#комуинтересно #прогулкипогороду
Сказочная башня ювелира
Честно говоря, дома, некогда принадлежавшие самым известным петербургским мастерам ювелирного дела, вполне могут служить отдельной самостоятельной темой для рассказа. Специфика творческой профессии и весьма серьезные доходы, позволяли им вполне спокойно отказываться от пышных, но тривиальных архитектурных проектов в пользу нестандартных, а порою и очень необычных решений, отражавших их индивидуальные вкусы и представления о прекрасном. Причем это могло касаться не только собственного жилища…
Одной из самых известных и уважаемых ювелирных династий Петербурга безусловно было семейство Кейбель. Основатель этой династии – Отто-Самуил Кейбель пользовался благосклонным покровительством великой княгини Марии Федоровны и окончательно перебрался в Петербург из родной Пруссии в 1797-м, когда супруг Марии Федоровны Павел Петрович стал Императором. Он сделал блестящую, пусть и короткую, карьеру в России. Даже успел стать старостой столичного цеха ювелиров. Его сын Иоганн-Вильгельм с успехом продолжил начатое отцом, расширив традиционную «номенклатуру» за счет изделий из серебра, оставаясь поставщиком двора и пользуясь покровительством августейших особ. И, похоже, именно при Иоганне-Вильгельме у семейства Кейбелей появилось первое недвижимое имущество в отдаленном «углу» Петербургской стороны, который в ту пору, более походил на пригородную деревню, чем собственно на город. Стоимость участков там явно была совсем не велика. Но перебрался сюда на жительство и разместил здесь семейное предприятие только его сын — Юлиус Васильевич, а серьезное строительство в этом месте затеял уже правнук основателя династии – Альберт-Константин Кейбель…
К концу позапрошлого столетия ювелирное производство Кейбелей, сосредоточенное к этому времени в основном на выпуске орденских знаков и наградного оружия и выросшее до гордого названия «фабрики», испытывало заметные трудности из-за постоянно растущей активности вполне квалифицированных конкурентов. Самые доходные заказы императорского кабинета все чаще получали другие, хотя клеймо «Keibel» по традиции продолжало пользоваться всеобщим уважением. Вероятно такое положение стало одной из причин строительства дополнительных доходных площадей на углу обширных семейных владений где пересекались Большая Зеленина и Барочная улицы.
Первый проект четырехэтажного доходного дома с п-образным профилем появился в 1899-м и был выполнен уже довольно опытным столичным архитектором Густавом Густавовичем фон Голи. Выбор архитектора в данном случае был вполне логичен поскольку за три года до этого на Петербургской стороне Густав Густавович строил мастерскую для известной ювелирной фирмы братьев Грачевых, с которыми Кейбель наверняка был прекрасно знаком. В результате фон Голи спроектировал довольно банальное здание в привычной тогда стилистике поздней эклектики с открытым двором и парадными лестницами разного «класса». С самого начала у дома была угловая башня весьма привычного для Петербурга вида. Думаю уже тогда Густав Густавович увлекался популярным в Европе модерном, но проводить стилистические эксперименты для серьезного заказчика не стал. Просто постарался максимально эффективно и достаточно традиционно решить поставленную «доходную» задачу. Но в отношении своей оценки заказчика он ошибся. Эстетическая банальность явно не устраивала мастера ювелирного дела Кейбеля и он все еще мог себе позволить практически любые капризы. Представленный проект пришлось переделывать и тут в своих возможностях и стилистических пристрастиях фон Голи себя ограничивать не стал…
Эркеры, щипцы и даже оконные наличники приобрели откровенно модерновые формы с более выраженными «историческими» акцентами. Парадные конечно сохранили свою планировку (в принципе она действительно оптимально решала доходные задачи) и отчасти эклектичную лепнину. Но в ней появились новые совершенно эксклюзивные лестничные ограждения «с маками» стилистическая принадлежность которых была просто однозначной. И конечно башня, безусловно ставшая самым главным и уникальным украшением этого дома…
Это даже не стилизация под некий средневековый европейский прототип, а откровенно авторское, совершенно сказочное представление об этих самых прототипах и волшебных рыцарских замках. Кейбель получил то, чего ни у кого в Петербурге действительно не было. Как говориться «публика застыла в немом изумлении»… Правда тут есть один нюанс. На проектной документации фон Голи такой башни нет, а дотошные краеведы раскопали ее эскиз сделанный не Густавом Густавовичем, а его однокашником по Академии художеств и партнером в реализации многих проектов того времени Германом Давидовичем Гриммом. Вариант вполне возможный. Приятели вместе работали для Общества религиозно-нравственного просвещения, а все первые проекты в практической карьере Гримма были сделаны совместно с фон Голи, похоже обладавшим более обширными и нужными связями. И вообще… Немного отвлекаясь от сухой фактуры, где-то в глубине души, очень хочется, чтобы настоящим автором этой сказочной башни был именно человек с фамилией Гримм…
Строительные работы были закончены к 1902-му. И удивительный дом, надо полагать, вполне оправдал вложения владельца, проживавшего с семейством в доме соседнем. Впрочем сам Альберт-Константин Кейбель скончался уже в 1910-м в возрасте 55 лет (ранние смерти вообще были характерны для этого семейства). Его имущество наследовала вдова и шестеро детей. Этот дом достался старшему из двух сыновей – Юлиусу-Вольдемару-Вильгельму, который и владел им вплоть до 1917-го. Правда вот замечательных изделий со знаменитым семейным клеймом больше никто не выпускал. Альберт-Константин стал последним представителем династии мастеров. Его сыновья Юлиус-Вольдемар-Вильгельм и Отто-Николай-Оскар никакого отношения к ювелирному искусству не имели.
Такая вот история.