Смена. Параклит-Тарбеева пустынь.

Параклит-Тарбеева пустынь, приписанная к Троице-Сергиеву монастырю, основана архимандритом Антонием в 1858 г. Созданная как скит для отшельников, со временем была преобразовала в общежительный монастырь. Первые постройки — отдельные деревянные домики-кельи и существующая ныне каменная церковь — поставлены в начале 1860-х гг. Окончательное формирование комплекса относится к 1890-1900-м гг., когда полностью было обновлено деревянное жилье, заменена кирпичной ограда, заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и заменяющие угловые башни жилые корпуса, строения конного двора. Сложился небольшой, достаточно скромный но архитектуре комплекс, характеризующий позднее монастырское строительство. Не все постройки сохранились до нашего времени, особенно существенна разборка ограды, лишившая комплекс присущей ему замкнутости и завершенности.
Планировка монастыря складывалась постепенно, по мере его развития, поэтому далека от традиционных схем. Композиционный центр отсутствует, территория распадается на несколько функциональных зон, разделенных естественными преградами — центральной липовой аллеей и хозяйственным прудом. Из построек наиболее значительны культовые; стоящая напротив церкви колокольня, входившая в линию ограды, служит в ансамбле высотной доминантой.
Небольшая двухэтажная церковь Параклита выстроена в 1861 г. по проекту П.Я. Миронова, на средства И.К. Королева (по другим сведениям каменный храм построен местным архитектором И. Малышевым в 1862 г.). В 1865 г. при входе устроена деревянная шатровая колокольня на два яруса, на каменных столбах. В начале XX в. здание расширено пристройками с западной стороны для размещения ризницы и библиотеки.
Памятник во многом своеобразен. Его объем в виде бесстолнного одноглавого четверика под двускатной кровлей близок клетским деревянным храмам; усложнен пониженными боковыми крыльями и западной папертью. Выделение композиционных осей с помощью щипцов, расположенных в двух уровнях, и наличие западной лестницы сообщает ярусному зданию крестообразный характер. Своды верхних и нижних помещений преимущественно коробовые. Фасады крайне лаконичны, в их формах намечается переход от позднего классицизма к эклектике. Звонница над входом разобрана.
Сохранились внутренняя лепная отделка и пол из каменных плит. Иконостас собран из элементов нескольких других, конца XIX в. Настенная живопись отсутствует.
Колокольня псевдорусского стиля сооружена в 1896-1898 гг. по проекту А.А. Латкова. Состоящая из трех квадратных ярусов, она завершена небольшим шатром, частично скрытым аттиком с кокошниками в основании; нижний ярус, расширенный одноэтажными жилыми пристройками на полуподвалах, прорезан аркой Святых ворот. Внутри пилонов размещались лестницы к звону. Колокольня, отмечавшая парадный вход в монастырь, достаточно нарядна; декоративная насыщенность возрастает к верху здания, однако детальная разработка но мотивам XVII в. суха и графична.
Пустынь расположена в 6 км юго-восточнее Лавры.
В 1924 г. здесь принял постриг будущий патриарх всея Руси Пимен (Извеков).

Параклита, пустынь, в 5 верстах от скита, основанная в 1861 году.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Параклит — по-гречески: дух-утешитель. С дороги путнику неожиданно открывается заповедная Святая Русь: в светлом венце берез сияет белый храм с бирюзовым куполом, рядом смотрится в лесное озерцо могучая колокольня. Особая, благодатная тишина сохраняется и в наши дни. Параклитова пустынь — плод молитв и трудов архим. Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Землю для обители Лавре пожаловал Государь Император Александр П. Летом 1858 г. вместе с прп. Антонием трое старцев — иеросхимонахи Иларион и Феодот и иеромонах Агапит — выбрали живописное место в 7 верстах от Лавры, в глубине березовых и хвойных рощ.
В 1861 г. был построен храм во имя св. Параклита и освящен 2 июля 1861 г. митр. Московским Филаретом. Нижний храм — в память третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи (освящен 16 марта 1862 г.).
При пустыни огород, конный двор, сенокосы.
До 1927 г. скит сохранялся в качестве «трудовой артели». Позже он стал прибежищем для монахов, изгнанных из закрытой Лавры. Наконец скитские здания передали коммуне. До середины 60-х в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем — овощехранилище. Ограду растащили.
Лишь в 1992 г. Параклитова пустынь была возвращена Церкви. Сейчас в скиту — 7 человек братии.
Источник: http://schools.keldysh.ru/sch444/projekts/monast/podvor%20p%20m-1.htm

На вновь избранном месте старцы назначили места, каждый для своей келии, расстоянием одна от другой «на вержение камня». Вначале построили только три кельи, из которых каждая огорожена была тёсовым забором, и в таком виде они оставались более года; в приезд же Наместника Лавры ради посещения старцев, он привозил с собой палатку, которая некогда принадлежала Митрополиту Платону, которую подарил ему, по преданию, император Павел Петрович.
«Эту палатку раскидывали на томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ церковь, и о. Архимандрит Антоній проводилъ въ ней по нѣскольку дней и ночей. На другой годъ онъ построилъ для себя кельи и при них часовню. В часовнѣ для молитвословій старцы собирались только въ воскресные дни да въ двунадесятые праздники, а въ прочіе дни — утреню, часы с обѣдницею и вечерню, каждый старецъ, съ своим ученикомъ, вычитывали въ келліях; къ литургіи же некоторые изъ нихъ ходили въ Скитъ, гдѣ причащались Св. Таинъ, и къ вечеру возвращались обратно, принося съ собою запасные Св. Дары, которые и хранились въ часовнѣ, и ими причащались какъ сами старцы, такъ и их ученики».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?