Слободской. Собор Екатерины Великомученицы.

Екатерининская церковь – в настоящее время второй кафедральный собор Вятской епархии. Основное здание храма построено в 1699 году.
Престолы: св. великомученицы Екатерины, Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Чуда Архистратига Михаила в Хонях.

1999 год является юбилейным для Екатерининского кафедрального собора в городе Слободском. На месте нынешнего каменного храма стояла изначально деревянная маленькая церквушка. В 1629 году, по книге Доможирова, упоминается — «церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою. В церкви находится образ Пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице ко­локол большой, — государево жалование, да 7 колоколов мирских».
Именно в этот храм ходил святый блаженный Прокопий Вятский чудотворец. В житии его упоми­нается, что Прокопий, «когда подрос, не захотел дома жить, но ушел в город Слободской и там у отца Илариона, священника Екатерининской церкви три года прислуживал».
В 1661 году деревянная Екатерининская церковь и колокольня сгорели. Каменный теплый храм был построен по грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, от 4 июня 1699 года.
В 1658 году Пермь Великая была отделена от Вологды и присоединена к Вятке, и Вятские епис­копы стали именоваться Вятскими и Великопермскими. Создание Вятской и Великопермской епар­хии превратило Хлынов в крупный церковный центр и означало усиление влияния церкви на жизнь края. Именно поэтому после приезда в Хлынов, правивший в то время архиепископ Иона (Баранов) строит первые на Вятской земле каменные храмы. Именно ему довелось дать толчок развитию камен­ного зодчества на Вятке и в Прикамье. Строили эти храмы в 1676-1683 гг. нанятые владыкой Ионой московские мастера.
В 1690-х гг. о пришлых строителях уже не слышно. Значит, на описываемый нами период в Хпынове подросли собственные каменщики. Кто же они? История сохранила память о Иване Ивановиче Никонове, главе строительной артели, Михаиле Нефедовиче Старкове, Тихоне Родионовиче Чернятеве, Исаке Петровиче Москвитинове.
Несмотря на отсутствие сведений об обстоятельствах строительства Екатерининского храма, можно не сомневаться, что строила его именно артель Ивана Никонова. Церковь очень схожа и со Спасо-Преображенской и с Трехсвятительской церковью в Вятке, которые строили эти же мастера. Но есть одна существенная особенность в архитектуре именно этого храма. Набор декоративных деталей почти тот же, но в композиции больше спокойствия, больше ритмичности в повторении одинаковых форм.
Этот пятиглавый храм является типичным представителем своей эпохи. Низкая задняя часть храма с приделом в юго-восточном углу и двумя арками, ведущими в переднюю часть храма, высокую в два света, и отделенный стеной от храма круглый алтарь, украшенные орнаментами окна — все это очень типично для храмов этого времени. Придел в юго-восточном углу трапезы существовал до 1914 года и был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы были сделаны в 1823 году в искаженном классическом стиле.
В 1914 году собор был расширен. При расширении храма придел в задней части был разрушен и вместо двух маленьких арок пробита одна большая, открывающая всю переднюю часть храма. Пото­лок западной части храма был вызнят и по бокам на юг и на север от старого храма устроены два придела. Снаружи храм стал выглядеть довольно красиво: широкая передняя часть, с двумя выделя­ющимися шатровыми крышами и главами приделов по сторонам, была увенчана третьей главой на фронтоне, сзади доминирующим остался старый пятиглавый храм. Престолы были освящены: пра­вый в честь Стретения Владимирской иконы Божией Матери; левый — в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В таком виде храм дошел до наших дней. По архивным документам, в Екатерининской церкви «сохранялась в первоначальном виде» ста­рая месточтимая икона св. Великомученицы Екатерины. До 1914 года она находилась в иконостасе центрального придела, как храмовая.
В 1753 году при Екатерининском храме была построена холодная большая церковь и освящена в память Вознесения Господня. Но эта церковь, пришедшая в ветхость не столько от времени, сколько от непрочности закладки, а особенно много потерпевшая от пожара, бывшего 19 мая 1823 года от молнии, истребившего на ней деревянные крыши, разобрана около 1850 года.
Вместо нее в 1852 году была построена новая, иждивением потомственных граждан, купеческих 1-й гильдии братьев, Владимира и Николая Захаровых Герасимовых. В храме было три престола: сред­ний — в память Вознесения Господня освящен 24 мая 1853 года, справа — в честь иконы Божией Матери Тихвинской освящен 25 мая, на левой стороне — во имя св. праведных Захарии и Елизаветы освящен 26 мая того же года. Первый и последний освящал епископ Вятский и Слободской Елпиди- фор, а второй — архимандрит Успенского Трифонова монастыря и ректор Вятской семинарии Амвро­сий (Красовский).
В 1921 году С. Суторихин писал про этот храм: «Вознесенский собор по своей архитектуре напо­минает храм Христа Спасителя. Это величественный, пятиглавый собор, имеющий форму креста, в верхнем конце которого находится главный алтарь, в западном паперть, в северном и южном — два боковых придела. Пред западными и южными входными дверями устроены высокие и широкие лестницы. Внутри собор поражает изобилием света и воздуха. Главный алтарь расположен глубоко в восточной части храма на высоком амвоне. Площадь храма четырьмя большими колоннами разде­лена на части. Две передних колонны вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние колонны поддерживают обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображе­нием в самом верху Господа Саваофа, как бы воздушный, высится над срединой храма. Стены как внутри, так и снаружи, совершенно гладкие, выштукатуренные».
В 1858 году комплекс храмов именовался уже «Вознесенским и Екатерининским собором». Комплекс храмов включал в себя также трехъярусную колокольню, построенную около 1750 года.
По штату при соборе состояли: «протоиерей, три священника, дьякон и три псаломщика». Для квар­тир соборному духовенству имелся каменный двухэтажный дом и каменный флигель. В храме пел сме­шанный хор, который насчитывал в 1916 году 15-20 человек. Управлял хором в этом году местный псаломщик В.Г. Кувшинский. С именем последнего связано возрождение хора. Хор занимал в городе Слободском почетное место, по своей постановке хор являлся одним из лучших хоров в епархии.
За трехвековую историю собора в нем служили многие священнослужители, но не о многих осталась память. Среди тех, кого пощадило время — протоиерей Платон Иоаннович Куртеев. В 1848 году он был рукоположен в сан иерея к Слободскому Вознесенскому собору. Кроме того, он был духовником двух благочиний: Слободского — градского и 1-го округа. В 1898 году он отметил юбилей 50-летнего служе­ния в священном сане. В день юбилея ему было 75 лет. Небезынтересным представляется и родосло­вие Куртиевых, поистине «благословенное Богом». Его дед — Василий Дмитриевич Куртиев — с 1803 года служил протоиереем в Вознесенском соборе. В 1807 году переведен в Преображенский собор, где служил до выхода за штат в 1842 году. Отец Платона Иоанновича — Иоанн Васильевич — служил протоие­реем в Слободском Преображенском соборе с 1842 года до самой смерти в 1869 году. 22 декабря 1868 года он тоже праздновал свой 50-летний юбилей в священном сане и был награжден палицею. Прадед и прапрадед Платона Иоанновича также служили в церквях Вятской епархии.
В 1930 году была закрыта, а затем и разрушена Вознесенская церковь. Екатерининская церковь была закрыта по решению Президиума Верховного Совета от 17 февраля 1940 года. Во времена сталинских репрессий за нее пострадали настоятель церкви священник Александр Свешников и староста Степан Анфилатов. Они были отправлены в ГУЛАГ и, по слухам, впоследствии утоплены в Волге в районе Самары. В годы Великой Отечественной войны в храме находилась военная база, правый придел был занят радиоузлом.
Вновь Екатерининский собор был открыт в 1945 году. Первым старостой, выдвинутым из общины верующих, стал крестьянин-единоличник Егор Николаевич Минчаков из деревни Старые Минчаки. А первым настоятелем храма, после его открытия, стал протоиерей Владимир Емельянов. Ему при­шлось положить много сил, стараний, здоровья, чтобы возродить одну из самых красивых в области церквей. Старики и старушки несли последние рубли и копейки, а порой и иконы, лишь бы воскре­сить Божий храм. Иконостасы для маленьких приделов перевезены из села Анкушино.
Среди святынь Екатерининского собора в наше время особым почитанием по праву пользуется икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Это список иконы, которая была привезена в 1863 году с Афона в Слободской Христорождественский женский монастырь и здесь прославилась чудотвореньями. По преданию икона была написана иконописцем Владимиром Неволиным, который первый получил исцеление от нее. Находится эта икона в правом приделе, освященном в честь Влади­мирской иконы Божией Матери.
В левом приделе, который, освящен в честь чуда Михаила Архангела в Хонех, особый интерес представляют иконы: «Ангелов Божих», «Воскресение Христово — Сошествие во ад» и «Явление Бо­жией Матери преподобному Сергию Радонежскому». В Екатерининский собор эти иконы были пе­реданы из храма Михаила Архангела, который находился в мужском Крестовоздвиженском монас­тыре. Особенно интересны иконы «Ангелов Божих». На одной из них изображен Ангел Божий, сто­ящий возле аналоя. На аналое лежит развернутый свиток. В одной руке ангел держит перо, другой указывает на лежащий свиток. На свитке надпись /без соблюдения правописания и знаков препи­нания/: «Ангел Господень послан от Бога писать письмена на входящих во Святую Божию церковь и глаголющих в церкви. Изходящих из церкви до отпущения пения заглаживающе имена. Да се веду- ще братие прежде отпущения пения не изходити из церкви, да неопечалим ангела и непрогневаем Владыку, сотворшего нас». Второй Ангел изображен также в рост в воинских доспехах. В поднятой правой руке он держит меч, в опущенной левой развернутый свиток. Надпись на свитке гласит: «Внемли разумей к кому идеши и чего просиши не шед Церковь Божию ичего помышляеши. Не токмо сам внимавши но и хотящим слышити с пону содеваеши, до отпущения из церкви исходя­щий. На таковых бо неимеющих в сердцах своих страха Божия того ради Ангел Господень навостря- ет мечь и отсекает от Славы». В этом же приделе находится точный список с Почаевской иконы Божией Матери.
В ризнице собора хранятся два креста-мощевика. Один из них деревянный четырехконечный, окантован металлом, напоминает орденский крест. На лицевой его стороне написано Распятие, на другой врезаны мощи святой великомученицы Варвары.
Второй крест напрестольный, восьмиконечный сребропозлащенный, украшен стразами. На верх­ней лицевой стороне креста изображены резной гладью с чернением: Распятие Иисуса Христа, вверху — Господь Саваоф, на правой стороне креста поясное изображение Божией Матери, на левой тоже поясное Св. апостола Иоанна Богослова. На ручке креста изображены орудия Страстей Господних. На обратной стороне креста, украшенной растительным орнаментом, указано, что в кресте положены мощи преподобной Феклы и преподобной Феодоры Алексадрийской, преподобного Саввы Освящен­ного и Исидора Пелусиота, священномученика Власия. Кроме того, в него вложены: часть Гроба Гос­подня, часть Христова тернового венца и часть горы Голгофы. Надпись в нижней части этой стороны креста гласит: «Куплен сей крест в Слободской Спасо-девичий монастырь на казенные изборные деньги, весу в нем 78 зол». Не вызывает сомнений, что про этот крест писал священник Василий Кибардин в своей работе «Описание Христорождественнского женского монастыря, что в городе Слободском Вятской епархии»: «Крестов напрестольных шесть, все сребропозлащенные; из них три большого размера и три малого. Один из крестов замечателен, не столько ценностию, сколько древ- ностию и находящимися в нем частицами святых мощей /в кресте находятся следующие частицы мощей: священномученика Власия, преподобного Саввы Освященного, Исидора Пелусионского, пре­подобной Феклы и преподобной Феодоры Александрийския/, форма его восьмиконечная, хотя и не означен на нем год его сооружения, по крайней мере в церковной описи означено время его приобре­тения, именно 1754 год».
С 1945 по 1994 годы Екатерининский собор был единственным действующим в нашем городе. Неслучайно поэтому великомученица Екатерина считается покровительницей города Слободского, это ее святыми молитвами стоит город все это время. Более старшее поколение всегда чтило и чтит ее праздник, и в этот день Екатерининский собор всегда полон молящимися. Сегодня слава о нашем Свято-Екатерининском соборе разлетелась по всей области и за ее пределами.
Д.Н. Чураков, алтарник. Троицкая церковь, г. Слободской

На территории кремля города Слободского до 1917 года среди прочих храмов стояли две церкви, составлявшие единый комплекс с общей колокольней — зимняя Екатерининская церковь и летний Вознесенский собор. Колокольня и Вознесенский собор в 1930-е годы были разрушены, а Екатерининская церковь сохранилась до наших дней. Построена она в конце XVII — начале XVIII вв. артелью каменщиков Ивана Никонова. В 1914 году церковь была расширена по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина. В 1938 году церковь была закрыта, в 1945 году возвращена общине. Долгие годы она была единственным действующим храмом Слободского.

Собор Святой Великомученицы Екатерины — подлинная архитектурная жемчужина Слободского. Уже более трёх столетий он является важным духовным, просветительским и культурным центром этого вятского городка и потому имеет кафедральный статус. В Слободском его здание является старейшим, сложенным из камня, и в официальных письменных источниках упоминается с начала ХVII века. Уже в 1615 году исторические документы свидетельствуют о том, что в городе Слободском стоит деревянная «церковь мученицы Христовы Екатерины». В дальнейшем она упоминается всё чаще. В числе таких письменных источников — известная «Книга вятских пригородов Слободского да Шестакова посадов и уездов писма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина 137 (1629) году». В ней так описывается слободской храм: «Церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою. В церкви находится образ Пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице колокол большой, — государево жалование, да 7 колоколов мирских». В 1681 году сильный и опустошительный пожар разгорелся в Слободском. Огонь полностью уничтожил большую часть города: выгорело 86 жилых дворов, немало келий женского монастыря и дом архиерея, а также множество казённых учреждений, таких как земский приказ и тюремный дом. В этом скорбном перечне оказалась и Екатерининская церковь вместе с колокольней.
Печальный опыт пожаров всегда диктует необходимость восстанавливать здания в камне, однако миновало ещё почти два десятка лет, прежде чем храм Великомученицы Екатерины был опять отстроен, и теперь уже в новом качестве. Примечательно, что десятью годами ранее предприниматель Трифон Каркин, родоначальник местной купеческой династии, основал первый в истории округи и один из первых в России завод по отливке колоколов. В 1692 году именно Каркин изготовил огромный колокол для Вятского кафедрального собора, а три года спустя стал обеспечивать «звонами» местные храмы, включая и сельские. В дальнейшем пальму первенства в колоколитейном ремесле перехватили представители семейства Бакулевых, Каркины же в начале ХIХ столетия прославились как умелые производители поддужных колокольчиков, на которые был устойчивый спрос по всей стране.
В июне 1699 года преосвященный Иона, архиепископ Вятский и Великопермский, даровал слобожанам разрешение на строительство тёплого каменного храма Вознесения и Екатерины. Для строительства церкви имелись веские основания. Ещё в 1658 году Пермская земля отделилась от Вологды, будучи присоединённой к Вятке, неслучайно её епископы в пору строительства Екатерининского храма именовались и Вятскими, и Великопермскими. Справедливости ради стоит отметить, что в Вятском крае каменное зодчество начало развиваться гораздо позднее других областей России. В то время здесь утвердилось мнение: на Вятке каменщиков и ныне нет, потому что каменного дела не бывало! Поскольку местных каменщиков церковного зодчества в этот период пока не было, архиепископ Иона поначалу приглашал московских строителей. Вятские мастера учились у них, одинаково успешно перенимая и азы и секреты непростого ремесла. Поэтому к 90-м годам ХVII века в регионе уже сформировалось сразу несколько артелей, способных возводить храмы.
Храм во имя великомученицы Екатерины строился в Слободском неподалёку от речного откоса на берегу Вятки. Перед этим была завершена постройка Спасо-Преображенской церкви в Хлынове, обогатившая опыт артельщиков Ивана Никонова новыми наработками в области церковного зодчества, которые они не преминули использовать при возведении Екатерининского храма. Это является косвенным подтверждением авторства бригады Ивана Ивановича Никонова в постройке этого здания, в особенности — характерные элементы и общая роскошь декора, а также схожесть новой церкви с некоторыми вятскими храмами. При этом специалисты отмечают в облике и конструкции храма Великомученицы Екатерины уже гораздо большую основательность и «ритмичность» в чередовании деталей здания по сравнению с храмами Хлынова, что также свидетельствует о возросшем мастерстве Никонова и его сотоварищей-зодчих. Известна легенда, повествующая о негласном соревновании, будто бы развернувшемся между мастерами-артельщиками в пору проведения отделочных работ будущей церкви и формирования её оконных проёмов. Каждый норовил отличиться по-своему, но индивидуальное мастерство артельщиков до поры до времени скрывали строительные леса. Когда же при большом стечении народа высокие заграждения сняли, толпа от восхищения дружно ахнула. Слободской ещё не видел такой красоты каменных кружев, украсивших стены и окна церкви.
Спустя полвека, в 1753 году, к храму была пристроена весьма просторная церковь, освящённая в честь Вознесения Господня. Она не отапливалась, стены здания стали постепенно разрушаться из-за недостаточной прочности кладки. Вдобавок в мае 1823 года после удара молнии случился пожар, оказавшийся губительным для деревянной крыши придельной церкви. Она простояла вплоть до 1847 года, после чего было решено разобрать вконец обветшавшее здание и собрать пожертвования на новое. Большую помощь при этом оказали потомственные граждане Слободского, братья-купцы 1-й гильдии Вдадимир и Николай Герасимовы. В итоге, спустя полтора столетия после постройки, в 1853 году, Екатерининский храм обрёл три престола. Правый освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, центральный — в честь Вознесения Господня, левый — во имя святых Захарии и Елизаветы. При этом местночтимая храмовая икона Святой Великомученицы Екатерины пребывала в иконостасе центрального престола церкви. В церемониях освящения принимали участие епископ Вятский и Слободской Елпидифор и архимандрит Успенского Трифонова монастыря Амвросий. Спустя пять лет окончательно оформился цельный храмовый комплекс. «Дуэт» двух церквей включал в себя также и трёхъярусную колокольню, построенную ещё столетие назад. Отныне они стали носить общее название — Вознесенский и Екатерининский собор.
20 мая 1837 года город посетил наследник российского престола, будущий император Александр II. Осматривая Слободской, он не преминул побывать и в Вознесенско-Екатерининской церкви, а напоследок охарактеризовал город как вполне хороший, а губернские дороги в округе — «лучшие из всех проследованных»! Метрическая книга Вознесенского и Екатерининского собора, тоже общая для обоих храмов, в разделе «О рождающихся» содержит запись, датированную 20 июля 1795 года, которая регистрирует появление на свет очередного новорождённого слобожанина: «Находящегося города Слободского в должности городнической Петра Федоровича Чайковского сын Илья». Счастливый родитель — дед великого композитора Петра Ильича Чайковского, с января 1795 года он служил градоначальником Слободского, много сделав для его развития и процветания.
Комплекс Вознесенско-Екатерининского собора находился в центре города. В 1877 году рядом с храмами, на живописном берегу реки Вятки, был заложен общественный сад, неизменно притягивавший к себе слобожан. Накануне октября 1917 года в Екатерининском соборе по штату числились протоиерей, три священника, столько же псаломщиков и дьякон. В храме заботились о благосостоянии своих служителей: его духовенство располагало квартирами в двух каменных домах — двухэтажном здании и флигеле. Гордостью храма был его хор под управлением церковного псаломщика, истинного подвижника православной музыки Кувшинского. В хоре нередко насчитывалось до двух десятков певчих, и он заслуженно считался одним из лучших в епархии.
Екатерининский кафедральный собор — типичный представитель вятского барокко. Органичное сочетание патриархальности Москвы и новомодной петербургской архитектуры, красота и изысканность, богатый и щедрый декор при отсутствии излишнего пафоса, свойственного стилистике европейского барокко, — вот отличительные черты его вятской разновидности, которые хорошо прослеживаются в облике фасадов Екатерининского собора в Слободском. В плане архитектурной стилистики архитектура храма созвучна некоторым постройкам в Трифоновом монастыре соседнего Кирова. Вместе они формируют стилистику нарождавшегося особого направления в местном зодчестве — так называемого «вятского барокко». Оно получило здесь широкое распространение в ХVIII веке, поэтому церковь в Слободском является одной из предтеч этого оригинального направления в храмоздательстве. Здание собора выложено из кирпича. Поскольку Екатерининская церковь была объединена с Вознесенской в единый архитектурный ансамбль, в этом комплексе она несла функцию «тёплого» зимнего храма. В её основу положен традиционный четверик, бесстолпный и двусветный; его красиво завершают пять глав, увенчанных голубыми куполами.
Начиная с 1914 года, когда здание подверглось существенной перестройке и расширению объёма согласно проекту знаменитого вятского зодчего И. А. Чарушина, оно обрело обширную трапезную и два новых придела, также увенчанных главками. Каждому из приделов зодчий придал форму полусферы. Отныне посетитель собора святой Екатерины видит перед собой прежде всего широкую лицевую часть здания с двумя выдвинутыми вперёд крышами-шатрами и парой глав по бокам, третья же возвышается над фронтоном. Прежнее высокое пятиглавие продолжает доминировать в общей композиции фронтальных фасадов, однако среди некоторых специалистов бытует мнение, что нововведения 1914 года чересчур заслоняют основной объём храма для его обзора со стороны. Однако все эти возможные конструктивные огрехи с лихвой компенсируются великолепной эстетикой внешнего вида собора и прежде всего его богатым и изысканным декором — обильным фасадным украшением из лекального или тёсаного кирпича. Действительно, фантазия оформителей здания этого собора кажется поистине безграничной. И это — ещё одна, важнейшая черта вятского барокко и таланта его зодчих.
Удивительный по красоте, щедрый и праздничный, но отнюдь не вычурный декор здания собора является одной из важнейших примет изначального вятского каменного зодчества. Его зачастую сравнивают с тортом в пышной белой глазури или узорчатым и фигурным заварным пряником. Екатерининский собор «двусветный» — его окна располагаются в два яруса. Они оформлены изящной и сложной лепниной, находясь в обрамлении оригинальных фигур, резных каменных кружев и орнаментальных узоров. Над оконными проёмами можно увидеть такие традиционные элементы декора, как наличники и кокошники. Примечательно, что из всех окон основного объёма не найти ни одной одинаковой пары — каждое отличается индивидуальностью, выражая почерк изготовившего его мастера-каменщика. Екатерининскому собору присущи все особенности композиции храмов, строившихся зодчими Ивана Никонова в пору зарождения вятского барокко. Прежде всего, это отсутствие колокольни, которую могли заменить простой звонницей. Структура храма, как правило, включая в себя бесстолпный пятиглавый или одноглавый четверик и просторную трапезную, к которой нередко дополнялась паперть. Следование первоначальному плану было весьма условным: конечный результат мог весьма отличаться от запланированного облика. В 1915 году храм обрёл свой нынешний вид, яркой деталью которого являются завершения здания. Его голубые купола видны в городе издалека. Цвет куполов означает небесную сферу, а круг является образом вечности, это символизирует неземную чистоту и непорочность Божией Матери. Внутренние интерьеры Екатерининского собора претерпели самые серьёзные метаморфозы в кунун Первой мировой войны, когда храм решено было значительно расширить. Именно поэтому сегодня здесь и светло, и просторно.
Сто лет назад, когда в соборе шла перестройка, был ликвидирован придел, находившийся в задней части храма. Вместо двух старых и обветшавших арок была возведена одна большая, которая открывала впечатляющий вид на всю центральную часть церкви. При этом на северной и южной сторонах здания были обустроены приделы, для чего строителям пришлось аккуратно демонтировать западные потолки собора. Результаты того стоили. В 1921 году будущий архиманрит Серафим, а тогда двадцатилетний юноша, вятский уроженец Сергей Суторихин, описал внутреннее убранство Екатерининского храма, который ещё не успели осквернить большевики: «Внутри собора поражает изобилием света и воздуха. Главный алтарь расположен глубоко в восточной части храма на высоком амвоне. Площадь храма четырьмя большими колоннами разделена на части. Две передних колонны вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние колонны поддерживают обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображением в самом верху Господа Саваофа, как бы воздушный, высится над срединой храма. Стены как внутри, так и снаружи, совершенно гладкие, выштукатуренные». К моменту этого описания екатерининским иконостасам исполнилось почти сто лет. Они были изготовлены в 1823 году вятскими мастерами и несли на себе отпечаток классических традиций российских резчиков. Так, главный храмовый иконостас получил вогнутый по форме абрис царских врат, над которым ангелы Божии поддерживают свиток с надписью «Всякий верующий в Него не погибнет». Иконостас Екатерининского собора строгий и лаконичный. В его остове много свободного пространства — «воздуха»; дополнительную основательность ему визуально придают аттик с фронтоном на резных консолях. Придельные иконостасы украшены тонкой резьбой работы крепостных мастеров, резчиков Бориса и Василия Миричевых. Многие иконы принадлежат кисти известного в Вятском крае иконописца Ивана Мамаева, который в 1811 году работал над росписью интерьеров Успенского собора в вятском Трифоновом монастыре. Характерная деталь оформления иконостасов Екатерининского собора — резная фигурка голубя на фоне небесного сияния.
Сегодня богатая роспись — подлинное украшение этого храма, без которого его невозможно представить. Она создаёт особенную, молитвенную атмосферу. Библейские сюжеты, изображённые на стенах и потолке храма, выглядят удивительно современно и притягательно, порождая у посетителей интерес и желание вновь и вновь обращаться к первоисточнику Божественного Откровения. Одной из самых почитаемых икон Екатерининского собора на протяжении большей части его истории была икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Она является списком со светлого образа, привезённого в Слободской ещё в 1863 году с Афона тамошним иеромонахом Паисием. Название её символично: многие верующие приходят в храм в поисках покоя и утешения, получаемых от соприкосновения с Благодатью Божией.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №303, 2018 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?