Первое здание собора было заложено в 1101-м году по приказу Владимира Мономаха, тогда ещё князя Смоленского. В 1611-м году храм был взорван, и поляки воздвигли тут костёл, но упрямые русские, разобрав костёл, в 1676-м году начали восстановление собора, которое затянулось почти на сто лет. В 1771-м году огромный пятиглавый собор с золочёным иконостасом был создан и был настолько величав, что даже Наполеон вступив в Смоленск снял шляпу перед храмом. В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.
В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и «сандалии» святого Меркурия. Меркурий знаковая фигура в истории Смоленска. Иностранец по происхождению, в год нашествия под стены города Батыя он молился перед иконой и услышал повеление Богородицы ночью напасть на стан врага. Согласно легенде, Меркурий, закованный в броню, проник ночью в стан врага и перебил множество монголов, в том числе их главного батыра. Перепуганные монголы наутро отошли от Смоленска, а погибшего Меркурия Церковь причислила к лику святых.
Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101 годом сообщается, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Под 1150 годом отмечено освящение Успенского собора.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре 1609 года польское войско осадило Смоленск. Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611г. входит и разрушение собора, по предположению, взорванного собравшимися в нём горожанами, которые предпочли смерть позорному плену. По другой версии, во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора, — практически, весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел. На гравюре В. Гондиуса 1634–1636 гг. вид собора передаёт некоторые реальные черты. В польских источниках говорится, что собор был «огромен» и «красив», что вообще весь комплекс архирейского дома был «прекрасно выстроен».
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674–75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле архиепископа Симеона царь возвел в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были приостановить и надолго. Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами и, когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря. Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконную живописью, расписан иконостас и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу — опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, когда Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того сам Преосвященный собрал значительные пожертвования — 45 тыс. рублей. На эти деньги Пр. Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано пять. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора. В 1772 году собор был окончательно построен и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось. В соборе два престола — главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери — пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые сответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками — окна в два яруса: нижние — с арочным завершением; верхние — круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля — лентами, зубчиками.
Собор имеет три портала — входа. Главный, западный портал с застекленным крыльцом, построенным в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов — пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно — собор занимает площадь более 2000 кв.метров. Высота стен четверка — 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м устроены хоры. У северо-западного угла собора в 1766-72 годах была возведена колокольня, причем нижний ярус включал в себя остатки колокольни XVII века. Постройка имеет шлемообразную кровлю, увенчанную главкой на небольшом барабане. Нижний ярус оформляют 24 колонны тосканского ордера. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы изготовлены в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. При Преосвященном Парфирии архитектором Н.И. Слепцовым была построена в стиле ампир ведущая к собору парадная лестница. У западного угла здания, в усыпальнице в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
По материалам сайта Администрации Смоленской области, сайта Смоленской и Калининградской епархии
Соборная гора, на которой находится Успенский собор, – градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора. Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. В XI-XII вв. здесь находился детинец — политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в вост. части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора — фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости. 13 июля 1611 г., в последний день осады Смоленска поляками, при взрыве пороховых складов рухнул Успенский собор, в котором жители города искали спасения от захватчиков.
В 1660-е гг., уже после возращения Смоленска русскому государству, возводится каменная колокольня, в 1677 г. закладывается новый Успенский собор. Его строительство затягивается до 1740 г. За этот период чуть южнее возводится Иоанно-Предтеченская церковь, митрополичий двор с деревянным домом, а к западу — деревянный Богоявленский собор. Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля. Во вт. пол. XVII в. пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С зап. стороны для входа с Большой Благовещенской улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой — гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. XIX в. не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце XIX в. после прокладки Троицкого шоссе, Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее около 1910 г. строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с зап. и вост. стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус — вдоль южного подъезда к собору.
Ансамбль хорошо сохранился до наших дней. В его живописную асимметрию хорошо вошли барочные формы большинства построек. Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней и пространством площади. Его ориентация сильно отклоняется к северу от строго восточного направления. К югу расположен комплекс архиерейских построек вокруг довольно просторного двора. Над сводчатым проездом, связывающим двор и соборную площадь, возведен Богоявленский собор (к западу от Успенского собора). Расположенные по рельефу местности и повернутые под различными углами друг к другу сооружения венчают плато высокого холма. Пространство около Успенского собора не выглядит обособленным. Колоссальный объем собора играет роль общегородской доминанты.
Подход к Успенскому собору направляется широкой лестницей и отдельной колокольней у его северо-западного угла. Ориентируя движение на центр западного фасада собора, эти сооружения в тоже время создают сложное зигзагообразное движение, усложняющее восприятие ансамбля. Архиерейский двор состоит из двух групп зданий – в северной половине (вокруг здания старой консистории) и в южной (вокруг архиерейского дома). В ХVIII-ХIX вв. постройки группировались по западному (у архиерейского дома) и восточному склонам. Восточном центром служил деревянный архиепископский дом, существовавший еще со времени смоленских митрополитов (конец ХVII в.). Он был соединен крытым переходом с домовой Иоанно-Предтеченской церковью. Здание сгорело в 1907 г., и после пожара переход не был восстановлен, а возведенный здесь малоинтересный деревянный дом стал служить кельями. Связь между ним и группой зданий при Иоанно-Предтеченской церкви распалась. Постройки северной части двора сейчас группируются вокруг небольшого дворика к югу от соборной ограды. Центральным зданием стал корпус старой консистории. Справа от него расположена церковь Иоанна Предтечи, с другой стороны двор замкнут низким объемом каретной. С востока старой консистории примыкает более поздней (XIX в.) корпус консистории и архива.
В южной части доминирует архиерейский дом (XVIII в.). Вскоре после его возведения весь двор обнесли каменной оградой, в которую с юга были выстроены здание хлебной и кельи. С юга к деревянному дому 1907 г. примыкает еще один корпус XVIII в., служивший прежде библиотекой. Объемно — пространственная композиция зданий Соборной горы дополнено их колористической группировкой. Все постройки соборного комплекса окрашены в зеленый цвет при белых членениях фасадов, сооружения архиерейского двора сейчас побелены (в конце XVIII в. они были окрашены охрой с побелкой деталей).
Собор Успения. 1677-79 гг., 1712-40 гг. Первый собор на этом месте был заложен в 1101 г. Владимиром Мономахом, достроен в 1140–е гг. его внуком Ростиславом. В 1611 г. поврежден взрывом соседних пороховых погребов. Вскоре после этого верх собора был сделан деревянным, и в таком виде здание использовалось униатами. С 1659 г. оно снова стало кафедральным православным собором. В 1674–75 гг. велась разборка стен из-за ветхости. Тогда же царский указ повелел строить новый собор по образцу храма (очевидно, Троицкого) в Александровской слободе (в ста километрах к северу от Москвы). В 1677 г. под наблюдением московского зодчего Алексея Королькова состоялась закладка нового собора. А. Корольков, руководя работами, отступил от присланного из Москвы проекта и увеличил размеры здания (55×42,6 м). Стремление к увеличению здания и материальные возможности не были согласованы. Строителям пришлось отказаться от возведения сплошной восточной стены, к которой примкнули бы апсиды. Из-за этого в 1679 г., когда собор был возведен уже на высоту 26 метров (примерно до уровня нынешних круглых окон), апсиды, плохо связанные с основным объемом, отошли от него к востоку, угрожая падением. Работы были остановлены и возобновились лишь в 1712 г., когда митрополитом стал Дорофей Короткевич, из Киева. При нем апсиды были разобраны и сложены вновь с выносом меньше на 3 метра. Среднюю апсиду сделали граненой — вероятно, под влиянием украинских соборов этого времени. С этим же можно связать и круглые верхние окна храма, хотя они сделаны позже, при работах 1732-40 гг., когда строительство возглавлял Антон Шедель. Собор получил семиглавое завершение и был освящен в 1740 г.
В 1760-е гг. обрушились западные главы собора. Восстановительные работы с перекладкой сводов продолжались до 1772 г. Сначала ими руководил «вольный бурмейстер» Андрей Кинель, после 1767 г. – переведенный из Твери Петр Обухов. Вместо 7 глав были восстановлены лишь 5 восточных. Центральную главу, рухнувшую еще раз в 1768 г., сделали глухой деревянной. В 1772 г. собор был снова освящен. В его очень индивидуальном облике традиционный для древней Руси тип крупного собора дополнен приемами украинского зодчества рубежа ХVII-ХVIII вв. Декорация же фасадов выдержана в духе барокко середины ХVIII века. Кирпичные стены оштукатурены. К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды. Здание завершено сдвинутым к востоку пятиглавием – восточная пара глав поставлена над боковыми апсидами, западная – под серединой основного объема. К северо-восточному углу храма примыкает маленькая ризница. Стены собора разделены пилястрами на 3 прясла. Членения стен, раскреповки и капители, большие круглые окна и проемы с фигурными наличниками усиливают характер грандиозного барочного здания. Круглые окна расположены на апсидах в двух уровнях. Трехступенчатым капителям пилястр отвечают импосты в порталах и наличниках окон. Боковые порталы увенчаны разорванными лучковыми фронтонами с раковиной в тимпане. Более прихотливое завершение западного портала ложится на обрамление круглого окна. Барабаны расчленены восемью пилястрами, над арочными окнами помещены лучковые фронтончики.
Внутри 4-столпного собора западные угловые части ограничены стенами, примыкающими к столбам. Средний неф перекрыт глухими парусными сводами, боковые — крестовыми. Хоры над западной частью связаны деревянными переходами вдоль боковых стен с пространством над алтарем. Круглые окна освещают второй этаж апсид. В алтаре сохранились следы лотков от сводов 1730-х гг. В подклете столпы и перекрытия, относящиеся еще к ХVII в., усилены подпружными лучковыми арками, которые в восточной части направлены по диагоналям ячеек.
Собор расписан клеевыми красками в 1740-х гг. в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция «Сошествие Святого Духа»: фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью.
Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 гг. украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это — выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего — овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха.
Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше — скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А. Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740 гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше. Двухступенный синтрон сооружен, вероятно, на рубеже ХVIII-ХIХ вв. В его ступенях устроены многочисленные выдвижные ящики для хранения церковного имущества.
В соборе хранится одно из замечательных произведений древнерусского прикладного искусства — пелена мастерской Ефросинии Старицкой, 1561 г. Художественную ценность представляют большой подсвечник перед иконой Одигитрии (нач. ХII в.) у юж. столба, висящие перед иконами местного ряда массивные лампы из серебра и посеребреной меди. В северо-западном углу собора (под хорами) находится икона Авраамия и Меркурия Смоленских (нач. ХVII в.), стиль и тисненый фон которой, указывают на влияние украинского искусства начала ХVII в. В центре иконы изображен Смоленск.
Колокольня Успенского собора, (1660-е гг., 1763-72 гг.) расположена к северо-западу от собора. Выстроена в 1763-72 гг. с использованием частей нижнего яруса старой колокольни, воздвигнутой между 1663-1669 гг. (самое раннее каменное здание Смоленска вт. пол. XVII в.). Судя по иконе «Авраамий и Меркурий» в Успенском соборе, колокольня XVII в. была двухъярусной. Нижний четверик по каждому фасаду был разбит на три крупных ниши либо прясла, в более широких средних были килевидные порталы. Над нишами проходил пояс муравленых изразцов, углы четверика закрывали трехчетвертные колонки с мелкой граненой насечкой на стволах. Ярус звона был восьми или шестигранным, его арки имели балюстрады и килевидные архивольты, завершенные главками. Над купольным покрытием была главка с ценинными изразцами. К концу 1766 и 1772 гг. колокольня была разобрана до верха ниш первого яруса, а потом сложена также 2-ярусной. Кирпичные стены оштукатурены. В новой кладке верхняя часть нижнего четверика включила изразцы и детали декора от старой постройки, на юж. стене, обращенной к дворику перед собором, выложен пояс из шести уголков (возможно, прежние острия килей). Два почти равных четверика декорированы 36 колоннами, тосканскими внизу, композитными наверху. Углы нижнего объема закрыты колоннами. Пары колонн нижнего яруса несут разорванные лучковые фронтоны. Соответственно ритму колонн раскрепованы венчающий антаблемент и высокий аттик. Во втором ярусе углы выделены рустом. Завершена колокольня фигурной выпуклой кровлей с ложными люкарнами и главкой. С севера к колокольне примыкает небольшой вертикальный объем помещения для часов, установленных в 1791 г. Внутри колокольня разделена плоскими перекрытиями на три этажа; из первого во второй ведет внутристенная лестница ХVII в.
Материал взят с сайта Администрации Смоленской области. Добавила Козерожик
Смоленский кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий, как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью.
Чудным величием и грандиозными размерами собор всецело обязан царю Алексею Михайловичу, который, после окончательного присоединения Смоленска и его области к составу русского государства, повелел воздвигнуть здесь, на переднем рубеже своего царства, достойный памятник, внушительно свидетельствующий, что в данной местности всегда будет господствовать православие, а вместе с ним русский царь, русский народ и русский дух.
Дорог собор для смолян, но не одною своею красотою и внешним своим величием: он дорог, как памятник, повествующий, что Смоленск, некогда отторженный насилием, возвращен любовью; дорог он, как победный венец, царскою рукою возложенный на главу многострадального города Смоленска, не раз превращавшегося за время своей тысячелетней истории в груды пепла и развалин, омытых слезами и кровью, осыпанных стрелами и ядрами; но в особенности он дорог, как хранитель св. чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии, именуемой Смоленскою.
В 1077 г. Смоленский удел достался Владимиру Мономаху. Время княжения своего в Смоленске Владимир Всеволодович обессмертил построением в нем соборного храма в 1103 г. во имя Успения Богоматери. Новоустроенному Смоленскому собору Мономах принес в дар чудотворную икону Божией Матери — Одигитрии. Построен он был недалеко от того места, где стоит теперешний собор. Этот первый каменный храм существовал до времени взятия Смоленска Сигизмундом III, королем польским, в 1611 г.
По взятии Смоленска, собор с затворившимися в нем гражданами был взорван. На месте разрушенного собора, по приказанию Сигизмунда, построен был католический костел, а вблизи его дом для католического бискупа. Католический собор существовал не долго: с возвращением Смоленска под власть русских государей окончилось и его существование.
Царь Алексей Михайлович повелел католический костел обратить в православный храм; но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, Смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора.
Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тыс. рублей и материалов, план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова. 2 августа 1677 г. собор был заложен, и работы сначала шли быстро, а потом, по недостатку средств, иногда и вовсе прекращались, почему только по прошествии почти ста лет от заложения постройка храма вполне была окончена, и 13 сентября 1772 г. преосвященным Парфением собор был освящен.
Высота собора от основания до креста 32 саж. 2 арш., длина 24 саж. 2 арш., ширина 19 саж.; внутри его от западных дверей до алтаря 17 саж., от северных до южных ворот 16 саж. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас 14 саж. вышины и 13 саж. ширины работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение 10 лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 руб.
Во время нашествия французов собор, благодаря своему величию и ходатайству некоторых священнослужителей, остался невредимым. Наполеон, пораженный его великолепием, дал приказание поставить стражу для его охраны.
Собор имеет два престола: главный — во имя Успения Божией Матери и придельный — в честь Божией Матери Одигитрии. Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою областью, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.
По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.
Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.
В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря.
«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.
Во время нашествия французов в 1812 г. собор, благодаря своему великолепию, а также ходатайству историка смоленского священника Мурзакевича, остался невредимым. Гордый завоеватель Наполеон I при входе в храм так был поражен его величием, что снял шляпу и дал приказание поставить стражу для его охраны. Это распоряжение исполнялось до обратного похода из России французов.
С течением времени позолота иконостаса потускнела и во многих местах стерлась, живопись потемнела, крыша обветшала. В 1820 г. преосвящ. Иосиф нашел необходимым поновить собор, и по его ходатайству было отпущено казенных сумм 72 445 руб. и собрано пожертвований 4 500 руб. На эти деньги возобновлена была позолота иконостаса, исправлена живопись на иконах, расписаны стены, позолочены главы и сделана новая крыша. 4 сентября 1832 г. Император Николай I при своем посещении Смоленска пожаловал на окончательную отделку собора 10 000 руб., и работы были закончены при преосвящ. Тимофее.
В 1857-58 гг. была возобновлена живопись на стенах и тогда же устроена площадка с чугунной решеткой у чудотворной иконы и часовня на главном входе. В 1886 г. вновь вызолочены царские врата, сень над престолом и горнее место. В 1888 г. укреплены своды и устои в подвальных частях собора, а также подведен каменный фундамент под иконостас, вместо деревянного, и тогда же заново написаны московским художником Морозовым большие иконы у пилонов и стен собора. В 1898-99 гг. собор заботами преосвящ. Никанора обращен в теплый: устроено паровое отопление, на что израсходовано до 25 000 руб. и в том числе Всемилостивейшее пожертвованных 10 000 руб.
Собор имеет два престола: главный – в честь Успения Божией Матери и придельный – в честь Божией Матери Одигитрии. Придельный храм Успенского собора первоначально был освящен в честь Сретения Господня, а затем, по прошению граждан, освящен в честь Одигитрии. С правой стороны иконостаса помещена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, пред которой сделано особое возвышение с двумя чугунными лестницами…
У правого клироса поставлено в виде кафедры с сенью архиерейское место, украшенное резьбою с позолотою, а напротив его утверждена на колонне восьмигранная кафедра для проповедников. Стены, не занятые иконною живописью, расписаны фресками.
Налево от западных дверей помещается общая усыпальница Смоленских архипастырей; отсюда же и ход на хоры. Здесь погребен Парфений (Сопковский 1761-95 гг.), который завершил устройство Успенского собора и украсил его; старанием епископа Парфения устроен каменный Богоявленский собор и новый двухэтажный архиерейский дом. При нем окончены почти все теперешние каменные церкви Смоленска: Воскресенская, Рождества Богородицы на Рачевке, Крестовоздвиженская, Преображенская, Благовещенская, Окопская, Ильинская, Казанская и надвратная Богоматерская.
Для соответственного величине храма освещения сделаны два ряда окон – продолговатых и круглых; первых 14, мерою 10 ½ арш. в высоту и 4 арш. в ширину, вторых 16 – по 7 арш. в длину и ширину.
Петр Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Юбилейное издание Смоленского церковно-археологического комитета в память столетия Отечественной войны 1812-1912». Типография П.А. Силина, Смоленск, 1912 г.
Смоленский кафедральный Успенский собор, — говорится в «Указателе церковных древностей г. Смоленска» (1912), — принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью». Действительно, расположение собора донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее Владимира Мономаха, а не Алексея Михайловича. А вот внушительные размеры, позволяющие Успенскому собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров ХVII-ХVIII веков.
С композиционной точки зрения собор повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырёхстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причём это барокко в его украинском изводе. Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна Шеделя, прибывшего в Россию ещё в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. К сожалению ничего не известно о жизни А.И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора ему удалось создать. Проект Шеделя предполагал семь световых барабанов. Но когда своды собора начали рушиться, от двух из них отказались. Теперь собор увенчан пятью главами, центральная из которых покоится на восьмигранном барабане, а четыре меньших — на цилиндрических. Плоскость стен расчленена широкими лопатками на три части, что соответствует внутреннему делению помещения. Вверху, под самой кровлей, четверик опоясан массивным профилированным карнизом. Окна собора, расположены в два яруса. В нижнем ярусе мы видим большие арочные окна с барочными наличниками, нарядно выделяющимися своей белизной на голубовато-зелёном фоне стен (раньше, правда, весь собор был белым). Для дополнительного освещения в верхнем ярусе пробиты круглые окна, напоминающие иллюминаторы корабля. Не имея никаких дополнительных украшений, они сами по себе являются значимым декоративным элементом. Собор весьма велик, внутренняя площадь его — около двух тысяч квадратных метров. Четыре столпа делят пространство на три нефа, а на высоте 18,65 метра устроены хоры, опоясывающие стены собора с трёх сторон (кроме восточной).
Собор исторически имеет два престола — главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и южный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Северный придел никогда не освящался. В 1983 году был освящён дополнительный придел в усыпальнице смоленских архиреев; его посвятили Собору смоленских святых. Главное украшение собора — его резной позолоченный иконостас, созданный артелью малороссийских мастеров. В 1730-1740-х годах здесь трудилась артель украинских резчиков. Резьба выполнена в два слоя, преобладающие мотивы — растительные. Помимо традиционных виноградных лоз, мы, присмотревшись увидим здесь цветы мальвы, подсолнечника, листья аканта, дуба и клёна, сплетающиеся между собой в завораживающий узор. Отдельного внимания заслуживает виртуозная работа позолотчика С. Яковлева. Прежде нанесения позолоты рама иконостаса была выкрашена в голубой цвет, а некоторые детали — посереребрены, благодаря чему удалось подчеркнуть многоплановость резьбы. Особенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, одного из важнейших христианских символов, который кормит своей плотью птенцов. В верхней части иконостаса помещены трёхметровые деревянные скульптуры ангелов. Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы. Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году ещё одной «переписи» подверглись образа Одигитриевского придела.
Успенский собор строился в 1677-1772 годах с длительными перерывами. Длина здания (по оси «восток-запад») — 52 метра, ширина — 42,6 метра. Высота от основания до креста — 69,7 метров, высота иконостаса — 29,87 метров, расстояние от западных дверей до иконостаса — 34 метра. Бесценным сокровищем собора является Смоленская икона Божией Матери, а также плащаница «Положение Спасителя во гроб», шитая в мастерской Евфросинии Старицкой в 1561 году. Она имеет размеры 177х277 см и выполнена в технике лицевого шитья. Перед солеёй Успенского собора в небольшом ковчеге под стеклянным колпаком находится ещё одна смоленская реликвия — причём гораздо более древнего происхождения. Это железные сандалии — фрагмент доспехов мч. Меркурия Смоленского, защитившего в 1239 году город от татар и павшего в битве с ними. Прежде в соборе были и мощи святого, а из доспехов, кроме сандалий, сохранялись копьё и шлем. Но мощи пропали после захвата города поляками в 1611 году, копьё забрали в 1812 году французы, а шлем унесли, по-видимому, немцы в 1940-е годы.
Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766-1772 годов с часовой пристройкой. До революции соборная колокольня обладада прекрасной звонницей. Среди прочих имелись: «Праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов… Ещё колокол с надписью: «Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634″. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов» («Иллюстрированный путеводитель г. Смоленска» (1914)). После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №55, 2013 г.
Начало истории монументального зодчества древнего Смоленска связано с именем Владимира Мономаха, получившего в 1093 г. после смерти своего отца Всеволода в добавление к своей старой вотчине Переяславлю-Южному Смоленск и Ростово-Суздальскую землю. На рубеже XI—XII вв. Мономах уделяет большое внимание этим богатым владениям. Он укрепляет Суздаль и строит здесь при участии переяславльского епископа Ефрема первый на северо-востоке каменный храм — Успенский собор.Не меньше внимания уделяет он и Смоленску, где в 1101 г. закладывает также каменный Успенский собор. В Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске, святое Богородице камяну епискупью». В других летописях есть противоречивые данные, уточняющие время закладки храма: в IV Новгородской летописи — 7 марта «на средокрестье», в Никоновской — 2 мая «в 3 час дне».
Определение смоленского храма как епископского, кафедрального является позднейшей добавкой, сделанной уже после учреждения Смоленской епископии (1136 г.). В пору, когда был заложен смоленский собор, Смоленское княжество вместе с Переяславльским принадлежало Мономаху и не было причин для выделения Смоленска в особую епархию. Таким образом, в 1101 г. Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный храм, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживавший культовые нужды стольного города. Возможно, что почти одновременное строительство больших храмов в Суздале и Смоленске — крупнейших центрах северной вотчины Мономаха — отражало намерение его и переяславльского епископа поставить в этих городах епископских наместников, сделав их наместничествами Переяславльской епископии. Очень вероятно, что строители суздальского и смоленского соборов были выходцами из центра южной волости Мономаха — Переяславля-Русского, где епископ Ефрем осуществил ряд крупных монументальных построек.
Когда во главе Смоленского княжества стала своя княжеская династия и смоленский стол занял внук Мономаха Ростислав Мстиславич, стал на очередь вопрос об учреждении особой Смоленской епископии. По свидетельству составленной в Смоленске краткой похвалы «О великом князе Ростиславе Смоленском и о церкви», Ростислав «приде первое в град Смолинеск на княжение и виде смолинскую церковь, сущую под Переясловлем (т. е. в церковном отношении Смоленск подчинялся епископу Переяславля-Южного. — Н.В., П.Р.), и негодова, и здума с бояры своими и с людми, и постави епископа к церкве святыя Богородици, и уял часть от всея области своея и дал святей богородицы и епископу». В 1136 г. «поставлен бысть скопечь Мануило епископом Смоленску, певечь гораздый, иже бе пришел из Грек сам третий и к боголюбивому князю Мьстиславу. Пред сим бо бе не был епископ в Смоленьске».
Судя по тому что Мануил был поставлен «к церкве святыя Богородици», заложенный Мономахом собор был уже закончен строительством.» Однако ряд источников свидетельствует, что его достройка была осуществлена Ростиславом. Так, в Супрасльской летописи в статье 6673 г. о смерти князя Ростислава указано, что он «святую Богородицу строил в Смоленьсце марта 21 ». Некоторые исследователи считают, что собор был закончен при Мономахе и что нет оснований говорить о его достройке Ростиславом: термин «строил» осмысляется ими как «благоустраивал», «окружал заботами». Однако в «Кратком летописце» XV в. недвусмысленно упоминается Ростислав, «създавый первую епископью у Смоленьску святую Богородицю». Видимо, достройка собора была очень значительной. Ниже мы увидим подтверждение этому.
Под 1150 г. отмечено освящение Успенского собора. Поскольку совершенно несомненно, что собор уже функционировал до этой даты, это было, очевидно, вторичное освящение. Неясно, связано оно с завершением нового этапа строительства здания или же объясняется какими-то политическими причинами.
Далее о судьбе памятника мы знаем очень мало. Под его сводами были погребены сыновья Ростислава: в 1172 г. — Святослав, а в 1180 г. — Роман. Договор Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 г. упоминает, что в соборе лежал эталон «вощного пуда». Легенда о Меркурии Смоленском рассказывает, что он был погребен в соборе «на единой стране от красных врат». Далее о соборе нет известий три столетия, но он был цел я в нем отправлялась служба: в 1514 г. после взятия Смоленска Василий III слушал здесь обедню.
В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611 г. входит и разрушение собора, якобы взорванного собравшимися в нем горожанами, которые предпочли смерть позорному плену и подожгли порох, хранившийся в его подвалах. С этой героической версией были согласны почти все историки Смоленска. Наиболее прочно закрепил патриотическое значение этого события Н. М. Карамзин: «Ляхи, везде одолевая, стремились к главному храму Богоматери, где заперлись многие из горожан и купцов с их семействами, богатством и пороховою казною. Уже не было спасения — росияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением — и славою». Таким образом, судьба смоленского собора приобретает двойной интерес — и для истории смоленского зодчества, и для истории знаменитого смоленского «осадного сидения», героической 20-месячной обороны Смоленска от польско-литовских войск в 1609— 1611 гг. Пересмотр и анализ некоторых источников XVII—XVIII вв. позволяет не только осветить картину гибели собора в XII в., но и получить — это главное — некоторые данные об его архитектуре.
«Новый летописец» дает следующую версию: «Последние ж люди запрошася у пречистые Богородицы в соборной церкви. Един же смольнянин кинуся в погреб. Погребу ж бывшу под тем соборным храмом с пороховою казною, и то зелье зажгоша, и храм соборный пречистой Богородицы разорвася, и людей всех побита, кои в церкви быша». С. Ф. Платонов считал, что этот рассказ был составлен по показаниям Юрия Потемкина, сообщившего в Москву о падении Смоленска, и заслуживает доверия. Однако следует внимательнее разобраться в показаниях источников об обстоятельствах взрыва порохового погреба. Прежде всего — где он был?
По молчаливому признанию писавших о гибели собора авторов, считалось, что порох хранился в самом соборе и погреб был его частью. Это мог бы быть храмовой подклет, но в XII в. подклетов в храмах не делали, а смоленский собор в пору литовско-польского владычества едва ли подвергался каким-либо капитальным перестройкам, чтобы предполагать позднейшее устройство в нем подклета. Между тем приведенный текст «Нового летописца» вовсе не утверждает, что пороховой погреб был частью самого здания. Его показания можно понять и так, что погреб был просто расположен ниже собора в склоне Соборной горы — «под тем соборным храмом», может быть по соседству с ним. Это мнение поддерживают некоторые польские источники. Так, описывая, как огонь городского пожара захватил «старый замок» с церковью архиепископа, один автор отмечает, что «поблизости от той церкви было великое множество пороха, который взорвался, как только огонь дошел до него».
Другой автор, называя архиепископский двор при соборе «монастырем», где смоляне «прятали лучшие и ценнейшие вещи», говорит, что в том же монастыре были и запасы пороха, которые взорвались с неслыханным грохотом; при этом рассказывали, что порох поджег некий «мещанин Белавин», любимец воеводы Шеина, погибший вместе с сокровищами; был найден лишь его обгоревший труп. Описывая последние минуты сопротивления смолян, М. Бер пишет, что «немногие граждане думали найти спасение с женами и детьми в крепком замке, и все там погибли от взрыва порохового погреба». Здесь нет упоминания о соборе и его разрушении, и пороховой погреб никак с ним не связан. Запись в сборнике киевского Михаило-Златоверхого монастыря, содержащая справку о захвате Смоленска поляками, сообщает, что они «в замъку домы вси пожгли и церкви, и порох весь сполили, и соборную церков пороки возорвали, и многих людей в ней позабивало». И здесь нет прямого указания на помещение пороховых погребов в здании собора.
О разрушении собора говорит в своих «Записках» гетман Жолкевский: «Огонь достигнул до запасов пороха (коего было достаточно на несколько лет), который произвел чрезвычайное действие: взорвана была половина огромной церкви (при которой имел свое местопребывание архиепископ) с собравшимися в нее людьми, которые неизвестно даже куда девались, — разбросанные останки как бы с дымом улетели». Смоленские иезуиты, вспоминая в своих «Погодных записках» в 1617 г. историю разрушения собора, утверждают, что взрывом пороха он был «совершенно разрушен», но под его руинами якобы оставались живыми два мальчика и двое взрослых. Здесь уже ясен элемент легенды: очевидно, что при полном обрушении здания от взрыва никто не мог бы остаться в живых.
Таким образом, характер взрыва и масштабы разрушения собора в источниках изложены очень неопределенно и разноречиво. Первый историк Смоленска Н.А. Мурзакевич писал даже, что «знатные же из граждан заперлись в соборной церкви в надежде испросить пощады, но изменник Дедешин находившийся под собором пороховой магазеин зажег, отчего с церковию все поднялось на воздух». Взрыв погребов здесь освещен уже как измена. Таким образом, героический пафос, которым был овеян в литературе взрыв собора, значительно снижается. Тем не менее последующие авторы неукоснительно держались патриотической версии Н.М. Карамзина.
Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт «Зодчество Смоленска XII-XIII вв.» Ленинград, «Наука», Ленинградское отделение, 1979 г.http://nasledie.admin-smolensk.ru/utrachennoe-nasledie/uspenskij-monomahov-sobor-1101-1611-gg/uspenskij-monomahov-sobor-1101-1611-gg-n-n-voronin-p-a-rappoport/
Первый Успенский собор заложил на Соборной горе 2 мая 1101 г. Великий князь Владимир Мономах. Для его строительства он привлек зодчих, вероятно, из Чернигова. Собор стал первым каменным храмом Смоленской земли. В 1103 г. Владимир Мономах передал в дар ему семейную реликвию — чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, привезенную на Русь в середине XI в. его матерью, византийской принцессой Анной. В 1140-е гг. собор перестроил внук Мономаха Ростислав. Его вновь освятили в 1150 г., после чего в течение трех столетий какие-либо сведения о храме отсутствуют.
3 июня 1611 г. после 20-месячной осады польский король Сигизмунд III захватил город. Оставшиеся в живых защитники взорвали на Соборной горе пороховой погреб, в результате чего рухнул верх храма. При этом погибли не только многие смоляне, но и оказались утраченными мощи преподобного Авраамия и святого мученика Меркурия, гробницы погребенных в храме князей.
Ю.Г. Иванов «Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины», «Русич», 2006 г.http://nasledie.admin-smolensk.ru/utrachennoe-nasledie/uspenskij-monomahov-sobor-1101-1611-gg/pervyj-uspenskij-sobor-yu-ivanov/
Архитектурный ансамбль Соборной горы в том виде, в каком он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII в., однако уже в XI-XII вв. здесь на вершине прибрежного холма располагался детинец — административный и религиозный центр Смоленска, одного из крупнейших в то время городов Древней Руси. Детинец древнерусского города представлял собой обычно обнесенную частоколом территорию княжеского терема.
Благодаря выгодному стратегическому положению Соборный холм сохранял значение укрепленной цитадели вплоть до XVII столетия. С севера естественной преградой на подступах к нему был Днепр, с востока — Георгиевский ров, с юга и запада — глубокие овраги, часть которых была засыпана в XIX в.
В 1101 г. князь Владимир Мономах заложил на вершине холма собор Успения Богородицы. В летописи читаем: «6609. В се же лето Володимер заложил церковь у Смоленьске святое Богородице камяну епискупью». Это была первая каменная постройка города. Собор отличался своими внушительными размерами; достраивал его в середине XII в. уже другой князь — основатель смоленской княжеской династии Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха. Храм был освящен в 1150 г.
Тогда же к юго-западу от собора Успения в детинце возвели еще одну каменную постройку — княжескую домовую церковь. Этот бесстолпный храм был перекрыт сводами. Одновременно с ним на Соборной горе появилась еще одна постройка, также известная нам лишь по археологическим раскопкам, — двухэтажный терем на подклете, принадлежавший князю или епископу. Первый этаж здания был каменный, второй — деревянный. Оно располагалось к востоку от собора Успения Богородицы на краю холма.
Все три постройки XII в. на Соборной горе сильно пострадали в 1611 г. при взятии Смоленска войсками польского короля Сигизмунда III, когда были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще холма.
Уникальный для домонгольского зодчества бесстолпный храм сгорел, остатки разрушенного терема разобрали, а уцелевшие стены Мономахова собора в эпоху польского владычества получили деревянное завершение. Однако и эта постройка сильно обветшала ко второй половине XVII в., когда Смоленск был снова возвращен в состав Московского государства. В 1674-1675 гг. из-за невозможности ремонта ее разобрали, а в августе 1677 г. присланный из Москвы каменных дел подмастерье Алексей Корольков заложил на месте древнего собора храм Успения Божьей Матери – памятник мужеству защитников города в период осады 1609-1611 гг.
В. Суханова «Памятные места Смоленщины», «Русич», 2004 г.http://nasledie.admin-smolensk.ru/utrachennoe-nasledie/uspenskij-monomahov-sobor-1101-1611-gg/sobor-uspeniya-bogorodicy-1101-1611-gg-v-suhanova/
Храм основан в 1677 году. В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят. Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго. Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11 900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
http://itreba.org/ru/object/uspenskij-sobor-smolensk-78/history
Ограда
Ограда с подпорными стенками второй половины XVIII – начала XIX в.в. включает в себя ограду Соборного двора, ограду бывшего архиерейского двора, где находится фрагмент ограды, разделявшей его функциональные зоны, и две подпорные стены. Ограда Соборного двора трапециевидной формы. Имеет южные, северные и западные ворота. Возведена на рубеже 1760-1770-х г.г. Сохранилась кованная решетка между тумбами парапета. Ограда кирпичная, отштукатуренная, окрашенная, имеет филенчатые столбы, покрытые кровельным железом. Стена имеет пилястры, простенки, заполненные прямоугольными филенками со скругленными углами.
Ограда бывшего архиерейского двора возведена в 1761-1762 г.г. и перестроена на южном участке в 1777-1779-х г.г. Утрачены частично восточный и западный участки. Фрагмент разделительной стены начала XIX в. находится у южного крыла архиерейских келий на территории того же двора. Ранее разделяла его функциональные зоны. Две подпорные стены опоясывают значительную часть подошвы горы. Стена с контрофорсами, проходящая с запада на север. Возведена в середине 70-х годов XVIII в. Проходит с запада от проездных ворот с Богоявленским собором, ниже южного выступа горы и заканчивающаяся с восточной стороны. Усилена арками и расчленена лопатками. Подпорная стена опоясывает Соборную гору с северной, западной и южной сторон. Имеет общую протяженность около 410 м. Толщина различных участков колеблется от 1,7 до 2,8 м. В настоящее время стена имеет четыре участка, разнящихся по своему архитектурному решению. Ограда с подпорными стенками представляет различные варианты архитектурных решений барочных оград и подпорных стен второй половины XVIII в. Стилистически однородна с основной группой памятников ансамбля.
В 2013 г. проведены работы по сохранению объекта. Выполнена реставрация кирпичной кладки, реставрация штукатурных поверхностей, пилястр, зеркал на наружной стороне ограды, штукатурных тяг, воссоздание исторического облика территории, реставрация тумб парапета, устройство гидроизоляции и усиление фундаментов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru