Слободской. Христорождественский монастырь.

Слободской Христорождественский монастырь во время настоятельства игумении Пульхерии был избран Матерью Божией для прославления Своей иконы, получившей название «Утешение в скорбех и печалех». Первоначально эта икона находилась в русском Андреевском ските на Афоне. В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре. Вскоре, 19 ноября, совершилось великое чудо. 18-летний художник-иконописец Владимир Неволин в детстве онемел и, несмотря на лечение, язык болящего в течение шести лет оставался без движения. Узнав о привезенной с Афона святыне, юноша отслужил пкеред ней молебен и, когда прикладывался к образу, почувствовал, что с ним происходит нечто необычайноу. Дома Владимир неожиданно произнес: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!» Все окружающие были поражены мгновенным возвращением дара речи. Сам Владимир поспешил в обитель воздать благодарение Богоматери, исповедался у иеромонаха Паисия и причастился Святых Таин. Жители Слободского толпами спешили поклониться чудотворному образу. Вскоре от иконы последовало множество других засвидетельствованных исцелений и чудес. Образ еще более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864 года. В честь этой иконы в Вятском Преображенском девичьем монастыре в 1883 году был воздвигнут величественный храм (здание сохранилось). Затем образ был перенесен в Санкт-Петербург на подворье Свято-Афонского Андреевского скита, где в его честь также была освящена церковь. После закрытия подворья в 1933 году святыня исчезла. В самом же Слободском исцеленным живописцем Владимиром Неволиным с чудотворного образа был сделан точный список и помещен в Христорождественском монастыре. Всероссийское празднование иконе «Утешение в скорбех и печалех» совершается 19 ноября (2 декабря) и 25 января (7 февраля). Благочестивая игумения Пульхерия незадолго до кончины удалилась на покой. Она тихо скончалась 27 июля 1890 года, оставив по себе память как верная ученица преподобного Серафима Саровского.
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_2096

Христо-Рождественский монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1777 году восстановлен. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение». Ежегодно 11 мая совершается крестный ход из монастыря по городу. При монастыре две школы — одноклассная и двухклассная, богадельня, больница, свечной завод и мастерские: столярная, иконописная, рукодельная и чулочная.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Монастырь Рождества Христова. Известен в начале XVII в. под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма: двухэтажные: первый — во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы.
Из книги «Православные русские обители, 1910 г.

В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот — женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX — началу XX века.
Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: «Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается вид на обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена — все окрашено в бледно-розовый цвет, что придает всему такой уютный, веселый вид». А основан монастырь был в начале XVII века на тогдашней городской окраине и назывался Спасским в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, имя Которого носил главный престол первого монастырского храма. Вокруг этого храма и начиналась застройка монастыря. Временем основания его считается первая четверть XVII века. До этого монашествующие, по описаниям, жили в кельях при приходских церквах. Затем же горожане, «желая собрать их, живущих разрозненно, и доставить на удобства к общежитию», склонились к постройке в своем городе монастыря. Но просуществовал он недолго, был закрыт, переведен в уфимский Христорождественский, но затем вернулся по причинам ветхости уфимского монастыря и из-за боязни разорения монастырского имущества отрядами Пугачева. Но, не имея достаточно места, окруженный со всех сторон городской застройкой, монастырь долго еще был очень маленьким и почти не застраивался. Но с тридцатых годов позапрошлого столетия он начинает приобретать силы, расширять свои владения через покупку смежных с ним домовладений. Шаг за шагом обитель расширяла свои пределы, принимая форму квадрата, застраиваясь корпусами. К наиболее древним относится маленький домик за оградой.
Ансамбль монастыря сложился к началу XX века и в отличие от монастырей XVI — XVII веков женский Христорождественский монастырь связан не столько с природной ситуацией, сколько с городской структурой регулярного характера. Территория монастыря окружена была оградой, последний раз она перестраивалась в 1893 году, когда потеряла уже свое назначение оборонного сооружения, как это было еще в XVII веке. Ограда и башни решены в псевдорусском стиле. Ярусы кокошников поднимаются по шатру к маленькой главке. Ограда имеет декор, характерный для деревянной церковной архитектуры русского севера. Каждая из сторон ограды имела ворота. Торжественными, парадными считались восточные — святые ворота.
В соборе Рождества Христова с трех сторон расположены хоры: женский монастырь славился пением, чрезвычайно стройным и выразительным. Городские жители и гости города обязательно ходили слушать пение сестер, по воспоминаниям, доставлявшее большое эстетическое наслаждение.
Вообще, духовные обители с глубокой древности были неотъемлемой частью русских городов. Монастыри умело вписывались в структуру городской застройки или органично включались в природную среду, поражая умением наших предков выбрать место «зело красно» и сделать суровое и аскетичное по назначению сооружение светлым и радостным.
В северо-восточном углу монастырской ограды во второй половине XIX века была выстроена маленькая часовенка, одновременно служившая местом продажи различной утвари: образков, книжечек, тканых поясков. Вся эта продукция производилась непосредственно в монастыре. Ведь насельницы его выполняли самую различную работу, или «послушание», говоря монастырским языком. Мона­хини столярничали и занимались живописью, вышивали и фотографировали. Монастырь имел свой небольшой свечной завод, свое подсобное хозяйство. Монахини существовали в основном на средства от продажи своей продукции — сшитого здесь белья, церковного облачения. Большую часть монастырского дохода приносила живописная мастерская — самая замечательная из всех других. Насельницами Слободского монастыря были расписаны иконостасы многих сибирских церквей, они выезжали расписывать и малые церкви Вятской губернии.
Замечательным сооружением в монастыре была и школа. Она имела свой двор с дворовыми постройками с Шестаковской улицы и вход в корпус — с Вятской. В школе обучались 150 девочек разных сословий, преимущественно крестьянских детей. Собственно в здании помещались две школы: второклассная церковно-приходская, и одноклассная — так называемая образцовая школа грамоты. При школе находилось общежитие для учениц и квартиры для трех учительниц. Замечательно и само здание школы. Оно было выстроено в начале нашего века, но напоминает по архитектуре русские палаты и терема XVI — XVII веков. В тех же традициях за монастырской оградой появились новая трапезная и новый корпус настоятельницы. Всего, включая больницу, прачечную, баню и маленькую тепличку, монастырь имел 16 корпусов.
Внутренняя планировка монастыря по древней традиции представляла трехплановую пространственную композицию. Первый план составляли монастырские храмы. Заходя в обитель, посетитель в первую очередь видел их. К храмам вела и главная монастырская дорога. На втором плане видны были жилые корпуса, а на третьем – хозяйственны постройки. Территория монастыря была благоустроена и ухожена, деревянные тротуары вели к корпусам, здания окружали деревья так называемых старого и нового садов. К 1905 году старому саду было уже четверть века. Липы и тополя образовывали длинные зеленые своды, где можно было укрыться и отдохнуть в жаркий день.
Многие  древние  русские  традиции сохранило монастырское  строительство до начала  XX  зека, и женский  Христорождественский монастырь — свидетель тому. Несмотря на его специфи­ческие черты, в жесткой структуре регулярно очерченных кварталов внутренний организм его был  подчинен истинно русским, веками  выверенными законами композиции.
И. Рубцова «Слободской. Архитектурные истории города»

В Кировской области будет открыт Слободской Христорождественский монастырь решением Священного Синода и по ходатайству митрополита Вятского и Слободского Марка. До закрытия в 1920 году он был одним из крупнейших в Вятской епархии. По свидетельству современников, при обители действовали богадельня, школа и епархиальное женское духовное училище, было организовано монастырское хозяйство. В начале 20 века обитель насчитывала до 300 насельниц, в наши дни их только восемь. Но процесс восстановления святыни уже начинается.
Источник: видеосюжет на телеканале СОЮЗ

Женский Христорождественский монастырь, раскинувшийся в cамом центре Слободского, своей площадью сравним с целым городским кварталом. Основанный в начале ХVII века женский монастырь был отстроен усердием прихожан, которые выстроили для монашествующих двухэтажную деревянную церковь и небольшие кельи. Для содержания монастырю был отведён небольшой приход. До этого монашествующие жили при приходских церквях. Первоначально обитель носила название Спасской — по имени первого храма, выстроенного на её территории. К 1740 году Спасская церковь перестраивается в камне. В 1742 году в городе случился пожар, в результате которого пострадали и монастырские постройки. В 1764 году, в период секуляризации монастырских земель, многие монастыри были закрыты. Закрыт был и Слободской Спасский монастырь. Монахини были переведены на временное жительство в Вятский Преображенский монастырь, единственный, не расформированный из пяти женских монастырей Вятской епархии. В декабре того же года монахинь спешно перевели в Уфимский Христорождественский монастырь, упразднённый в 1775 году из-за последствий пугачёвского разорения. В 1775 году по указу Святейшего Синода повелено было упразднить женский монастырь в Уфе, а монахинь переместить обратно в упразднённый Слободской Спасский монастырь. Возвратившиеся в Слободской в ноябре 1775 года Христовы невесты вместе с церковной утварью привезли и новое название для своей возрождённой обители. Однако поместиться все в зданиях обители не смогли, так как келий было очень мало. Многие из них были тогда переведены в Вятский Преображенский монастырь до постройки новых келий.
К началу ХХ столетия Христорождественский монастырский комплекс, в создании которого участвовали многие выдающиеся вятские архитекторы, действительно занимал один из центральных кварталов города, окружённый каменной монастырской стеной с башенками и проездными воротами. Однако своё былое значение, как одного из духовных и культурных центров округи, святая обитель утратила сразу, как только грянула Октябрьская революция 1917 года. С сентября 1918 года по март 1919 года в корпусах женской обители был размещён 88-й стрелковый полк. В это время зданиям был причинён значительный ущерб. Придя к власти, большевики закрыли монастырь, а монахинь попросту выставили за двери обители. Никто не должен был мешать расхищению монастырских ценностей, от богатой утвари до серебряных окладов икон, которое нередко проводилось под фальшиво-пафосными предлогами-лозунгами помощи голодающим Поволжья. Нежелательные свидетели этих преступлений были не нужны и опасны, поэтому в 1920 году власти разместили на территории монастыря детский дом для беспризорников имени Надежды Константиновны Крупской. К тому времени монастырское имущество разграбили полностью. При этом иконы безжалостно уничтожались, а церковные книги, среди которых было немало исторических и православных раритетов, попросту сдали на макулатуру. В бывшей тёплой церкви сделали клуб, в настоятельском корпусе — детский сад, многие корпуса превратили в общежития и коммунальные квартиры.
К маю 1921 года все церкви монастыря были закрыты. До войны на территории бывшей обители размещалась «особо секретная разведшкола». Были выстроены гаражи и склады, корпуса переоборудовали под жильё для семей военнослужащих. Многие здания обители к тому времени порядком обветшали, так что приходилось их ремонтировать и перепрофилировать. В ходе этих работ часть монастырской территории вокруг колокольни отвели под пожарную часть, существующую и поныне. Сегодня в личных архивах слобожан ещё хранятся фотографии, где запечатлён момент падения креста с колокольни Христорождественского монастыря, которую власти впоследствии и облюбовали под пожарную вышку. При этом вершина здания была разрушена, и буйные ветры советского безвременья впоследствии занесли туда семена деревьев, которые выжили на башенных камнях и давали символичную молодую поросль.
Возрождение обители началось с 2006 года, когда в монастыре, тогда ещё занимаемом войсковой частью, была совершена первая литургия. В декабре 2009 года войсковая часть, занимавшая большую часть монастырской территории, была расформирована, а все здания возвращены Русской Православной Церкви.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №303, 2018 г. и сайта www hrism.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?