Вознесенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Смоленске. Основан в 1515 году повелением великого князя Василия Иоанновича по случаю возвращения Литвою Смоленска. В 1610 году им овладели иезуиты; в 1662 году был восстановлен и обращен в женский; в 1812 году сожжен французами; в 1830 году начал благоустраиваться. В монастыре хранятся: напрестольный серебряный крест, Евангелие, потир и кадило, подаренные царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В навечерие Сыропустной недели в монастыре торжественно поется канон святой Пасхи. В праздник Вознесения сюда бывает крестный ход из городского собора. При монастыре школа и больница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Вознесенский женский монастырь (ул. Коненкова), основан в 30-х гг. XVII в. иезуитами; в феврале 1665 года сюда, к церкви Вознесения, были переведены старицы из Оршанского Кутеинского монастыря во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. В 1693 году вместо обветшавшей деревянной по просьбе игуменьи Евпраксии начато строительство каменной соборной церкви; заложил ее московский зодчий Осип Старцев «по чертежу, каков учинен на Москве», в течении 1693-94 годов под руководством московского зодчего Данилы Калинина возведены основные объемы, которые в 1697 году повреждены ураганом, в 1701-1704 годах Кондрат Мымрин заканчивает строительство.
Работы вели каменщики из ярославских крестьян с помощью смоленских стрельцов, средства — из казны. В 1764-65 годах по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской построена придельная церковь Екатерины. В 1830 году над воротами возведена по проекту губернского архитектора Альшевского церковь Ахтырской Божьей Матери. Кельи были деревянными, не сохранились. Территория монастыря простиралась к западу и северу от собора до нынешней улицы Войкова.
Соборная церковь трехчастная — четверик с тремя апсидами, равная ему по ширине трапезная и колокольня. Композиция уравновешенная, четверик увенчан шлемовидной главой на восьмигранном барабане, аналогично завершение колокольни, состоящей из двух четвериков и восьмерика звона. Первоначально на колокольне были часы. Здание имеет черты, присущие московской архитектуре этого времени, но без московского «узорочья». Украшают гладкие стены только скромные профилированные наличники и восьмигранные окна, примененные здесь впервые. Эффектны высокие распашные крыльца с рундуками. Здание двухэтажное, внизу — церковь во имя Сергия Радонежского, вверху — Вознесения. На первом этаже плоские перекрытия, своды не сохранились, на втором — сомкнутые своды.
В церкви Вознесения был великолепный иконостас в стиле барокко, который мог послужить образцом для иконостаса Успенского собора. Основу его составили коринфские колонны и раскрепованный антаблемент. Резал его «иноземец» Юрий Бек. В нижнюю церковь иконостас перенесли из деревянной, клиросы же в ней резал столяр из с. Красного Марк Бородавкин с тремя товарищами. Иконы писал и резал протопоп Успенского собора Игнатий, золотил резьбу и писал иконы в нижней церкви Лука.
В настоящее время в церкви располагается выставочный зал. Основная выставочная площадка города, где постоянно проходят выставки различного профиля. Экспонируются произведения смоленских художников, фондовые выставки из собрания музея-заповедника. Частыми гостями являются выставки из ведущих музеев России и Беларуси.
С сайта Администрации Смоленской области
Построение его, по словам Мурзакевича, относится ко временам отнятия Смоленска у Литвы Василием Иоанновичем, но ни в актах, ни в летописях нет указаний на это время основания его. В первый раз упоминается о нем в 1660 году: в грамоте царя Федора Алексеевича 1660 г. сказано, что прошлого года 1660 велено наместнику Смоленскому Репнину с товарищами по челобитной игуменьи Ироиды Куракиной, переведенной в Смоленский монастырь из Кутеинского, давать на церковь по 3 пуда воска, по 2 ведра вина церковного, игуменье с сестрами 350 руб. и 300 четвертей ржи. На основании этих слов, необходимо допустить существование монастыря до XVII столетия. Если игуменья с монахинями, вскоре по возвращении Смоленска Алексеем Михайловичем, переведены в Вознесенский монастырь, значит, он в это время уже существовал и даже не был разорен, иначе не для чего было переводить из Оршанского монастыря. В том же акте упоминается церковь в монастыре, которая существовала до 1660 г. Но как устройство православного монастыря нельзя относить ко времени польского владычества, то, по всей вероятности, он существовал до занятия Смоленска поляками. По словам автора истории Смоленска, в этом монастыре при польском владычестве помещен был иезуитский кляштор (католический монастырь). Когда здесь опять устроился православный женский монастырь, он был очень малолюден, число всех сестер было не более 15.
По преданию, записанному в документах этого монастыря под 1775 г., игуменья Ироида Куракина воспитывала при себе дочь полковника Кирилла Нарышкина, бывшею впоследствии царицею и матерью Петра Великого, Наталью Кирилловну. По этому случаю означенный монастырь от Алексея Михайловича и Петра Великого награжден каменным строением, ризницею и жалована вотчина. Это донесение написано со слов престарелой 92–летней старицы Серафимы Рыдванской. Немудрено, что она могла быть современницей или близкою ко времени самого воспитания царицы; притом по родству с игуменьей Марфою Рыдванскою, современницею Петра Великого, она могла знать об этом от самих очевидцев. По крайней мере, остается необъяснимым, почему больше всего этому монастырю постоянно оказывали милости Алексей Михайлович, потом Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи. Так в грамоте Алексея Михайловича 1673 г. «велено дать на всякую старицу по 3 четверти и больше денег, сколько довется по рассмотрению, чем им можно прокормиться». В грамоте стольнику Голицыну велено было прислать роспись церковному и колоколенному строению монастыря за рукою головы стрельцов Семена Хворова.
В начале XVIII столетия благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская. Во время пребывания Петра Великого в Смоленске в 1695 г. игуменья просила Петра пощадить преступников, приговоренных к смертной казни. Государь приказал Измайлову объявить осужденным, что Бог и государь дают им прощение. Толпа обратилась к окнам квартиры царя и огласила воздух криками восторга и благодарности. Петр I, тронутый таким оборотом дела, предложил игуменье просить у него, чего она желает. Тогда в знак милости, она просила его соорудить вместо деревянной, клонящейся к разрушению церкви, каменную. Государь начертал собственноручно план для двухэтажной церкви и велел выдать как сумму, так и материал, необходимый для этого.
В 1697 г. 10 августа необыкновенная буря причинила много повреждений городским зданиям, в том числе Авраамиевскому, Троицкому и Вознесенскому монастырям. Петр Великий, получив об этом донесение от воеводы Салтыкова, приказал прежде других зданий, немедленно сделать поправки в крепостных башнях, хлебных магазинах и в Воснесенском монастыре, оставив прочие казенные здания до другого времени. В 1712 г. по царскому указу снова отпущены материалы, нужные для церковного строения. Указ был послан на имя наместника Головина, где говорилось о построении в Вознесенском монастыре каменной церкви с трапезною. По смерти Петра Великого в 1728 г. царицей Евдокией Федоровной отпущены новые суммы на достройку церкви.
Грамотами тех же царей обеспечено было содержание монастыря: в 1660 г. по челобитной игуменьи в Смоленск давать в церковь по 3 пуда воску, игуменье с сестрами 350 руб. и 300 четвертей ржи. В 1678 г. по царскому указу игуменья Ироида с сестрами переведены из Кутеинского женского монастыря в Смоленск, в Вознесенский девичий монастырь, и велено им, для их монастырской скудности, ржи и ячменю по 3 четверти, денег на монастырскую потребу, пшеницы на просфоры по 1 четверти. В указе 1728 г. велено за 2 года выдать 430 руб., за хлеб 497 руб. Кроме руги или жалования, разными грамотами отведены были для монастыря пустоши: Спасские луга в Смоленском уезде Дубровинском стане по указу Федора Алексеевича в 1680 г., в Долгомостьевском стане пустошь под сенные покосы по грамоте Алексея Михайловича 1669 г., пустошь Чистяки в 1688 г. возвращена монастырю.
Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 г. было пожертвовано этому монастырю 1000 руб., и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол в нижней церкви во имя вмчц. Екатерины. Впоследствии, иждивением одной смоленской помещицы устроен в той же церкви третий престол во имя Сретения, перенесенный сюда из больничной церкви, за ветхостью ее. Когда старанием той же помещицы была и больничная церковь обновлена, в ней освящен престол во имя Печерской Божией Матери.
В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен, деревянные здания его – больничная церковь и кельи были преданы пламени, а в каменной ее церкви дорогие оклады с икон, ризница, напрестольная одежда были похищены. В таком печальном виде нашли монастырь игуменья с сестрами, возвратившись туда после французов. Не желая оставить своей прежней обители, они решили поместиться в обгорелых кельях, оправив их сколько позволяли им средства. В тоже время обратились с просьбою к жителям Смоленска, и на доброхотные пожертвования их приобрели средства к жизни.
Вскоре по ходатайству бывшего тогда преосвященного смоленского Иринея отпущено на поправку монастыря из казенных сумм 17 руб. 481 коп. На эту сумму игуменья Елизавета Шебекина при усердном содействии инокинь приступила к возобновлению и исправлению монастырских зданий, привела в порядок церковь, приобрела ризницу, церковную утварь и все нужное для богослужений.
При всем том до 1830 г. монастырь не мог загладить следов разрушения. В это время бывшие инокини этого монастыря, княжны Ширинские – Шихматовы, обновили соборную церковь. В 1840 г. отделан Екатерининский придел ее, пришедший в ветхость от времени, устроена новая церковь над главными монастырскими воротами во имя Ахтырской Божией Матери, возобновлена общая трапеза и в самой жизни инокинь улучшен порядок.
Из старинных построек в этом монастыре сохранились следы тайника, имеющего два направления: одно обращено к стороне собора, другое вниз к Днепру. При входе в то и другое отделение – железные двери, они находятся под монастырскими амбарами.
В настоящее время монастырь имеет две отдельно стоящие церкви: одну главную в 2 этажа, в верхнем – престол в память Вознесения Господня, в нижнем во имя Сергия Радонежского, с двумя приделами во имя вмчц. Екатерины и Сретения Господня. Другая церковь – над монастырскими воротами во имя Ахтырской Божией Матери. При соборной церкви каменная колокольня. Кельи инокинь, в неправильном порядке отстроенные, все деревянные на каменных фундаментах, не исключая келий игуменьи монастыря.
Кроме игуменьи, мантейных монахинь в этом монастыре 23, прочих рясофорных послушниц и простых 150, всех 173. Для богослужения в монастыре положено два причта. На содержание монастыря, на жалование священноцерковнослужителям, на починку церкви и прочих монастырских зданий получается от казны 243 руб. 45 коп. Кроме того, ему принадлежат следующие угодья: одно в 35 верстах от города в селе Спасотвердилицах, где устроены две мельницы на реке Вопеце, из которых получается в год более 40 четвертей, другое в 7 верстах от города, в деревне Чернушках, и состоит из 30 десятин сенокосной земли, третье недавно в 1742 г. пожаловано в Краснинском уезде – дача лесная и луговая в 120 десятин. В городе ему принадлежат два дома на Вознесенской улице.
Смежно с монастырем, у северной стороны его ограды и на земле, принадлежащей монастырю, помещается училище для девиц духовного звания, оно устроено старанием бывшего архиепископа Тимофея, как основание его, так и дальнейшее существование единственно зависит от сумм, собранных от доброхотных пожертвований. Смотрительницей в нем одна из сестер монастыря, а число воспитанниц за теснотою дома не простирается выше 60.
Игуменьи монастыря: Ироида Куракина, Евпраксия, Памфилия, Олимпиада, Марфа Рыдванская, Иннокентия Кельницкая, переведенная в московский Новодевичий монастырь, Памфилия Засуличева, Аполлинария Денисочева, Серафима Гедеонова, Елисавета Шебекина, Олимпиада Лекс.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 223. Санкт Петербург, 1864 г. Типография духовного журнала «Странник».
Вознесенский женский монастырь находится в центре города, на высоком Вознесенском холме над Днепром. По преданию, там до Крещения Руси располагалось Перуново капище. Не удивительно, что одна из первых смоленских христианских церквей — Васильевская — была построена именно на этом холме. Собственно, до ХVI века этот холм и назывался Васильевским, и был переименован после вхождения Смоленска в состав Московского государства, когда по распоряжению великого князя Московского Василия Иоанновича III деревянная церковь была перестроена и здесь возник Спасо-Вознесенский монастырь в 1515 году.
К началу ХVII века Вознесенский монастырь стал довольно благоустроенным, владел огромными земельными угодьями и крестьянами. В 1611 году поляки, взяв Смоленск, обратили монастырь в католический ордена иезуитов «кляштор», размещавшийся там до 1660 года. После возвращения Смоленска в состав Московского государства, по приказу царя Алексея Михайловича, обитель стала возрождаться и постепенно благоустраиваться. В 1665 году обитель вновь была освящена как православная, девичья. Возрождала обитель переведённая из Орши игуменья Ираида Куракина с 22 монахинями из Оршанского Кутеинского монастыря. Проживали они во вновь построенных деревянных кельях.
По преданию, в 1660-е годы здесь воспитывалась дочь переведённого в Смоленск стрелецкого полковника Кирилла Полуектовича — Наталия Нарышкина, будущая жена Алексея Михайловича и мать Петра I. Этот факт впервые изложенный смоленским краеведом И. И. Орловским (1869-1909), оспаривался современными исследователями. Есть основания полагать, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась). Вот, по её просьбе царь Пётр, и без того уделявший Смоленску большое внимание, приказал первому Смоленскому губернатору Петру Салтыкову отстроить новое каменное здание собора взамен деревянного. В мае 1693 года «по указу великих государей Иоанна и Петра» в Смоленск прибыл зодчий Осип Старцев, который привёз учреждённый царями образец и чертёж для строительства нового монастырского собора в честь Вознесения Господня. Строительство до 1694 года вёл подмастерье Данило Калинин. В 1697 году оно было прервано сильнейшим ураганом, пронёсшимся над городом, но к 1700 году в основном закончено, хотя отделочные работы проводились ещё в 1704 и 1728 гг. под наблюдением Кондратия Мымрина. Каменщикам (из ярославских крестьян) помогали смоленские стрельцы. На колокольне были установлены диковинные по тем временам часы, ведь, по преданию, план собора и колокольни царь Пётр чертил самолично!
В 1704 году соборный, в два этажа храм, был освящён: верхняя церковь в честь Вознесения Господня, нижняя — во имя Сергия Радонежского. В храме Вознесения в то время был установлен барочный иконостас с коринфскими колоннами, созданный мастером Юрием Беком, иконы для него писал протопоп Успенского собора Игнатий. Иконостас из прежней деревянной церкви был перенесён в Сергиевскую, нижнюю церковь. Клиросы для неё резала артель столяра из села Красного Марка Бородавкина. В 1764-65 гг. по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской к Вознесенскому собору с северо-востока был пристроен придел во имя святой великомученицы Екатерины. Средства на его строительство выделила Коллегия экономии по именному распоряжению императрицы Екатерины II. Тогда же в монастыре была построена больничная деревянная церковь в честь Печёрской иконы Богородицы.
До 1764 года обитель была общежительной. Во время Отечественной войны 1812 года монахинь французские солдаты разогнали, а монастырь полностью разорили — разграбили богатейшую утварь, сожгли больничную церковь и сестринские кельи, а в соборе устроили конюшню. Когда монахини возвратились в обитель, то они были вынуждены селиться в наскоро отремонтированных деревянных «курных» избах. Горькая участь сестёр обратила на себя внимание смолян — монастырь стал постепенно возрождаться и вскоре достиг полного цветущего состояния. В 1827-30 гг. по проекту губернского архитектора Альшевского у ворот монастыря была воздвигнута надвратная Ахтырская церковь. Строительство оплатили находящиеся в монастыре княжны-инокини Ширинские-Шахматовы. В 1840 году стараниями игумении Олимпиады (Лекс), монастырь вновь становится общежительным. В смоленской обители в 1851 году начинала свою монашескую жизнь матушка Рахиль Бородинская. С 1851 года при монастыре действовало женское духовное училище. В начале ХХ века Вознесенский монастырь относился к разряду третьеклассных общежительных, в нём несли послушание 102 насельницы (26 монахинь и 76 послушниц).
В конце ХIХ — начале ХХ века при монастыре находилась церковно-приходская школа для девочек. Обитель активно занималась социальной и культурно-просветительской деятельностью. До революции в этой смоленской обители хранился напрестольный серебряный крест, украшенный жемчугом, потир, Евангелие и годовые минеи. На утвари имелись надписи. Так на Евангелии: «7203 г. января в 25 день Великие Государи и Великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержцы пожаловали в отчизну свою в град Смоленск, в Вознесенский девичий монастырь сию книгу Святое Евангелие при игумении Евпраксии Потемкиной». Подобные надписи имелись на богослужебных книгах и напрестольном кресте. Кроме того, в монастырской ризнице хранился Ирмологий, написанный полууставом инокинями Оршанского монастыря и привезённый сюда игуменьей Ираидой Куракиной. При монастыре располагалось обширное кладбище, на котором был погребён известный историк-краевед, ученик В. О. Ключевского, автор многих книг по истории края И. И. Орловский. Смоленский Вознесенский девичий монастырь был закрыт в 1929 году. Сёстры были выселены из насиженных келий. В нём были размещены курсы ПВО и Горсовет ОСО. Строения обители сильно пострадали в 1941-1943 годах. После косметического ремонта в зданиях разместилась типография. Деревянные кельи были снесены, часть монастырской территории отдана под городскую застройку.
В 1967-1971 годах собор и храм были отреставрированы. В 1969 году в здании Вознесенского собора был открыт выставочный зал Смоленского музея-заповедника им. С. Т. Конёнкова, который размещался в нём до 2000-х годов. А в храме Ахтырской иконы Божией Матери был центр по охране памятников истории и культуры. В 2004 году решением Священного Синода был открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь. С 2005 года в Екатерининском приделе по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла стали совершаться богослужения.
28 августа 2009 года все здания Вознесенского монастыря переданы Смоленской епархии. 6 октября 2010 года решением Священного Синода на должность настоятельницы с возложением напёрстного креста назначена монахиня Елисавета (Киселёва). 21 августа она была возведена в сан игумении с вручением ей игуменского жезла. 8 августа 2010 года, в праздник Всех Святых, в земле Смоленской просиявших, состоялся чин освящения звонницы и поднятия колоколов на звонницу собора. Новая звонница на данный момент является самой большой в Смоленской епархии — она насчитывает 14 колоколов. Колокола были отлиты в мастерских Балтийского литейного завода. Самый большой колокол весит 5 тонн, а общий вес звонницы составляет более 10 тонн. В начале сентября 2010 года освящён и установлен главный купольный крест на собор, который имеет 4 метра в высоту и 3 метра в ширину. При обители работает епархиальная швейная и иконописная мастерские.
Из буклета: «Смоленские Святыни». — Смоленск: издательство «Свиток», 2016