Скопин. Собор Троицы Живоначальной.

Крупный кирпичный храм в стиле ампир, сооружённый в 1806-1833 гг.вместо каменного здания кон. XVII — нач. XVIII вв. Основной объём — четверик со срезанными углами, завершённый крупной ротондой, с боковыми портиками. В трапезной, также украшенной портиками, приделы Спаса Нерукотворного и Введенский. Многоярусная колокольня в формах позднего классицизма построена в 1843-1849 гг. В 1930-х гг. закрыт и снесён, на месте собора в 1936 г. сооружён городской стадион.
http://archive.is/sgUSL

Скопин под настоящим его именем в качестве «городка, острожка» упоминается в списке с Ряжских писцовых книг Григория Киреевского 1629 – 31 гг., где указано: «За боярином Иваном Никитичем Романовым в вотчине Скопин – острожок, на реке Верде. В острожке место церковное Обновления храма Воскресения Христа Бога нашего и придел Ивана Кушника, а церковные земли Обновлению и Ивану Кушнику по двадцать чети к престолу… в остроге его боярский двор». По окладным книгам 1676 г. церковь «Обновления святого храма Воскресения» значится соборною, церковной земли состояло 20 четвертей и сенных покосов по 50 копен.
Время построения, вместо деревянной, каменной соборной Воскресенской церкви с точностью неизвестно, но касательно придела известно, что он построен в 1752 г; в ноябре того же года протопоп с братиею просили об освящении ее. В 1757 г. протопоп с братиею обратился в Консисторию с доношением, в котором объяснил, что находящаяся в г. Скопине соборная церковь во имя Воскресения имеется каменная, построена от давних лет, строением, утварью церковною и прочим благолепием весьма обветшала, на настоящей церкви от ветхости главы и кресты расшатались, в алтаре и трапезе в стенах и сводах учинились немалые расселины (расщелины), и от обветшания кровли и от расселин в своды проходит течь, отчего опасно разрушения, иконостас от давних лет стоит белый весь, без всякого украшения, а от праздничного пояса доверху без написания святых икон и без всякого украшения и во многих местах обломался, и об этом неоднократно доносилось в Скопинскую Канцелярию, точно никакого успеха в том не последовало, поэтому протопоп с братиею просили Консисторию о предписанной церковной ветхости представить куда следует».
Вследствие этого доношения Консистория постановила «от протопопа с братиею взять обстоятельное известие о том, из какой суммы построена соборная церковь и не имеется ли откуда дачи на починку оной или какой руги по какому количеству, и учинить справку в Скопинской Канцелярии; а на перестройку оной соборной церкви каких надлежит материалов за работу каменщикам и на какую сумму, о том для сметы и оценки требовать от Скопинской Ратуши купецких знающих людей, что по смете и на которую сумму оценено будет обстоятельной описи ценовщиков, и из Консистории послать в Скопинскую Канцелярию и Ратушу промемории, и что по оным сообщениям окажется, о том с обстоятельством всех показаний представить его преосвященству». Двадцать пять лет прошло в бесплодных для собора рассылках промеморий и обстоятельных известий.
В 1782 г. указом Св. Синода предписывалось преосвящ. Симону «учинить рассмотрение о соборной церкви г. Скопина и, буде во оставлении оной нужды не состоит, то оную упразднить, а если к бытию ее окажутся необходимые надобности, то оставить и сделать о том представление Св. Синоду». Для того, чтобы учинить надлежащее рассмотрение, преосвящ. Симон потребовал от Консистории сведений на следующие пункты: поминаемая соборная церковь в Скопине какова своим строением, на каком города месте – столь ли пристойном, чтобы и городу красоту делала, а не помешательство своим положением и зданием и обывателем города способность к хождению в нее на богомолие, а паче во дни воскресные и праздничные многочисленно в ней бывают или противное тому в деле есть, а вследствие того коль священно-церковно-служители довольны как своими домами – в рассуждении расстояния от того собора, так и получении доходов и не претерпевают ли трудностей в хождении и недостатка в имении к содержанию себя и надежна ли церковь к наилучшему впредь и собою и священно-церковно-служителями стоянию или сомнительна и ненадежна и ежели такова, то которая из прочих четырех может поставиться соборною с лучшею надеждою, и с сею старою учинить надлежит – сломать или оставить и причислить к ближайшей приходской церкви и клир собора туда поместить».
Консистория решение вышеозначенных пунктов возложила на Пронское духовное правление сообща со Скопинским протопопом; ответ правления не найден, но в сентябре того же 1782 г. Консистория постановила: «поколику по плану она оставлена, то уничтожать ее не следует».
Вместо Воскресенской существующая каменная соборная Троицкая церковь начата постройкою в 1806 г., а окончена в 1833 г. по плану архитектора Будрина. В ней три престола: в настоящей, отличающейся высоким куполом о 16 окнах, престол в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы освящен архиепископом Евгением 21 мая 1833 г., а приделы: на правой стороне – в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, а на левой – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящены в 1818 г. того же собора протопопом Симеоном Михайловым. Каменная колокольня сооружалась с 1843 – 49 гг., галерея, соединяющая колокольню с самой церковью, устроена в 1851 г. Как видно из писцовых книг 1629-31 гг., при соборной церкви имелась земля, но в 1764 г. от собора земля была отобрана и передана во владение крестьянам села Гремячки в сентябре 1779 г.
Скопинским Волостным Правлением и в выдаче жалования соборянам было отказано… оставленные без земли, лишенные скудного жалования, не имея прихода, соборный причт терпел страшную нужду. По выходе в Астрахань протопопа Ивана Григорьева в августе 1781 г., место его пожелал было занять иер. Входоиерусалимской церкви Иаков Никитин, и преосвящ. Симон на прошении его наложил резолюцию: «Так как известно, что бывший протопоп пожелал перейти в Астраханскую епархию того ради, что нечем питаться при Скопинском соборе, то подлинно лучше от приходской церкви определить на протопопа священника, от коей довольство мог бы иметь, нежели при соборе умножать клир, которому для содержания не откуда доходов иметь», но сам проситель поспешил отказаться от собора. Тогда был послан запрос к скопинским священникам, не пожелает ли кто из них в потопопы? Желающих не оказалось никого; поохотился занять должность протопопа соборный же диакон Тихон Дометиев.
В конце 1781 г. прислано было в Консисторию из Наместнического Правления сообщение за № 1832 о даче жалования причту Скопинского собора. Ноября 2 того же года прислано было от Рязанского наместника Михаила Каменского просительное письмо к преосвящ. о приписании к Скопинскому собору приходских дворов, а вслед затем Наместным Правлением сообщено было в Консисторию и о возвращении собору церковной земли, которой соборяне пользовались недолго: пользование землею снова было заменено жалованием в 85 руб., которое в 1820 г. было прекращено.
В 1822 г. 16 мая соборный причт просил о возвращении им принадлежавшей некогда собору земли, но получил в том от Правительствующего Сената отказ. Усадебной земли для соборного причта отведено было в 1793 г. «восемь нумеров», но и та впоследствии признана была городскою.
Из памятников древности, находившихся в Троицком соборе, достойна особенного внимания древнего письма икона Спасителя, бывшая прежде в скопинском Троицком монастыре, а, по упразднению монастыря, в 1764 г. икона эта взята была из монастыря и поставлена в нарочно устроенной в городе часовне. В 1810 г. часовня сгорела до основания, но икона найдена невредимою и перенесена в соборную церковь, где и ныне находится.
Ежегодно из Троицкого собора совершается на Духов день крестный ход с иконою Спасителя в Свято-Духов монастырь в память того, что икона эта некогда принадлежала обители. Кроме того, крестные хода совершаются: 18 июня вокруг всего города и в один из воскресных дней Петровского поста вокруг подгородной слободы, принадлежащей к соборному приходу, в котором в настоящее время при 217 дворах числится муж. пола 567, жен. пола 635 душ. По штату 1873 г. в причте Троицкого собора положены 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика.
Добролюбов Иоанн Васильевич «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Том 2, 1885 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?