Слободской. Крестовоздвиженский монастырь.

Крестово-Воздвиженский Верхочепецкий монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в 1599 году. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь  
Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей — все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть — монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI — XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию.
Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества — Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке — ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю.
В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, — Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами — церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.
По грамотам царя Бориса Федоровича (1600 г.), Михаила Федоровича (1614 г.) монастырю были пожалованы земельные владения — территории по рекам Спировке, Лекме, Кордяге. И монастырь влился в хозяйственную и культурную жизнь края. У Крестовоздвиженского Богоявленского монастыря никогда не было больших земельных владений. В Вятском северном крае при обилии свободных земель и малочисленности населения земли не считались большой ценностью, малоплодородные, поросшие лесом и заболоченные. Монастыри жаловались не столько уже освоенными землями, сколько занимались колонизацией новых, еще не освоенных земель, и были не феодалами — эксплуататорами, а колонизаторами — первопроходцами. В середине XVII века Слободской Богоявленский монастырь находился на четвертом месте в Вятском наместничестве по количеству вотчин, после Успенского Хлыновского монастыря, Троицкого Елабужского и Крестовоздвиженского Верхнечепецкого. У монастыря имелись заливные луга, пашни, озера, в XVIII веке построили водяную мельницу.
Но самое большое значение имела миссионерская деятельность монастыря. Великое число вотяков и черемисов крестились в монастырских церквях. Русские переселенцы на Вятских землях в XIV-XV веках враждовали с местным населением. Крестившиеся вотяки и черемисы приобщались к христианскому распорядку жизни, заимствовали русские элементы быта, переставали являть с сбой опасность для русских. Усилиями христианских проповедников местные племена не стали действительными христианами, их религиозные представления были смесью старых языческих и новых христианских образов, но прошлой враждебности к русским они не испытывали, напротив — видели в них наставников, более опытных и мудрых в жизни людей. Правительство России, особенно в XVIII веке, всячески способствовало крещению иноверцев. В Указах Петра I велено было даже освобождать крестившихся на несколько лет от подушной подати, выдавать одежду — русские кафтаны, рубахи и сапоги за казенный счет. Только в марте 1741 года в Богоявленском монастыре было крещено 250 иноверцев.
Архитектурный ансамбль монастыря формировался в конце XVII — начале XX веков. Старые деревянные постройки, конечно, почти не сохранились. Их заменили каменными. В 1755-61 годах построена церковь Воздвижения, белокаменная, с главою — луковицей и колокольней. Введенская церковь была построена в 1690-98 годах, тоже белокаменная, с пятью главами — луковицами и пристроенной часовней с захоронением иеромонаха Досифея. Одну их башен монастыря перестроили в Троицкую церковь в 1877 году. В пещере под церковью захоронен архимандрит Алоллос, бывший настоятелем монастыря во II пол. XIX века и немало сделавший для его процветания.
В XIX веке построили новые настоятельский и архимандритский корпус. В 1806-21 годах вместо старой деревянной ограды поставили новую, с крытым железом верхом. Ворота с восточной стороны перенесли на южную. Теперь, когда город разросся, монастырь вошел в его черту и улица Предтеченская (ныне Володарского) вела прямо к воротам монастыря.
В 1901 году в честь 300-летия монастыря построили новые Святые Врата. Чугунные ворота отлили на Белохолуницком заводе, деньги за них пожертвовал владелец завода А.А. фон Зигель. Там же изготовили многочисленные монастырские балкончики и крылечки. Постройки монастыря не были слишком богаты — внутреннее убранство самое скромное, деревянные полы в церквях, крашенные маслом стены, деревянные иконостасы, иконы, писанные местными художниками. Но во всем чувствовалось присутствие хорошего хозяина, русская, северная основательность. В монастыре имелось множество хозяйственных построек — мастерские, конюшни, каретники, всю западную часть монастыря занимал прекрасный сад. У югозападной стены монастыря стояло здание церковно-приходской школы.
Положение Церкви в обществе сильно изменилось в XVIII веке, петровскими реформами Церковь была подчинена государству, духовная власть поставлена на службу светской. Стал меняться традиционный органический тип русской культуры. Произошли изменения и в жизни вятских монастырей. Императрица Екатерина II присвоила Богоявленскому монастырю III-й, самый низший класс в монастырской иерархии — не по его культурному, по имущественному значению. С тех пор новых земельных пожалований обитель не получала, церковью она обеспечивалась скудно, и в XIX веке управители монастыря осаждали Вятскую консисторию постоянными просьбами о материальной помощи или о разрешении на крестные ходы с целью сбора пожертвований — то на уплату долгов, то на строительство новой ограды и ремонт церквей. Местные жители, конечно, жаловали монастырю и деньги, и земли — колокола отливали на свои средства Бакулевы и Платуновы, некая помещица Шмелева даровала монастырю пахотные земли. Но на северной Вятке народ жил бедно, здесь почти не было дворянства, и местные монастыри не имели таких богатств, как монастыри Центральной России, которым иногда завещались целые состояния. В XVIII веке сократилось число вятских монастырей. Хотели ликвидировать и Богоявленскую обитель, но Комиссия по церковным владениям отметила ее большое историческое значение и приняла решение о слиянии Крестовоздвиженского Верхнечепецкого монастыря и Богоявленского слободского. В 1768 году в Крестовоздвиженском монастыре произошел пожар, и братия перебралась в Слободской. Монастырю было дано двойное имя: Крестовоздвиженский-Богоявленский. Весь XIX век монастырь находился в упадке, немного оживилась его хозяйственная деятельность в правление архимандрита Аполлоса.
Советское правительство ограничило и без того к началу XX века небольшое количество монахов в обители. В 1919 году Крестовоздвиженскому монастырю было положено по штату иметь всего 12 человек. С конца XIX века в монастырских ведомостях публикуются послужные списки монахов. Кто они были, последние монахи Крестовоздвиженского монастыря? Почти все по происхождению крестьяне или мещане — служба в отдаленном северном монастыре не была престижной. Родом — кто с Вятки, кто из Москвы, кто с Украины. У всех есть образование, полученное дома, или в церковно-приходских школах, или в городских училищах. Многие монахи находились на послушании в Киево-Печерской Лавре. В 1921 году монастырские ведомости публиковались в последний раз. Много раз переходил он из рук одних владельцев к другим. Территория монастыря загажена до крайности, нет больше церквей, сада, уничтожены могилы Досифея и Аполлоса, остались одни Святые Врата, напоминание о прошлом среди унылой картины разорения.
Т.В. Милованова, М.Ю. Копорулин (г.Слободской)
Библиография: Историко статистическое описание Сретенской церкви г.Слободского. Вятские епархиальные ведомости. 1863. № 49; Труды Вятской ученой археологической комиссии. 1815. вып. 1.; Cпасский ИЛ. Сведения о количестве монастырских вотчин в XVII века, в кн.: Вятская энциклопедия. 1995. С. 60; Вятские епархиальные ведомости 1862 г., №4. С.113-121.

Архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского монастыря г. Слободского в XIX веке
В 1794 году для г. Слободского был утвержден регулярный план, в рамки которого город стал “вписываться” уже в начале XIX в. Четкие, упорядоченные кварталы дотянулись и до Крестовоздвиженского мужского монастыря, который также занял один квартал в сетке плана. Монастырь, стоявший ранее уединенно и развивавшийся фактически независимо от города, входит в его структуру и начинает подчиняться и координироваться с городской жизнью. Ансамбль монастыря в течение всего периода своего развития претерпевал существенные изменения: от Богоявленского монастыря к Крестовоздвиженскому. В связи с этим видоизменялся и комплекс, вбирая в себя постройки первого монастыря и застраиваясь новыми. Попытаемся воссоздать ансамбль, начиная примерно с 40-х годов XVIII в., и рассмотрим его бытование до конца XIX в.
Необходимые сведения об ансамбле прежде всего сохранились в описях церковного имущества и зданий монастыря, а наиболее интересно исследование всех церквей и монастырей, проводившееся из центра (Москвы) по “метрикам” — “Метрика для получения верных сведений о древлеправославных храмах Божиих, зданий и художественных предметов”, составленная наместником Игуменом Максимилианом.
“Монастырь Верхочепецкий, мужеский, штатный, 3-классный, во имя Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, но прежде до учреждения штатов он именовался Богоявленским и был заштатным именно до 1775 г. … Монастырь находится при г. Слободском с северной стороны его. Местоположение в монастыре ровное и, в сравнении с ближайшими к нему местами с восточной, и с северной, и западной стороны, где протекают две малые речки Козулька и Спировка (последняя впадает в реку Вятку, текущую от монастыря с восточной его стороны в одной версте), довольно возвышенное, но значительно ниже положения города”.
Интересен монастырь тем, что занимая довольно ограниченное пространство, был насыщен постройками: церкви, настоятельский корпус, келейные корпуса, хозяйственные постройки. В монастыре находилось 5 церквей: “а) холодная, каменная с таковою же колокольнею, построенная в 1750 г. (возобновлена в 1792 г.). Престол в ней один — в честь Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня (вместо прежней Богоявленской — холодной, деревянной, клетской); б) теплая, каменная, построенная в 1698 г.; престолов в ней два: в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы и Покрова Божией Матери; в) холодная деревянная, построенная около 1610 г. Преподобным Трифоном Вятским Чудотворцем; престолов в ней один — во имя Архистратига Божия Михаила; г) теплая каменная, с келиями при ней, построенная в 1837 г. на месте юго-западной каменной башни; престолов в ней два: во имя св. Живоначальной Троицы, освящен 22 сентября 1874 г., и в честь Успения Божией Матери, освящен 22 августа 1876 г.; д) домовая, устроенная в 1871 г., в верхнем этаже каменного корпуса при настоятельских келиях; престолов в ней один во имя Всех Святых, освящен 6 июля 1871 г.”.
Сохранилось очень подробное описание надвратной церкви Архистратига Михаила и Введенской церкви.
Представление об облике первых построек комплекса дает деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, поставленная над восточными вратами. В 1818 году церковь “без разбирания” поставлена на каменный фундамент, обита со всех сторон тесом, настлан в ней новый пол и пристроена паперть с двумя крыльцами, между которыми оставлен бывший и прежде проезд под церковь во врата, ведущие на улицу. Церковь квадратная одноэтажная, клетская.
Введенская церковь построена в 1690-1698 гг. при игумене Иосифе. Церковь также квадратная, одноэтажная (бесстолпный четверик), построена вся из кирпича, такой же и декор. Состоит из трех отделений: алтаря, храма и трапезной, стены которой, как и алтаря, наполовину ниже стен храма. Алтарь полукруглый без граней. “Стены сей церкви испещрены разными украшениями. Так: под крышей храма первее всего видны на каждой стороне по три широких арки, состоящих из нескольких выдающихся полукружий, концы которых опираются на широкий карниз, опоясывающий храм кругом; таких карнизов два (рядом) и они состоят из нескольких рядов линий, к низу уменьшающихся. На карнизах видны украшения из кирпичей: как бы поясы, то в виде крупных полубалясин, то выдающиеся всем концом на ребро кирпичи, или углом, то в виде полушарий. Второй карниз пересекается оконными арками, опиравшимися на небольшие под ними карнизы. Углы у верхней половины храма и пространство между верхними окнами украшены скругленными полуколонками, по четыре в ряде, концы коих охвачены кольцом, скруглены и поставлены на небольшие подполки.
На алтаре, на нижней половине храма и на трапезе украшений на стенах, кроме оконных и двух карнизов, нет. На алтаре кровля шатровая, на церкви — на четыре ската, на трапезе — на два ската. Фонари на сводах глухие, цельные; поставлены прямо на своды и на них есть дугообразные украшения, а вверху под главами — пояски из выдающихся на ребро кирпичей. Главы с перехватами, или правильнее сказать — на главы поставлены большие шары (маковицы), над коими есть еще малые шары, служащие подножием крестов”. “О пяти главах”. “В церкви — 17 окон: 3 окна в алтаре, 8 окон в храме (по 4 окна на стороны, два в ряду) и 6 окон в трапезе (по 3 окна на стороне в ряд). Окна все широкие, одинаковой меры. Над всеми окнами церкви, кроме северной ее стороны, сделаны из кирпича полукружия или арки, то выгнутые с конусом вверху, то прямыми частыми углами, то косыми, то волнистые — таковых, составляющих арку линий во всех окнах по несколько. Наличники у окон также разнообразныя: или валики с гранями, или столбики с пережимами, или колонны, имеющие форму поставленных один на другой кувшинов и ваз, так что из всех украшений оконных ни одно на другое не походит. Углы у верхней половины храма и пространство между окнами украшены скругленными полуколонками, по 4 в ряде. Внутри церковь — “вид квадратной палаты, один придел, в трапезе на южной стороне есть другой придел, устроенный в 1832 г. во имя Покрова Пресвятые Богородицы, а бывший же на левой стороне сей трапезы придел во имя Собора Иоанна Предтечи и устроенный в 1761 г., по тесноте храма, уничтожен в 1877 г.”.
Следуя описанию, можно выявить, что данная церковь и еще две: Спасо-Преображенская церковь одноименного монастыря в г. Кирове (1696 г.) и Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря в г. Кирове (1717 г.) — очень близки по временному периоду, а также однотипны по объемно-планировочному решению. И.В. Берова отмечает, что конец XVII — начала XVIII вв. на Вятке ознаменовались широким строительством бесстолпных пятиглавых приходских храмов трапезного типа, соразмерных пропорций, отмеченные пластичным буйством архитектурного наряда, состоящего из затейливых элементов кирпичного “штучного набора”. Спасо-Преображенская церковь и Трехсвятительская церковь были построены артелью местных каменщиков во главе с Иваном Никоновым, таким образом, к их деятельности можно также отнести и Введенскую церковь Крестовоздвиженского монастыря г. Слободского.
В середине XVIII в., подхватив средневековую традицию высотных доминант, большие и малые города и монастыри строят в эти годы колокольни. “При Крестовоздвиженской церкви над папертью колокольня каменная со слухами в два ряда и осьмериком над куполом”, четырехсторонняя из кирпича, с 9-ю колоколами. До 1787 г. колокольня находилась при Введенской церкви, но при возобновлении Крестовоздвиженской церкви старая колокольня была сломана и при Введенской церкви на том же месте сделана паперть.
“Вокруг всего монастыря каменная ограда на 272 саженях, крытая тесом, в которой с восточной, западной и северной стороны одинарные и с полуденной (южной) тройные ворота, над ними небольшая каменная глава с резным позолоченным крестом. Ограда начата строением в 1807 г. и окончена в 1821 г. В углах юго-восточном и юго-западном две башни, в последней каменная двухэтажная часовня. Вход в ее верхний этаж, где собственно и помещается часовня, с улицы, а в нижний, в котором теплая келия, из монастыря. Построена сия часовня в 1824 г.
В монастырской ограде располагались все необходимые здания. Двухэтажный каменный корпус настоятельских келий — в верхнем этаже находятся семь комнат, в нижнем этаже 4 келии для казначея и монашествующих и настоятельская кухня. Кельи братские каменные одноэтажные. “В них в одной половине трапеза братская, и в оной кухня с печью, а в другой половине 4 келии для монашествующих, перегороженные тесовыми заборками. Корпус служб деревянный, на северо-западном углу, в нем два амбара хлебных и погреб ледяной, два каретника и конюшня между каменными столбами, сушила над ними и сенник, все строение примкнуто с северной и западной сторон к каменной ограде и занимает в длину к северу 13 сажень и 2 аршина. Пивоварня на северо-восточном углу монастыря, кузница на восточной стороне, ледяной погреб, баня на той же стороне с “прибайником” холодным и теплою комнатой для раздевания.
За монастырскою оградою к северо-западной стороне деревянный скотный двор, в коем двухэтажный сарай с сенником вверху и хлевами внизу, при нем одноэтажный же дом для скотницы с сенями, двумя избами и подвалом. Весь дом длиной 7 сажень с аршином, шириной 2 сажени и 2 аршина, ворота во двор двойные”. “Есть еще ограда деревянная из тесу, окружающая деревянный дом вместе с садом, что на юго-западной стороне монастыря, в котором с сентября месяца 1887 г. помещается церковно­приходская школа и таковая же ограда, отделяющая монастырский огород от городской земли с северной и западной стороны монастыря”.
“Монастырская церковно-приходская школа, одноклассная, содержится на средства монастыря. В 1897 году для школы уже выделен отдельный деревянный дом на каменном фундаменте. 2 комнаты: одна для младшего отделения, вторая для старшего и среднего отделений. Хозяйственные постройки: сарай для дров, амбар и вместе погреб и баня”.
Интересен тот факт, что деревянные общественные постройки, как и культовые сооружения, в провинции очень часто строились по образцовым проектам, ввиду чего и наблюдаются взаимовлияния и однотипность в казалось бы разных и не соседствующих епархиях. Так, например, при постройке здания, специально предназначенного для школы, использовались “Примерные фасады и планы церковно-приходских школ по Нижегородской епархии».
А.В. Пислегина (г. Ижевск)Источник: ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 43а, 105, 167. Метрика для получения верных сведений о древле-православных храмах Божиих, зданий и художественных предметов.

Слободской Христорождественский женский монастырь до закрытия в 1920 году был одним из крупнейших в Вятской епархии. По своей красоте он считался подлинной жемчужиной города Слободского. Было блестяще организовано монастырское хозяйство. При монастыре действовали богадельня, школа и епархиальное женское духовное училище. Обитель насчитывала до 300 насельниц, в наши дни их только одиннадцать. Но процесс восстановления святыни уже начался.
Слободской Христорождественский женский монастырь основан в первой четверти XVII века усердием граждан, которые выстроили для монашествующих двухэтажную деревянную церковь и небольшие кельи. Для содержания монастырю был отведен небольшой приход. До этого монашествующие жили при приходских церквях. Первоначально монастырь носил название Спасского — по имени первого храма на его территории. К 1740 году монастырская Спасская церковь перестраивается в каменном исполнении.
В 1764 году, в период проведения государственной реформы по секуляризации монастырских земель, многие монастыри были закрыты. В этом году, при составлении монастырских штатов, возводившихся тогда повсеместно в России, из пяти женских монастырей, находившихся в то время в пределах Вятской епархии, один только Вятский Преображенский монастырь был зачислен в штат третьего разряда. Остальные монастыри за малочисленностью монашествующих были упразднены. Монахини 4 упраздненных монастырей были переведены на временное жительство в Вятский Преображенский монастырь, а в декабре того же года – в Уфимский Христорождественский монастырь.
В 1775 году по указу Святейшаго синода повелено упразднить женский монастырь в Уфе, монахинь переместить обратно в Слободской в здание упраздненного Спасского монастыря. Церковную утварь и ризницу Уфимского монастыря монахиням приказано было взять с собой. Это перемещение последовало в ноябре 1775 года. Таким образом, Слободской монастырь через 11 лет был восстановлен снова, получив название “Уфимский Христорождественский монастырь, что в г. Слободском”, под которым просуществовал до 1823 года. Прибыв в Слободской, монахини не могли поместиться все в зданиях здешнего монастыря, так как келий было очень мало. И опять многие из них были переведены в Вятский Преображенский монастырь, до постройки новых келий. Но эта постройка в течении долгого времени не производилась, из-за недостатка средств и места (в то время монастырь был обстроен со всех сторон домами граждан и занимал самую незначительную часть городского квартала). Только с 30-х годов монастырь стал постепенно приобретать через покупку смежные с ним дома и земли, и по мере своих средств стал устраивать кельи внутри монастырской ограды. С этого времени значительно стало увеличиваться и число сестер.
Площадь, занимаемая монастырем, имела форму квадрата и была обнесена высокой каменной стеной. С каждой стороны в стене были ворота. Одни из них на восток — «святыми». Над ними была помещена икона Спаса Нерукотворного. Среди монастыря находился холодный храм, а вокруг него были разбиты огромные цветники. Направо от Святых ворот — корпус настоятельницы, старая и новая трапезные. На самом углу монастыря — Иверская часовня. Рядом с новой трапезной – Свечной завод. Дальше находились монастырские бани, прачечная, конюшня, двор второклассной школы. Перед школой – двухэтажный корпус, в котором жили сестры. Северо-западный угол обители занимала школа, её больница, двор со всеми строениями и небольшой огород. В ней обучались 150 девочек разных сословий, преимущество отдавалось крестьянкам. Здание школы громадное, и в нем помещались собственно две школы: второклассная церковно-приходская, дающая права на звание учительницы школы грамоты, и – одноклассная, так называемая «образцовая школа грамоты», где выпускные ученицы второклассной школы практиковались в школьных занятиях, готовясь к делу учительниц. При школе находилось общежитие для учениц и квартиры для трех учительниц.
В обители располагались 2 каменных храма. Первый храм (холодный) – двухэтажный, стоял среди монастырской ограды, был построен в первой четверти XVII века. План храма был снят с Московского Богоявленскаго монастыря; но в несколько уменьшенном виде. На верхнем этаже храма находился один престол в честь образа Спаса Нерукотворнаго. На нижнем этаже храма находились 2 престола: с правой стороны – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а с левой – в честь Св. Великомученицы Параскевы, нареченной «Пятницы». В 1921 храм был закрыт, в 1930-х сломан.
Второй храм был теплым, занимал почти середину стены и выходил алтарем на улицу Христорождественскую. Первоначально он был сооружен в 1827 году в честь Рождества Христова. Иконостас в нем был двухъярусный, убранный золоченою резьбою по белому фону. Все иконы нижнего яруса были украшены сребропозолочеными ризами, а список Тихвинской иконы Божией Матери, находившийся по левую сторону царских врат, кроме того был убран драгоценными камнями: бриллиантами, аметистами, рубинами. В 1834 году к этому храму был пристроен с южной стороны небольшой придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. Но этот храм был мал, тесен, и вот в управление обителью игуменьи Марии на месте этого низкого, старого храма был сооружен с Божией помощью на пожертвование добрых людей новый каменный прекрасный храм. Высоко вверх уходил широкий купол, справа, слева и с запада были хоры, на первых двух стояли сестры, а на западной — певчие. Внизу был расположен придел в честь Рождества Христова. Над царскими вратами шла поперек всего иконостаса невысокая золоченая решетка. Она отделяла собой узкую солею второго придела храма, устроенного над первым.
Не роскошна, но в высшей степени изящна была монастырская ризница; все облачения были сшиты руками самих сестер; были шитые по бархату золотом, серебром, а с тех пор, как в монастыре появилась живописная мастерская и стали рисовать акварелью, ризница обогатилась многими чудными облачениями этой работы.
В храмах обители находились святые иконы, пользовавшиеся особым благоговейным почитанием:

Храмовая икона образа Спаса Нерукотворного, точный снимок с древней чудотворной иконы, находившейся в Москве у Спаса за золотой решеткой.
Храмовая икона Божией Матери — точный снимок с Смоленской чудотворной иконы, находившейся в московском Новодевичьем монастыре.
Список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницею, посланной из Афонского Андреевского скита в 1853 году в благословение игуменьи Пульхерии с сестрами.
Список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой «В скорбях и печалях утешение». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 году афонские монахи приносили в г. Слободской из Афонского Андреевского скита и от которой 19 ноября здешний живописец Владимир Неволин получил исцеление от немоты. Снимок от чудотворной иконы был снят самим исцеленным.
Список с Иверской иконы Божией Матери; это также точный снимок с чудотворной иконы.
Храмовая икона святителя Митрофана Воронежского, посланная в 1833 году в благословение здешнему монастырю архиепископом Воронежским Антонием. На обратной стороне доски была собственноручная подпись Высокопреосвященнаго Антония, в которой он свидетельствует, что эта икона была написана тем самым живописцем, которому являлся во сне св. Митрофан для показания своего образа.
Икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, написанная на кипарисовой доске. Была послана в здешний монастырь в 1871 году из Афонского русского Пантелеймоновского монастыря.
15 частей св. мощей, хранившихся в ковчеге.
Икона Божией Матери Целительницы. Эту икону брали к опасно больным, и многие от нее получали исцеление.
По прославлении угодника Божия преподобного Серафима перенесен в церковь его большой портрет, написанный в Дивеевском монастыре в 1854 году по заказу игуменьи Пульхерии. Преподобный был изображен идущим с палочкой из дальней своей пустыньки; лик его совершенно как живой.

Была еще небольшая церковь в новой трапезной, освященная 4 сентября 1899 году; в ней находился один придел в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Церковь хоть была маленькая, но замечательно уютная и светлая; везде была поразительная чистота, как повсюду в монастыре. По обеим сторонам этой церкви, за рядом арок, находились 2 большие столовые с длинными столами, где и собирались сестры к обеду и ужину.
Сестры все время трудились; кто к чему был способен, тот ту работу и делал; но в таком маленьком городке мало было сбыта работ, и труд плохо оплачивался. В рукодельной, находившейся в том же корпусе, было следующее обустройство: на верхнем этаже (церковь и трапезная находились на среднем) были расположены: золотошвейная, позолотная, ткацкая и чулочная мастерские. Интересна и ещё одна работа – приготовление просфор. Приходилось иногда их печь сразу по несколько тысяч: в большие праздники, или великим постом, когда много говеющих, тем более, что сёстры пекли просфоры и для своей, и для всех городских церквей.
Слева от трапезного корпуса располагался свечной завод. Он был не велик, но успевал приготовить свечи не только для своих монастырских храмов, но и богомольцам продавали свечи своего приготовления. Против старого сада, выходя к нему двумя балконами и лицевым фасадом, стоял корпус живописной мастерской. В первой комнате писали масляными красками. Писали здесь иконы, и большие – для иконостасов, и маленькие – по заказу, для церквей, для частных лиц и для случайных покупателей. Во второй большой комнате рисовали акварелью. Много писали они иконостасов – сначала в свой храм, а потом в некоторые из окрестных сёл; 10 иконостасов отправили в Сибирь. В том же корпусе, в его нижнем этаже, помещалась чеканная. Здесь делалась узорная кайма на покрытых золотом досках, уже совсем приготовленных для живописи.
Рядом с живописной, в маленьком домике, помещалась столярная. Следующий за столярной большой корпус содержал в себе келии сестёр и три мастерские. Большая из них была та, где шили гладью и шелками. Во второй шили церковные облачения, как для своих, так и для других храмов, в третьей рукодельной шили бельё, но дело велось здесь в очень небольшом размере.
Была еще и позолотная мастерская. Здесь золотили киоты и даже целые иконостасы, кресты на церкви и колокольни. Больница занимала верхний этаж большого двухэтажного корпуса и находилась в заведовании опытной сестры милосердия. Возле черты города находился монастырский огород и скотный двор. В монастыре появилась первая в городе фотография. В конце XIX века монастырь занимал целый квартал.
В 1918-м монастырь переживал большие потрясения. Декретом от 15 января 1918 г. было провозглашено отделение церкви от государства и, как следствие этого, отделение школы от церкви. От монастыря была отторгнута второклассная школа (епархиальное училище).
С сентября 1918 по март 1919 г. в корпусах женского монастыря был размещен 88-й стрелковый полк. В это время зданиям монастыря был причинён значительный ущерб. Отсутствие дисциплины в воинских частях в это время отмечалось даже уездным партийным руководством: «Помещения загрязнены, офицерство пьянствует. Политические комиссары мер не принимают». Несмотря на все трудности, в монастыре старались поддерживать обычный распорядок, работали живописная, вышивальная (портняжная), столярная мастерские. Хотя, конечно, в меньших масштабах, но продолжалась деятельность свечного заводика. Позднее других была открыта в монастыре сапожная мастерская. Фотографическим отделением заведовала Мария Александровна Черных.
В 1920 году монастырь был закрыт, а на его территории организован школьный городок имени III Коммунистического Интернационала. В бывшей теплой церкви сделали клуб, в настоятельском корпусе — детский сад, многие корпуса превратили в общежития и коммунальные квартиры. Некоторые из монахинь ещё до закрытия монастыря покинули его стены, выехали в другие города и села. Это преимущественно те, кто мог вернуться к родным. Большинство же, значительную часть жизни проведшее здесь, давно потеряло нити, связывающие их с мирской жизнью. Они остались в городе, нашли «пристанище в домах сердобольных граждан». В списках лиц, лишённых избирательных прав, которые можно отнести ко второй половине 1920-х годов, перечислено 148 монахинь, проживавших в городе.
Домовую церковь во имя Божьей Матери Скоропослушницы уже в конце сентября 1920 г. было решено приспособить под театр. В 1920-х — начале 1930-х годов северную часть квартала передали военным (основная часть помещений была занята меди¬цинскими складами), а юго-восточную — пожарной части, юго-западная часть квартала осталась жилой. К маю 1921 г. все церкви монастыря были закрыты. До войны на территории монастыря находилась «особо секретная разведшкола».
В советское время были утрачены древняя Спасская церковь (возможно, в земле сохранилось ее основание), деревянные келейные и хозяйственные корпуса, главы Христорождественской церкви и часовни, шатер колокольни, часть ограды и сады. На территории монастыря построили гаражи и склады.
Возрождение обители началось с 2006 года, когда в монастыре, тогда еще занимаемом войсковой частью, была совершена первая литургия. В декабре 2009 года войсковая часть, занимавшая большую часть монастырских зданий, была расформирована, и здания возвращены церкви.
http://hrism.ru/istoriya.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?