СКАЗКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

RЕПЛИКА: текст от 16.01.23.

СКАЗКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Для того чтобы уяснить, какое место занимали сказочные герои в представлениях народа о предках, необходимо остановиться на его восприятии волшебной сказки как таковой.
Этот вопрос интересовал отечественных ученых и общественно-культурных деятелей с середины ХIХ в., и ответы на него были разные. Литераторы (К. Аксаков, к примеру) и «кабинетные» ученые, сами считавшие сказку вымыслом (небылью, фантастикой, ложью), полагали, что также ее оценивают сказители и их аудитория. Ученые-собиратели (правда, не все) говорили о серьезном отношении народа к сказке и о его вере в то, что сказочные чудеса продолжаются и в современной жизни.

Одно из ранних свидетельств второго рода оставил собиратель И.А. Худяков: «…вера в языческое чудесное еще в высшей степени распространена в народе». По словам Н.Е. Ончукова, северные (печорские) сказители и слушатели относятся к сказкам двояко: и верят, и не верят, но все же больше тех, кто не сомневается в существовании «неведомых царств» и могучих богатырей. Сохранялась и вера в возможность чудесных превращений людей: Н.А. Иваницкий констатировал, что в 90-е годы ХIХ в. «случаи обращения людей в животных и деревья до сих пор считаются у вологодского народа вполне возможными и нередкими».
В некоторых российских регионах, в частности, в Пермской и Вятской губерниях, сказочники вплоть до начала ХХ в. верили в реальность сказочных героев и событий, независимо от способа усвоения сказки — «из природы», т.е. путем устной передачи, или «из книжки». Более того, они были убеждены, что на земле есть особые места, где до сих пор «зарождаются» богатыри, обитают чудища и сверхъестественные существа. Таким местом для них был Урал.

П.П. Чубинский писал, что украинцы не только верят в сказочные события, но считают, что они возможны и в настоящее время.
Для белорусского народа, утверждал Е.Р. Романов, сказки являются «сказаниями о чем-то совершившемся или даже совершающемся». О том же говорил и А.К. Сержпутовский: «Зачастую сам рассказчик не сознает, где оканчивается действительность и где начинается вымысел».

Приведенные свидетельства согласуются с той важной ролью, которую сказка играла в обрядности традиционного коллектива у всех восточных славян вплоть до начала ХХ в. На Русском Севере и у переселенцев Сибири в ХIХ в. богатырской (волшебной) сказкой или стариной открывались (зачинались) престольные и обетные праздники, установление которых возводилось к «заветам предков». * Эта общественно-ритуальная функция сказки и былины говорит, что их информация входила в историческую память этноса, а герои считались родоначальниками и вождями славянских
племенных групп.
Итак, можно вполне уверенно утверждать, что в сознании народа положительные герои волшебной сказки воспринимались как настоящие предки, воплощающие опыт воспроизводства поколений. Данный фактор перекрывает личностные свойства героев, чьи поступки в сказках далеко не всегда соответствуют традиционным нормам морального поведения.

… «Между севернорусскими и южнорусскими сказками (в данном случае соответственно великорусскими и украинскими), в которые вводятся цари и царевичи, достойно замечания то различие, что первые для изображения царя и царевича ищут красок вне мужицкого быта и избегают сходства между сказочным богатырем и теми людьми, которых рассказчик видит вокруг себя… (в украинской сказке наоборот. — Т.Б.).
Еще одна особенность южнорусской сказки. Если в нее вводится чудесное, то оно происходит скорее от таинственной силы, помогающей человеку, или от колдовства, нежели от свойственного севернорусской сказке богатырства. Богатырство имеет здесь (в украинской сказке. — Т.Б.) свой отличительный характер: часто оно является не в герое сказки, а в его слуге, который довольствуется своим смиренным положением и делает дивные дела исподтишка; и настоящий героизм малорусской сказки заключается не в торжестве физической силы или удальства — непременном условии сказки великорусской, а в перенесении постигающих человека бедствий и в выжидании счастливых обстоятельств. Иногда сказка даже оканчивается горестным положением главного действующего лица, и место торжества заступает тогда в ней великодушное участие в судьбе несчастного со стороны других действующих лиц. Герой сказки, претерпев разные несчастия и лишась, например, такой драгоценности, как зрение, или самой жизни, покоряет себе не государство, как в сказке великорусской, а сердца людей…».

Аграрная доминанта в жизнедеятельности и культуре украинского народа и низкое положение, которое он многие века занимал в этносоциальной и церковной структуре Польско-Литовского государства, обусловили крестьянский («хлопский») облик большинства ведущих сказочных образов и неактуальность богатырской героики. Только на рубеже Нового времени возник героический цикл — думы с темой борьбы украинского казачества против турецкого господства.
Следует также отметить, что в перипетиях сказочных украинских героев более значительное место, нежели у русских богатырей, занимает женская магия и волшебство, что можно приписать реликтовым матрилокальным формам, … занимавшим значительное место в их общественно-семейном быту, обрядах и обрядовом фольклоре вплоть до ХХ в.

* Церковные обетные праздники – праздники, установленные мирянами какого-либо прихода или другого локального сообщества по обету, в благодарность за спасение от постигшего их бедствия.

Источник:
Бернштам Т.А. Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян. СПб.: 2011.

Максимов В.М. Бабушкины сказки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?