Находится на восточной окраине города, вне крепостных стен. Построена в 1776 г. как кладбищенская, позднее стала приходской. Второе свое название — «Окопная» — получила по местности: здесь в 1632-33 гг. был лагерь М.Б. Шеина, осаждавшего г. Смоленск.
Кирпичные стены оштукатурены. В 1855 г. к трапезной с юга пристроен придел, равный ей по высоте. В декоре небольшой церкви преобладают мотивы барокко, колокольня уже принадлежит раннему классицизму. Двусветный четверик над четырехскатной кровлей увенчан главкой на восьмигранной шейке. Пятигранная апсида и трапезная ниже четверика. Оба яруса колокольни четырехгранные. Пилястры на углах апсиды, четверика и трапезной несут раскрепованный антаблемент. Углы четверика выпущены между пилястрами. Окна — в плоских наличниках с «ушами», подвесками и фигурным фартуком. Над ними сандрики необычно большого выноса, над окнами апсиды, трапезной и над центральным окном четверика — треугольные, над остальными проемами четверика — лучковые. Северный вход с лучковой перемычкой вписан в прямоугольник портала с частой рустовкой. Массивные четверики колокольни завершены так же, как и храм. Нижний ярус колокольни декорирован ленточным рустом. Трапезная связана двумя арками с приделом-крещальней и профилированной аркой с храмом. На откосах окон сохранились остатки лепного орнамента. К востоку от алтаря находится надгробие над могилой первого историка г. Смоленска — священника Н.А. Мурзакевича (1769-1834 гг.).
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва. — «Наука», 2001 г.
Окопский кладбищенский каменный храм находится на восточной окраине Рачевской слободы. Храм сооружен во имя Спаса Нерукотворенного в 1776 г. братьями Пискаревыми, но название Окопского получил от местонахождения: в этом месте боярин М.Б. Шеин в 1634 г., окружив свой стан окопами, осаждал г. Смоленск. В 1812 г. храм был обращен в хлебный магазин. В настоящее время престолов два: во имя Спаса Нерукотворенного и в честь иконы Богоматери «Умиления».
Достопримечательностью храма служит чтимая икона «Умиление». Предание гласит, что она явилась в г. Смоленске в марте 1103 г. и находилась ранее в Духовском монастыре, существовавшем в XV ст. Где находилась икона до построения ныне существующего храма – неизвестно. Икона высотою 1 арш. 14 верш. и шириною 1 арш. 6 верш., в серебряной ризе. Близ алтаря храма находится могила первого историка г. Смоленска — священника приходского Одигитриевского храма Никифора Адриановича Мурзакевича.
Петр Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». — Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г.
Церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя находится на восточной окраине Смоленска. Построена в 1776 году на средства Матфея Борисовича Пискарёва. Первоначально храм считался приписным к Богородице-Рождественской церкви (находилась в Рачевском предместье, разрушена в советский период) и являлся кладбищенским. Впоследствии был обращён в приходской. Второе своё название — «Окопная» церковь получила по местности: здесь в 1632-33 гг. был лагерь М. Б. Шеина, осаждавшего Смоленск.
В приходе особым почтением пользовалась чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Ежегодно 16 августа к святому колодцу, где была обретена в 1103 году та самая икона, совершался крестный ход. Чудотворный образ привлекал в Окопный храм множество паломников не только из Смоленска, но и его окрестностей. После революции 1917 года образ утрачен. Сейчас в церкви находится его список, также почитаемый народом как чудотворный. После закрытия Петропавловской церкви, где с 1929 года размещалась архирейская кафедра, кафедральным стал Спасо-Окопный храм (с 1936 года). В нём совершал свои последние богослужения священномученик Серафим (Остроумов), последний довоенный правящий архирей Смоленской епархии, расстрелянный в 1937 году в Катыни. Владыка Серафим причислен к лику святых 17 июля 2001 года.
В 1938 году Окопная церковь была закрыта, в ней размещалась аккумуляторная мастерская. Храм пострадал в 1941-43 гг. и частично перестроен во время ремонтных работ. Богослужение возобновлено в конце 1940-х годов. Спасо-Окопный храм представляет собой образец храмовой архитектуры с преобладанием мотивов барокко. Колокольня принадлежит раннему классицизму. К востоку от алтаря находится надгробие над могилой первого историка Смоленска — священника Никифора Адриановича Мурзакевича (1769-1834).
Из буклета: «Смоленские Святыни». — Смоленск; издательство «Свиток», 2016