Смердомльский Богородицкий погост. Один из наиболее древних. Писцовая книга Бежецкой пятины, первой половины «письма князя Василия Андреевича Звенигородцкаго и подьячего Игнатья Сергеева 7090-7091 (158 -1583) года» упоминает в числе прочих «в Богородитцком погосте в Смердомле, во Владычинской волости, на реке на Смердомле» церковь Рождества Богородицы. Владычинская волость издревле принадлежала Новгородской архиепископии, а впоследствии митрополии. В той же волости находился и ближний Озеревский Егорьевский погост.
Первоначальная деревянная церковь во имя Рождества Богородицы не сохранилась. Бичом деревянных построек были пожары и сырость. По всей видимости, она представляла собою простой клетской храм с двухскатной кровлей. Нам неизвестно о церковных шатровых постройках, шатры оставались венчающими лишь верхи колоколен.
Начало строительства каменного храма, но уже в честь Богоявления, относится к 1700 году, окончание — к 1701 году. Храмоздателем выступал местный помещик Савва Иванович Палицын, потомок новгородского дворянина Ивана Богдановича Палицына, «за многую службу и за Московское осадное сидение» пожалованного царем Михаилом Федоровичем Романовым вотчиною Смердомльскою, грамотою на нее и гербом».
По формулярным ведомостям 1842 года храм являлся каменным. Главный престол его был посвящен Богоявлению, а престолы приделов — Рождеству Богородицы (в память древнего храма), Иоанну Предтече. Все они были холодными. Службы от Покрова до Пасхи совершались в четвертом, теплом приделе святителя Николая. Над сооружением Богоявленского храма деятельно трудились местные прихожане.
Архитектурная композиция храма Богоявления типа «восьмерик на четверике», традиционная для церквей рубежа XVII-ХVIII вв., имеет свои неповторимые особенности. Из храмовых построек Устюжнского уезда того времени это первый храм подобного рода. К аналогам Богоявленской церкви относят Николо-Преображенскую церковь в г. Устюжне (конец XVII в. — 1731 г.), ряд храмов г. Вологды начала — середины 40-х гг. XVIII в. Но архитектурное решение здания, его декор ставят Смердомльский храм на особую ступень среди прочих сооружений подобного рода. Дело в том, что церковь Богоявления построена исключительно из булыжника и белой известняковой плиты, без употребления кирпича, производство которого в крае началось лишь во второй половине XVIII века. Это вызывает ассоциации со средневековыми храмами Новгородско-Псковской округи XV-XVI вв. Даже восьмилотковый свод собственно храма и цилиндрические своды приделов (до разборки их в 1851 г.), средний световой барабан и четыре глухих боковых были сложены из того же материала. Окна в храме были устроены настолько маленькими, что совершенно не соответствовали довольно обширному снаружи и высокому объему здания. Оставленное «на память» после ремонта 1851 года окно в алтаре главного придела (до разрушения алтарей в наше время) имело размеры 35х53 см.
Несмотря на особую систему кладки, Богоявленская церковь была со вкусом декорирована. По периметру четверика, под карнизом сложного профиля располагался поребрик из тесаного известняка, окаймленный продольными контурами валиков. Аналогичный поребрик, но уже двойной, украшал подкарнизные пространства восьмерика, над которыми располагался карниз сложного профиля с выраженным повалом.
Окопные проемы четверика на северном и южном фасадах (по одному на каждом) обрамлены эффектными наличниками из тесаного известняка. Боковые части их выполнены в виде парных «дынек» числом семь, расположенных одна над другой и разделенных прямоугольными базами из плитняка. Каждая боковая часть заканчивается снизу висячей каменной гирькой, а верхи окон совпадают с поребриками четверика.
Кровля церкви Богоявления была восьмискатной, средний барабан восьмигранным, со световыми окнами через грани. Боковые, несветовые, барабаны располагались по сторонам света и были аналогичны среднему. В целом завершение храма было близко венчающим частям церквей города Устюжны и уезда того времени и представляло собой местную интерпретацию элементов архитектуры русского барокко.
На внутренней поверхности свода, посредине каждого его лотка, были замурованы голосники, расположенные на одной линии. Последнее их употребление встречается только в соборе Рождества Богородицы в Устюжне, постройки 1685-1690 годов. Применение их в Богоявленской церкви призвано было компенсировать акустические недостатки пространства храма.
Храм имел три придела, расположенных со всех его сторон (кроме восточной), причем довольно неудобно. Приделы отделялись друг от друга толстыми стенами. Позднее в южной и северных стенах церкви были устроены низкие проемы для сообщения с приделами. Западную часть храма, во всю его длину, занимал узкий придел святителя Николая. Лишь ограниченным количеством молящихся можно объяснить то обстоятельство, что храм с таким расположением приделов просуществовал до XIX в., не вызывая суждений о тесноте. Это объясняется тем, что сельские приходские каменные храмы в начале XVIII в. были крайне редки, а Смердомльский храм отличался своей незаурядностью, поэтому святыню берегли. Но, к сожалению, он неоднократно горел. Один из таких пожаров случился в 1827 году, когда все его интерьеры выгорели вместе с книгами и архивом. Вынесенные из огня три иконы сохранялись позднее в особых киотах.
Изначально Богоявленская церковь не имела своей колокольни, колокола были подвешены на отдельно стоявшей деревянной простейшей звоннице. Только в 1851 году выстроили кирпичную колокольню в виде последовательно уменьшающихся четвериков, со звоном в верхнем, и полукупольным покрытием, с высокой главой и шпилем. В то же время и церковь подверглась капитальной перестройке, коснувшейся ее конструкций и приделов. Своды их разобрали и заменили накатными потолками. Причина состояла в том, что от тяжести прежних булыжных сводов капитальные стены приделов стали отходить наружу. Окна увеличили в числе и размерах до симметрии с общими размерами храма. Снаружи церковь оштука турили, а внутри расписали фресками. От них остались лишь изображения четырех евангелистов на импостах восьмерика и уже смытое почти изображение Страшного суда на западной стене. Судя по технике исполнения, работал незаурядный иконописец.
Смердомльский приход был смежен с Озеревским, и население Смердомли славилось расколом спасова согласия, в особенности жители деревень Стулово и Пучнино. К 60-м годам XIX в. после миссионерских трудов настоятеля Богоявленской церкви протоиерея Стефана Антонского, из-за введения строгой уставной службы, старообрядческий раскол прекратился.
К церкви Богоявления были приписаны часовни в окрестных селениях: деревнях Новая, Пучнино, Стулово, Онисимово. Приход составляли: село Смердомля, сельца Низовье, Бритино, Олешница, Новиково, Горка, деревни Новиково, Яхново, Стулово, Пахново, Пучнино, Новинка, Загорье, Бутырька, Новая, Игнашино, Ушаково, Оксюхово, Онисимово.
Из служившего в храме духовенства документы донесли до нас имена иерея Никиты Артемьева, диакона Леонтия Люботинского, псаломщика Григория Анисимова, бывших на приходе в 1842 году. Последним настоятелем храма являлся протоиерей Михаил Петрович Ставровский, упоминаемый в 1914 году. В церковно-административном отношении приход подчинялся благочинному 4-го округа, настоятелю Петропавловской церкви в селе Сомино.
Ныне руины храма Богоявления почти совсем скрыты разросшимися деревьями погоста. Проведенное в августе 1994 года натурное обследование показало, что от былого великолепия осталась лишь средняя часть, готовый в любой момент обрушиться остов здания. В юго-западном и северо-западном углах стены рухнули до пят сводов. От приделов, колокольни, алтарной части на поверхности земли остались лишь бесформенные и задернованные завалы камня. В зените свода, на месте уничтоженного барабана, — год от года увеличивающееся отверстие. Видно, недалеко то время, когда и этот храм будет представлять собою лишь живописные руины.
М. Ю. Хрусталев «Приходские храмы: страницы истории», http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm