Расположен у крепостной стены в восточной части города. Основан в начале XIII века. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий. При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1654 г. В 1728 г. при монастыре открылась семинария — первое учебное заведение в Смоленске. До конца XVIII в. на территории монастыря построили несколько каменных семинарских зданий, кельи, дом настоятеля.
В 1755 г. выстроен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения. К 80-м годам территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси имели необычное трехглавое завершение. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений утрачена, ограда сильно разрушена. Сохранились соборный храм, дом настоятеля и семинарский корпус, построенные во второй половине XVIII в. и расположенные на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной. Верхние объемы собора хорошо видны с больших расстояний из-за крепостной стены. В настоящее время монастырь возрождается.
Собор Спаса Преображения (1755 г.) — наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Центр композиции — сильно вытянуты вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северных и южных фасадах, увенчанный 8-гранным световым барабаном с главкой. Апсида 5-гранная, к трапезной примыкает колокольня на одной оси с храмом. Композицию дополнили (видимо, в XIX в.) открытые, раскинувшиеся полукругом западные крыльца (до 1930-х гг. это была открытая галерея). В 1972-74 гг. собор реставрирован. В фасадах, с повышенным стремлением к нарядности, заметную роль играют орнаментальные мотивы. Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскепованны. Окна на основном четверике помещены в три оси, в венчающем восьмерике — только на основных гранях (на диагональных — глухие). Проемы нижнего этажа — арочные, верхние — прямоугольные. Весьма разнообразны наличники: ленточные с ушами, пилястры, несущие фронтон; завершения включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит. Уникальны маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях, открытые в пазухи сводов под нижним ярусом. Внутри храм и трапезная в обоих этажах — бесстолпные прямоугольные помещения, соединенные тремя арками. Первый этаж перекрыт сомкнутыми сводами с распалубками, во втором высокий сомкнутый свод над храмом прорезан кольцом светового барабана.
Дом настоятеля возведен в 1770-е гг. Кирпичные стены оштукатурены. Невысокий одноэтажный объем, в плане П-образный, обращенный главным западным фасадом к собору. Все фасады над низким цоколем ритмично расчленены пилястрами, несущими раскрепованный антаблемент. Высокие окна между пилястрами обрамлены узкими ленточными наличниками с ушами, замковым камнем и полукруглым фартуком. Среднее окно западного фасада имеет наличники с двойными ушами. Семинарский корпус ( вторая половина XVIII в. ) находится к югу от дома настоятеля, на одной линии с ним. Памятник позднего барокко. Кирпичные стены оштукатурены. Углы двухэтажного прямоугольного здания выпущены между пилястрами. Пилястры выделяют центр западного фасада, обращенного к собору. Многие барочные наличники (такие же, как на доме настоятеля) утрачены. Под измененными проемами сохранились фигурные фартуки с серьгами. На длинных фасадах ритм окон нерегулярен, за глухими окнами торцовых фасадов проходит капитальная стена. Центральное место в интерьере занимает двухмаршевая лестница на второй этаж. Первоначальная планировка изменена.
Источники: http://www.smolenskeparxi.ru/index.php?d=3&x=12_0 http://admin.smolensk.ru/history/C/ind-c.htm
Спасо-Авраамиев монастырь, 2 класса, в Смоленске. Основан в начале XVIII века. В 1610 году разорен поляками; в 1658 году возобновлен; в 1812 году пострадал от французов. В монастыре мощи преподобного Авраамия (см. 21 августа). В 1-е воскресение после 21 августа совершается крестный ход из монастыря на место первоначальных подвигов преподобного Авраамия, в село Богородицкое. При монастыре духовное училище.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Основание Авраамиевскому монастырю положено здесь задолго до построения крепостной стены, когда это место находилось вне города и занято было огородами. Первый епископ Смоленский Игнатий, купив место у жителей, поставил на нем церковь во имя Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и собрал при ней братию. По имени церкви монастырь был назван Богородицким, и первым настоятелем его по назначению епископа был преп. Авраамий, в сане архимандрита. Первоначальные постройки монастыря были очень недостаточны, потому что он содержался на иждивении епископа и во многом нуждался.
До осады города поляками в монастыре существовала церковь во имя Положения ризы Богородицы, в которой погребены были нетленные останки преп. Авраамия. Во время взятия города церковь была сожжена. Место, где она стояла, означено наименованием одной из крепостных башен, примыкавших в самой церкви. В «росписании» за Авраамиевскими воротами упоминается круглая Авраамиевская башня, что за алтарем, именно первая после ворот…
В 1609 г. после взятия города литовцами монастырь был разрушен, а братия пала, защищая город вместе с другими иноками. Во время польского правительства на месте опустошенного православного монастыря, по словам историка Мурзакевича, был устроен училищный доминиканский кляштор. Неизвестно, во все ли время польского владычества существовал он, только при вторичном возвращении Смоленска России в 1655 г. здесь найден был светский владелец, некто Вонлярлярский будовничий, память о котором оставалась до 1775 г. в каменной конторке, стоявшей в монастырском саду. По приказанию царя князю Петру Долгорукову в 1666 г. шляхтича велено удалить с монастырской земли, дав ему в другом месте участок, восстановить Авраамиевский монастырь, назначить для него из дворцовых волостей 100 дворов и быть архимандриту с братией. На месте прежней разрушенной церкви построена новая, деревянная, с одним приделом также во имя Положения честной ризы Богоматери, и настоятель утвержден в нем по прежнему в сане архимандрита. В 1728 г. при монастыре учреждена семинария; тогда монастырь получил название училищного, и настоятелями его постоянно назначаемы были ректоры семинарии.
В 1755 г. усердием смоленского купца Бориса Пискарева построена здесь каменная двухэтажная церковь: в верхнем этаже престол освящен во имя Преображения Господня, а в нижнем этаже – во имя преп. Авраамия. Фасад этой церкви несколько отличен от прочих церквей, строившихся после нее при преосв. Парфении: большая часть церквей Смоленска имеют вид квадрата, над крышею которого поставлен небольшой купол с окнами, соединяющийся с главою. Здесь главная часть здания округлена, и над кровлею церкви и колокольни возвышаются два узких, продолговатых купола с окнами, соединенные посредством тонкой шеи, с главами; по местам над дверями — извне заметны лепные украшения. В одно время с главною церковью, старанием преосв. Гедеона, началась строиться другая каменная церковь, трапезная во имя Введения во храм Богородицы; она освящена уже при преосвящ. Парфении в 1773 г.
С наступлением 1812 г. постигли монастырь новые бедствия. Во время бомбардирования крепости пушечные ядра производили страшное разорение: над алтарным окном верхней церкви, с восточной стороны, до настоящего времени до половины выставляется наружу одно из ядер, брошенных неприятелем. После взятия города французами монастырь обращен был в неприятельский лазарет; кельи настоятельские и братские наполнены были ранеными; церкви монастырские обращены были в конюшни и все, что служило украшением их, разбросано или сожжено. Вероятно, уничтожена была и деревянная церковь во имя Положения ризы Божией Матери.
По изгнании французов, архимандрит Павел и братия, возвратившись в обгорелый и опустошенный монастырь, приступили к очищению его от разбросанных обломков и мусора. В то же время, по распоряжению высшего начальства, отпущено на поправку его из казны 1085 руб. ассиг. Этими средствами много было исправлено и приведено в порядок. Главные престолы украшены достаточно; в них иконостасы расписаны даже с заметным старанием об искусстве, на некоторых наместных иконах серебряные ризы, на других – венки и убрусы. Следующие за Авраамиевскими воротами 4 башни все носят название Авраамиевских, знак, что этот монастырь в древности имел большую известность.
Авраамиевский монастырь до отобрания крестьян имел по грамотам князей и потом царей разные угодья и крестьян. В 1609 г. упоминаются слуги Авраамиевского монастыря, которым по распоряжению воевод приказано было стоять на ночных караулах в крепости, во время неприятельской осады. По грамоте царя Алексея Михайловича велено было воеводе князю Петру Долгорукову отвести 100 дворов из дворцовых волостей в пользу монастыря. Всех крестьян за ним числилось 1427 душ. В 1706 г., когда по царской грамоте ограничено число монашествующих, в этом монастыре было не выше 28 человек, жалование им выдавалось из монастырского приказа по 5 руб. в год и учреждена была общая трапеза.
С 1764 г., по отобрании имения, он причислен ко второму классу и стал получать жалование. На содержание монастыря и жалование настоятелю с братией ежегодно ассигнуется 758 руб. 51 коп. сер. Кроме того, монастырю принадлежат: 33 дес. пахотной и сенокосной земли, мельница об одном поставе на реке Колодне, дача загородная в дер. Глушице с рыбным озером и лесная дача в Бельском уезде. Число братии, кроме архимандрита, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 3 диакона и 6 послушников.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник».
Монашеские кельи
Спасо-Преображенский Авраамиевский мужской монастырь в Смоленске основан в XIII в., между 1210 и 1219 г.г., находится в исторической части города с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены. Один из древнейших монастырей Смоленска. Он представляет собой исторически сложившийся ансамбль, в состав которого входят кельи монашеские.
Первоначально назывался Богородицким, поскольку первая церковь в нем была освящена в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенского собора — Спасо-Преображенским Авраамиевым. При строительстве Смоленской крепости монастырь был включен в её пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. он был разорен и обращен в католический доминиканский училищный монастырь, а в 1634 г. — упразднен.
В 1654 г. возрожден как православный монастырь. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская духовная семинария, ректоры которой являлись настоятелями монастыря. Для семинарии были построены несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы и библиотеку.
В середине XVIII в. в монастыре появилось первое каменное здание, в 1755 г. был выстроен двухэтажный каменный собор — верхняя церковь — Преображенская, нижняя — во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев. В 1773 г. была построена Введенская церковь.
В 70-80-х г.г. XVIII в. были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. По штатам 1764 г. монастырь числился как второклассный.
Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет.
В начале XX в. монастырь относился к первоклассным, в нём проживали более пятидесяти насельников.
В 1918 г. монастырь был закрыт. В конце 1920 г. территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих.
В годы Великой Отечественной войны были разрушены только Введенская церковь, Святые врата и ограда. А после войны были ликвидированы остатки монастырского кладбища.
В 1972-1974 г.г. была проведена реставрация Преображенского собора, который с конца 1970-х г.г. был отдан под книгохранилище областной библиотеки, остальные помещения монастыря занимали медицинские учреждения.
В 2001 г. началось возрождение монастыря. В 2015 г. было завершено возвращение монастыря РПЦ, были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними. В ходе реставрационных работ в 2011-2015 г.г. по зданию «Кельи монашеские» (https://sobory.ru/photo/123734) была восстановлена кровля, чердачное и междуэтажное перекрытия, кирпичная кладка, штукатурка, внутренняя лестница, окна и двери. Также проведены отделочные работы фасада и интерьера, произведен демонтаж и монтаж перегородок, устройство полов, гидроизоляции пола, крылец, козырьков над входами, отмостки, замена систем инженерно-технического обеспечения, реставрация интерьеров.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Спасо-Авраамиев мужской монастырь расположен в восточной части города, у крепостной стены. Обитель основана в начале ХIII века епископом Игнатием, между 1210 и 1219 годами, которая раньше находилась за крепостным валом. На том самом месте был отстроен деревянный храм во имя святого Игнатия Богоносца, а потом он был переосвящён во имя Богородицы Положения честныя ризы и пояса. Спустя короткое время возле храма были поставлены кельи, собрана братия и образовался монастырь, прославившийся после того, как сюда пришёл преподобный Авраамий, ставший настоятелем этой обители. Поэтому в первые годы существования обитель называлась Богородичной. После обретения его мощей монастырь стал именоваться Авраамиевым. Его преемником стал архимандрит Ефрем, автор жития Авраамия Смоленского. При строительстве смоленской крепости монастырь был включён в её пределы.
При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря сильно пострадали. В годы польской оккупации в обители находились монахи-доминиканцы. Они устроили здесь костёл и открыли училище («кляштор» упразднён в 1634 году). Православный монастырь возобновлён лишь после 1655 года. До этого времени этот участок принадлежал шляхтичу фон Лярскому, но затем по указанию царя Алексея Михайловича землю выкупили под монастырь и вскоре построили здесь деревянную церковь.
В 1658 году особой грамотой царь Алексей Михайлович учредил в монастыре архимандритию. В 1728 году при монастыре открылась семинария — первое учебное заведение в Смоленске. С того времени настоятель монастыря одновременно нёс служение ректора семинарии. Для семинарии были построены несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы и библиотеку.
В 1755-1765 гг. в обители возведён каменный двухэтажный собор, освящённый во славу Преображения Господня (нижняя церковь посвящена была святым Авраамию и Меркурию Чудотворцам). Средства на строительство выделил смоленский купец Борис Пискарёв. С того времени монастырь стал именоваться Спасо-Авраамиевым. В 1773 году сооружена каменная церковь Введения во храм Богородицы (уничтожена в годы Великой Отечественной войны). В 70-80 гг. ХVIII века были построены дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями и святыми вратами. По штатам 1764 года монастырь числился как второклассный. Духовная семинария располагалась здесь вплоть до 1891 года.
В 1812 году монастырь пострадал от французов: они устроили в нём лазарет, а церковь превратили в хлебный склад. Обитель была разорена. Памятником этого периода является французское ядро, засевшее в стене алтаря соборного храма. После изгнания французов жизнь в обители постепенно, хотя и очень медленно, входила в своё русло. К концу ХIХ века здесь проживали три иеромонаха, два иеродиакона и два монаха. 15 октября 1885 года при монастыре было открыто Братство во имя преподобного Авраамия Смоленского, главной целью которого стало развитие религиозно-нравственного просвещения народа. Братство также активно принимало участие в культурной и социальной деятельности Церкви на Смоленщине. В начале ХХ века монастырь относился к первоклассному.
Главной святыней обители были мощи прп. Авраамия Смоленского. При монастыре находилось духовное училище, больница, работал свечной завод. Управлял монастырём архимандрит, проживали более пятидесяти насельников. В 1918 году обитель постигла участь многих монастырей страны — он был закрыт, разорён и осквернён. В то время мощи прп. Авраамия Смоленского бесследно исчезли. Около года в обители находился концлагерь.
В конце 1920 года территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих. В течение последующего времени монастырь переходил от одного государственного ведомства к другому и постепенно разрушался.
В годы Великой Отечественной войны разрушены были только Введенская церковь, Святые врата и ограда. После войны, на месте монастырского кладбища построили гаражи и административно-производственные здания. В 1972-74 гг. Смоленскими реставрационными мастерскими была проведена реставрация памятника архитектуры — Спасо-Преображенского собора. С конца 1970-х годов в Преображенском соборе разместили запасные фонды областной библиотеки, которые находились в нём до 2011 года. Остальные помещения бывшей обители занимали медицинские учреждения.
Вопрос о возрождении монастыря был поставлен епархией в 1998 году. Обители вернули небольшое помещение под колокольней. После его освящения здесь была открыта церковь, зарегистрирован приход. 26 декабря 2001 года по ходатайству митрополита Кирилла Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского Авраамиевского монастыря.
28 августа 2008 года Смоленской епархии были переданы здания обители. 16 ноября 2008 года митрополит Кирилл освятил престол и совершил первую Литургию в нижней церкви Спасо-Преображенского собора. Наместником возрождаемой обители был назначен игумен Аркадий (Недосеков)(скончался в 2018 г.).
В 2013 году было завершено возвращение монастырских строений: Епархии были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними. Монастырь попал под федеральную программу, по которой он был частично отреставрирован к 2013 году, когда праздновалось 1150-летие Смоленска. Священноархимандритом Авраамиева монастыря Священный Синод РПЦ 17 июля 2020 года утвердил митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.
Из буклета: «Смоленские Святыни». — Смоленск: издательство «Свиток», 2016