Построена в 1765 году на средства купца А. Сысоева. Памятник барокко. Двухсветный четверик с пятигранной апсидой, увенчан главкой на вытянутом восьмеричке, трапезная короткая. Колокольня состоит из двух четвериков и восьмерика. Завершение церкви и два яруса колокольни были утрачены в годы войны. При восстановлении пропорции венчающих барабанчиков изменены: по сравнению с первоначальными более вытянуты. Храм перекрыт сомкнутым сводом, трапезная — коробовым. В настоящее время в храме находится городской планетарий.
Материал с сайта Администрации Смоленской области
По местному преданию, Воскресенский храм построен на громадной общей могиле «пришельцев», т.е. иногородних людей, умерших в великий мор 1230 г. При церкви было 5 священников. К концу XVI ст. (1598 г.) храм и причт обеднел и пользовался ругою Ирины Федоровны (в иночестве Александры), супруги царя Федора Иоанновича.
Поляками в войну 1609-11 гг. храм разрушен, но в конце XVII в. в 1698 г. он снова становится известным и по документам, и по рисункам. При нем причту – 2 попа, диакон. В теплом храме есть 2-3 иконы XVII в. (подписанные) русского письма и хорошая копия Рубенса «Снятие с креста». Ныне существующая церковь построена в 1765 г.
П. Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г.
Церковь Воскресения Христова в Смоленске была задумана к строительству, когда Cмоленскому кладбищу отвели у Малого проспекта большой участок земли. 6 июня 1901 года трехпридельный храм был заложен митрополитом Антонием близ кладбищенских ворот. Стройка длилась два года и обошлась в 200 тыс. рублей. Помог строительству купец Сысоев.Церковь Воскресения Христова в Смоленске является памятником барокко. Это уменьшенная копия храма Святой Софии. Двухсветный четверик с пятигранной апсидой, увенчан главкой на вытянутом восьмерике. Трапезная короткая. Колокольня состоит из восьмерика и двух четвериков. Образа написаны академиком А.Н. Новоскольцевым. Мозаика на алтаре создана по эскизу В.М. Васнецова. В подвале соорудили двухъярусные бетонные склепы для 176 захоронений. В одном из которых похоронили М.М. Стасюлевича — известного публициста и историка. 10 августа 1921 года в церкви отпевали поэта А. Блока.В1930 году церковь Воскресения Христова в Смоленске была закрыта и отдана под общежитие. Затем здесь устроили насосную станцию. Из-за этого в подвале были сломаны своды и сделаны металлические конструкции.В 1995 году храм отдали под подворье Новоиерусалимского монастыря, но вскоре возвратили Смоленской церкви. Церковь Воскресения Христова в Смоленске нуждается в дорогостоящей реставрации. В данное время здесь находится городской планетарий.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-voskreseniya-hristova-6408.html
Обшарпанный фасад, щедро отмеченный плесенью, разбитые на барабанах окна, строительный хлам за углом и вздымающиеся в небо купала без крестов — храм Воскресения Словущего, который в Смоленске чаще называют Воскресенской церковью, сегодня переживает свое второе возрождение: в декабре 2014 года его официально вернули Смоленской епархии. Когда-то намоленные стены простояли в духовном забвении почти сто лет, теперь храм вновь открыл свои двери для верующих.
Говорят, у каждого храма, когда-либо построенного на земле, обязательно есть свой ангел-хранитель. У Воскресенской церкви он, видимо, появился еще в домонгольский период. Об этом мало кто знает, но стены храма возведены на фундаменте XII века. По мнению знаменитых исследователей древнерусской архитектуры Николая Воронина и Петра Раппопорта, древний храм, возведенный на Воскресенской горе (напротив горы Соборной), представлял собой большой шестистолпный храм с галереями.
В ходе раскопок ученые на месте храма обнаружили большие фрагменты фресковой росписи XII – начала XIII веков. Историки утверждали, что древний храм был миниатюрной копией храма святой Софии в Константинополе и просуществовал до 1634 года. По своей красоте и убранству он мог конкурировать с мономаховым храмом на Соборной горе (первый Успенский собор, построенный Владимиром Мономахом). Как получилось, что святыня разрушилась, — до сих пор загадка. Одна из версий: сравнительно тонкие стены не выдержали тяжести сводов и главы.
Новая история храма началась в 1765 году. Местный благодетель, купец Андрей Сысоев, решил на свои кровные возвести на оставшемся фундаменте вместо временной деревянной церкви каменные стены. Именно они и «дожили» до наших дней – типичный памятник провинциального барокко: с маленькой главкой на восьмигранном барабане да примыкающей к храму трапезной и колокольней. Эпоха забвения длиною в век для Воскресенской церкви, как и многих других церковных зданий, началась после Октябрьской революции 1917 года — храм у церкви отобрали. Какое-то время он просто пустовал. Потом, по словам старожилов, здесь разместился стратегический объект — Центр управления противовоздушной обороной, позже был склад. В августе 1976 года, по инициативе бывшего преподавателя астрономии кафедры физики Смоленского пединститута Абрама Яковлевича Вирина, здесь открыли планетарий. 15 декабря 2014 года храм Воскресения Словущего официально вернули Смоленской епархии.
http://voskresh.cerkov.ru/o-xrame/
Церковь Воскресения Христова расположена в окружении деревьев на вершине Воскресенской горы и хорошо обозрима с больших расстояний, несмотря на скромные размеры. Под церковным зданием середины 18 в. в земле находятся остатки древнего храма, очевидно обрушившегося в 15 или 16 в. Впоследствии на этом месте соорудили деревянную церковь, просуществовавшую до 1760-х г.г., в 1765 г. здесь на средства купца А. Сысоева выстроили существующее здание.
Сохраняющиеся под землей стены древнего храма сложены из плинфы с последующей затиркой или обмазкой внешней поверхности. Частичная разведка руин была проведена в 1926 г. И.М. Хозеровым, раскопки продолжены в 1964-1965 г.г. Н.Н. Ворониным.
Крупное шестистолпное здание с полукруглой апсидой типично для смоленского зодчества конца 12 – начала 13 в. Жертвенник и дьяконник помещались в прямоугольных частях без внутренних полукружий. Вытянутый по продольной оси четверик с трех сторон окружала галерея. Фасады неравномерно разделялись на прясла пучковыми пилястрами. Стены галереи членились плоскими лопатками. Порталы храма имели уступчатые обрамления, дополненные с внешней стороны полуколоннами. Архивольты над проемами украшал поребрик. Раскопками обнаружены фрагменты аркатурного пояса, проходившего, по-видимому, у основания закомар.
Внутреннее пространство храма было зальным: довольно тонкие крещатые столбы делили его на три нефа, средний значительно шире боковых, стены гладкие, без внутренних лопаток. Судя по малой толщине стен, церковь не имела хоров. В апсиде выявлено основание горнего места, перед восточной парой столбов – следы деревянной алтарной преграды.
Обнаружены фрагменты фресок, украшавших стены храма и ниши аркосолиев. Наиболее интересна роспись аркосолия в южной стене, имитирующая пелену из дорогой восточной ткани в зеленовато-черных тонах: в кругах – парные птицы, сидящие на ветвях дерева, между ними – ажурный крестовидный узор. Значительную ценность представляют небольшие фрагменты ликов, орнаментальная роспись откосов южного портала, а также полилития (имитация инкрустации стен цветным камнем) и изображение белых завес в нижнем ярусе храма.
Существующее здание церкви характерно для барокко в типично смоленском варианте: со строгим графичным декором и несложным, но выразительным силуэтом. Кирпичные стены оштукатурены. Верхние ярусы колокольни разрушены в войну 1941-1945 г.г., интерьер переделан.
Ядром продольно-симметричной композиции является двусветный четверик храма под четырехлотковой кровлей, вытянутый с севера на юг и завершенный главкой на малом световом восьмерике. Пятигранный алтарь и очень короткая, почти квадратная трапезная намного уже главного четверика. По верху стен проходит суховатый антаблемент, раскрепованный над узкими пилястрами. Между ними выпущены ребра углов. Пилястры колокольни сдвоены. Прочные окна окружены рамками с креповкой углов. Перемычки арочных порталов находятся намного ниже, чем перемычки нижних окон.
Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом с ленточными диагоналями на тромпах, трапезная – цилиндрическим сводом с лотком и распалубками.
По материалам: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область», Москва, «Наука», 2001 г.
Под церковным зданием 1765 года постройки в земле находятся остатки древнего храма конца ХII — начала ХIII века, очевидно, обрушившегося в ХV — начале ХVI века. Впоследствии здесь находилась деревянная церковь, на месте которой воздвигнута ныне существующая. Сохраняющиеся под землёй стены древнего храма сложены из плинфы. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты фресок. Наиболее интересна роспись, имитирующая пелену из дорогой восточной ткани в зеленовато-чёрных тонах: в кругах — парные птицы, сидящие на ветвях дерева, между ними — ажурный крестовидный узор. Здание ныне существующего храма является характерным памятником барокко в типично смоленском варианте.
Из буклета: «Смоленские Святыни». — Смоленск; издательство «Свиток», 2016