Сковородский Михайловский Мужской Монастырь Новгородская еп., в окрестностях Новгорода, на берегу р. Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, наподобие сковородки. Основан в 1355 св. Моисеем, архиеп. Новгородским, который построил здесь храм в честь Архангела Михаила. В монастыре хранились древняя икона свт. Николая и деревянный крест, который был положен в гроб со св. Моисеем и лежал 300 лет.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В 1355 году по велению архиепископа Моисея была построена каменная церковь архангела Михаила на «Сковоротки» давшая начало мужской обители «на пусте месте» — Михайловскому Сковородскому монастырю. По своим архитектурным формам церковь Михаила представляла почти полную копию знаменитой Волотовской церкви.
К 1615 году в монастыре было уже 2 храма: каменный архангела Михаила с приделом святого Моисея (владыка Моисей особо почитался в Новгороде, память о нём сохранилась в названиях небольших речушек, расположенных западнее монастыря и впадающих в Волхов, они именуются Моисеевскими) и деревянная во имя Николая Чудотворца с трапезной. Обитель сильно пострадала во время шведской интервенции и была возобновлена в 1620-е годы.
В 1777 году к западу от церкви Михаила были возведены 2 каменных корпуса, в начале XIX века монастырь был окружен каменной оградой с башнями, построено несколько каменных зданий. К северу от основного комплекса в начале XX века появились деревянное гумно, телятник и ветряная мельница. Храм архангела Михаила несмотря на перестройки в XIX веке сохранил конструкции XIV века: стены, столбы, своды и барабан.
В 1920 году обитель была закрыта, земельные владения переданы сельхозкомунне, в 1922 году произведено изъятие ценностей (более четырёх пудов), в том числе бронзовая рака архиепископа Моисея. Церковь Михаила была закрыта в 1933 году, мощи архиепископа Моисея переданы Губмузею. В 1934 году была разобрана каменная ограда и, видимо, верхние ярусы колокольни.
В 1937-38 годах реставраторы раскрыли некоторые древние фресковые композиции (XIV-XV веков) скрытые позднейшей живописью, в том числе изображение Пантократора в куполе.
Монастырский комплекс был полностью разрушен в ходе боёв 1941-44 годов, в настоящее время от построек остались руины церкви Михаила (апсида не более 3 метров высоты, фрагмент северо-западного угла, около 10 метров высотой), воротная арка западного корпуса, фрагмент кладки монастырской ограды с южной стороны и фрагмент кладки северного корпуса (всё это видно зимой). Также сохранился участок дороги, ранее соединявшей Нередецкий и Сковородский монастыри.
При подготовке к поездке следует помнить, что местность, на которой расположен монастырь, отрезана от дорог Сиверсовым каналом, так что удобнее всего добираться зимой.
Л.А.Секретарь «Монастыри Великого Новгорода и окрестностей». — М., 2011г.
Сковородский монастырь, расположенный среди лугов на правом берегу Волхова, в четырех километрах к югу от Новгорода, был полностью разрушен в годы второй мировой войны. Украшавшие церковь Архангела Михаила фрески реставрировались в 1928–1929 и 1937–1938 годах, когда их освободили от известковой побелки и записей клеевыми красками. Состояние сохранности расчищенных фресок оказалось хорошим, если не считать отдельных механических повреждений красочной поверхности. Все надписи были славянскими.
Среди работавших в церкви Архангела Михаила художников можно опознать руку трех мастеров. Главным был автор большинства евангельских сцен и таких фигур, как пророки Давид, Авдий, Захария и другие. Этот мастер шел от традиций станковой живописи, многие из приемов которой он применил к фреске (интенсивный локальный цвет, графическая манера письма, подчеркнутая силуэтность фигур). Большую стилистическую близость к исполненным им фрескам обнаруживают новгородские иконы середины XIV века (например, Апостол Фома в Русском музее).
Ю. А. Олсуфьев был склонен датировать сковородскую роспись концом XIV века (Вновь раскрытые фрески в Новгороде. — Архитектурная газета, 1937, 12 октября). Свою точку зрения он обосновывал сходством системы высветления ликов на сковородских фресках и фресках церкви Рождества на кладбище, а также палеографическими особенностями надписей. Что касается первого аргумента, то он носит слишком общий характер, чтобы ему можно было придавать решающее значение. К тому же трудно установить какое-либо стилистическое сходство между этими двумя росписями. Второй аргумент также не выдерживает критики, поскольку буквы того же типа встречаются на свитках отцов церкви из первоначальной волотовской росписи от 1363 года. Единственное, что могло бы быть использовано для обоснования поздней датировки Ю. А. Олсуфьева — это сравнительно сухая трактовка ликов (особенно у главного мастера). Но она обладает иным характером, чем на новгородских иконах рубежа XIV и XV веков, в которых утверждаются уже чисто иконописные приемы и стандартные иконные типы с нависающими носиками, кругленькими глазками, округлым очерком головы и т. д.
В сковородской росписи еще очень много от свободного живописного стиля XIV века (особенно у второго и третьего мастера), что не дает возможности отодвигать ее в конец этого столетия. Против такого решения вопроса говорит и полное отсутствие каких-либо следов влияния Феофана Грека на работавших в церкви Архангела Михаила мастеров. А Феофан, как известно, появился в Новгороде не ранее второй половины 70-х годов.
https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=121&ch_l2=21&chap=8&lng=ru