В 1690 году было разрешено строить на восточных святых воротах, вместо бывшей деревянной каменную церковь Вознесения Господня с двумя приделами, но построена она была только с одним главным престолом.
Этот малоизвестный монастырь стоит в небольшом селе, почти сливающемся с городом Красный Холм – районным центром Тверской области. Город вырос из подмонастырских поселений (как Сергиев Посад, Калязин, Печоры, Кириллов и многие другие), но сам монастырь в XX в. закрыли и разорили, и нынешняя ситуация никак не подает надежды на лучшее. Здесь все разваливается: собор, трапезная, братский корпус, еще один келейный корпус, стены и надвратный храм. Поставленные посередине восточного фронта монастырской ограды святые ворота монастыря увенчаны надвратным храмом Вознесения. Сооружение каменных ворот и церкви закончено в 1690 г., до этого здесь были деревянные ворота с трехшатровым храмом. Надвратная церковь представляет собой гармоничное, выверенное по пропорциям и силуэту сооружение. Эти качества сразу говорят о работе незаурядных мастеров.
Местоположение церкви в композиции монастыря достаточно редкое: чаще всего храмы ставили на северной или южной сторонах – тогда их абсиды были обращены вбок, в сторону примыкающих стен. Положение же на восточной стороне ограды (дающее, кстати, выигрышный вид из ворот на абсиды монастырского собора и трапезной церкви) встречается в единичных случаях. В этом варианте абсида обращена вовне и создает какой-то особенно невоенный образ ворот. Начало этой линии в монастырях было положено надвратным храмом Сергия Радонежского (1513) Троице-Сергиева монастыря: там подъезд от Москвы приходил к восточной стороне обители. Затем подобное расположение было применено в Саввино-Сторожевском монастыре – в надвратной Троицкой церкви 1652 г. Но там, как и в Троице, надвратный храм был «спрятан» за выдвинутой вперед боевой башней. В более поздней ограде Краснохолмского монастыря (как, например, в надвратном храме Солотче 1695–1698 гг.) положение храма тоже было вызвано копированием композиции прославленной Троицкой обители, но храм уже был открыто поставлен над незащищенными воротами – пора крепостных оград прошла.
Дробный и обильный декор ворот и храма выполнен из тесаного кирпича с редкими вставками белокаменных деталей. И «наборные» порталы, и наличники со сложными фланкирующими колонками и килевидными завершениями, а также карнизы с кокошниками, – все это характерно для «узорочья» середины XVII в. Но все это относится к 1690 г., когда в Москве и окрестностях уже развивался новый нарышкинский стиль. Кажется, что в надвратном храме мы имеем дело не с провинциальным запаздыванием, а с работой столичной артели, не расставшейся со стилем «узорочья», а потому оказавшейся в отдаленном монастыре. Нечто подобное через десятилетие произошло и с нарышкинскими мастерами (изгнавшими мастеров «узорочья»): они были вытеснены на периферию, и их великолепные постройки следует после 1700 г. искать подальше от Москвы. Вл. В. Седов. Библиография: Анатолий, игумен. Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря. Тверь, 1883. С. 11; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 617; Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Тверская область. Ч. 1. М., 2002. С. 34–35.