен, а уже в следующем году начались регулярные богослужения. Для этого освободили Елизаветинский придел Смольного, установили там иконостас и подаренный Казанским собором престол. Литургия состоялась 7 апреля 2010 г.
В 2015 г. принято окончательное решение о передаче собора РПЦ. Торжественные мероприятия по этому случаю прошли в Санкт-Петербурге 25 января 2016 г., совершился малый чин освящения обретенного храма.
Новая жизнь Смольного собора
На сегодняшний день это действующий храм РПЦ. Кроме того, здесь проводятся тематические экскурсии. Желающие могут подняться на смотровую вышку Смольного в верхнем ярусе. Ее высота составляет 50 м, что на 7 м выше колоннады Исаакиевского собора. Преодолев 278 ступеней, посетители попадают на открытую площадку. С нее открываются уникальные виды на главные достопримечательности Санкт-Петербурга: сам монастырь, Большеохтинский мост, Исаакиевский и Петропавловский соборы, Лахта-центр. На самой площадке установлен бинокль, работает аудиогид.
В зданиях комплекса Смольного сегодня расположена городская администрация. С 1991 г. это официальная резиденция губернатора Санкт-Петербурга и место работы членов правительства.
Бомбоубежище
Бункер под собором переоборудован в музей и открыт для посетителей. Здесь можно увидеть экспозицию, посвященную блокадным годам и истории храма в военный период. В одном из залов установлены восковые фигуры сотрудников НКВД. Много внимания уделено аудиовизуальной составляющей: можно услышать звонок телефона, метроном, вой сирены противовоздушной обороны.
Укрытие рассчитано на 60 человек, способно выдержать попадание бомбы весом в тонну и по слухам, оборудовано радиационной защитой. Подобное описание можно найти в Википедии. Отзывы посетителей есть на тематических сайтах и социальных ресурсах, например Livejournal.
Реликвии и святыни
Собор регулярно посещает множество туристов. Помимо уникальной архитектуры и богатого убранства здесь можно увидеть множество интересных вещей.
• На церемонии передачи собора Православной церкви ему была подарена реликвия XVIII в – ключ от западных врат. Это стало своеобразным символом восстановления исторического статуса здания и его духовного возрождения.
• В соборе монастыря можно увидеть 2 уникальные иконы, уцелевшие в годы безбожной власти. Одна из них – запрестольный образ Богородицы, написанный между 1832 и 1835 гг. Это восстановленная копия с картины работы известного придворного художника А. Венецианова. Оригинал находится в Русском музее.
• Паломники приезжают в собор, чтобы приложиться к частице мощей мученицы Татианы. В России ее почитают, как заступницу всех учащихся и особенно студентов.
• Здесь же можно увидеть необычный 10-тонный колокол, отлитый специально для собора в 2013г. На него нанесены православные иконографические изображения и названия главных ВУЗов Северной столицы.
• Реставраторам удалось восстановить уникальную хрустальную балюстраду и люстры.
Красивые фото можно сделать и на фоне собора. Храм обнесен ажурной оградой – одним из великолепнейших образцов чугунной ковки. На территории собора восстановлен исторический парковый ансамбль. Во дворе проложены дорожки, главная аллея украшена клумбами с красными цветами. В одном из уголков Смольного сада можно заметить настоящую сакуру. Она была передана в дар Санкт-Петербургу японской императорской семьей.
Мифология
Смольный не только собор и монастырский комплекс. Это и место убийства первого секретаря обкома – Сергея Кирова. После этого в городе долгое время ходили слухи, что его призрак до сих пор является в коридорах Смольного.
Исследователи находят много мистики и в датах. Например, строительство собора монастыря продолжалось 87 лет. Ровно столько же он прослужил до своего закрытия в 1922 г. Опять же 87 лет, вплоть до 2009 г., в Смольном не проводилось ни одной службы.
Сегодня, несмотря на продолжающуюся реставрацию, собор поражает гостей и паломников своим великолепием. Когда-то даже знаменитый Джакомо Кваренги, известный нетерпимостью к барочному стилю, восхищался величием и красотой храма.
При содействии фондов и поддержке «Газпрома» панируется возвести уникальную колокольню монастыря Смольного собора, задуманную еще Растрелли в середине XVIII в. Если амбициозный проект будет построен, то новая звонница станет самым высоким историческим зданием в центре Санкт-Петербурга. А собор и колокольня – одним из красивейших исторических и культурных мест города.
Режим работы: 7:00 до 20:00 без выходных
В зданиях находится городская администрация, поэтому экскурсии по комплексу проводятся согласно заранее утвержденному расписанию.
Билеты на посещение смотровой площадки собора приобретаются отдельно.
Как добраться:
Адрес: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1
Добраться до собора можно:
м. «Чернышевская» или м. «Площадь Восстания» – автобусы № 22, 46, 136, троллейбусы 5, 7, 15.
Либо 30 мин пешком.