Скульптор Виктор Синайский и бюст Генриха Гейне

Скульптор Виктор Синайский и бюст Генриха Гейне

В 1918 году Владимир Ильич Ленин выдвинул программу развития монументального искусства и его мобилизации в качестве агитационного средства революции и коммунистической идеологии. Ленинский план «монументальной пропаганды» обеспечил скульпторов заказами на городские монументы и стимулом для развития советской скульптурной школы. План наивный, но в его основе было просветительство и поднятие культурного уровня народа.

По воспоминаниям А. В. Луначарского эта ленинская идея восходила к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца», где украшение стен фресками служит уроком для молодежи и возбуждает гражданское чувство.

В 1918 году, отвечая на призыв партии, уроженец Мариуполя скульптор Виктор Синайский создал памятник немецкому поэту Генриху Гейне. Гейне был дальним родственником Карла Маркса по материнской линии, а познакомились они в Париже в 1843 году, не зная о родственных связях. Маркс навещал поэта вплоть до последних его дней. «Германия. Зимняя сказка» Гейне была хорошо известна Ленину. В постановлении Совета Народных Комиссаров «О постановке памятников великим деятелям социализма, революции и проч.», подписанном В. И. Лениным, в список писателей и поэтов был включен и Генрих Гейне.

Памятник печальному поэту был открыт в разгар гражданской войны 17 ноября 1918 года у Главного входа Петроградского университета со стороны Менделеевской линии. На открытие приехал Луначарский и выступил с яркой речью. Участниками митинга на открытии был сам скульптор В. А. Синайский, государственный деятель Г. Е. Зиновьев, художник Н. И. Альтман. Памятник из тонированного гипса летом 1923 года сняли, потому что большая часть головы бюста была отбита, а с постамента сбиты буквы надписи. Эти повреждения большей частью произошли от вандализма.

Сам скульптор встретил ленинский декрет с восторгом, искренностью, энтузиазмом и трудился над претворением в жизнь идеи монументальной пропаганды. Но гипсовые памятники, созданные в первые революционные годы, прожили мало. Хотя современники воспринимали их как творения подлинного искусства.

Виктор Александрович часто повторял строчки: «Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». У него было много учеников, но самое известное имя – Михаил Константинович Аникушин. Синайский работал в искусстве полвека, сорок пять из них преподавал. Его художественная мастерская на Васильевском острове не пустовала никогда. Несмотря на болезнь, его не оставляли новые замыслы и проекты до конца жизни.

В ноябре 1993 года, в честь 100-летия со дня рождения Синайского, в Русском музее состоялась выставка, посвященная творчеству юбиляра.

Библиотека № 2 им. Толстого

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?