Сканово. Троице-Сканов женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор Троицкого Сканова монастыря заложен в 1795 году, а главный престол его во имя Троицы Живоночальной освящен в 1808 году, нижний придел в честь Успения Божией Матери — в 1801 году.
Собор представляет монументальный двухэтажный четверик с пристроенными прямоугольными пониженными объемами притвора и апсиды, который завершается пятью восьмигранными барабанами, покрытыми высокими куполами и увенчанными главками. Каждая сторона четверика акцентирована по центру ризалитами с треугольными фронтонами, притвор и апсида имеют крышу сложного профиля с выступающим вперед цилиндрическим сводом, образующим на фасадах подобие полукруглого фронтона. Стены собора членятся каннелированными пилястрами, придающими зданию устремленность вверх. При этом нижний рустованный этаж, в котором находится Успенский придел, воспринимается как цоколь для расположенного над ним двухсветного Троицкого храма.
Яркая раскраска собора придает особую эмоциональную настроенность при взгляде на него. Сочетание классических элементов с барочными формами при общей пропорциональности здания и богатстве пластики делает Троицкий собор одним из самых выдающихся архитектурных творений Пензенской земли.
В Успенском соборе находится чудотворный образ Трубчевской иконы Божией Матери.
http://pravoslavie58region.ru

Известно, что до пожара 1676 года в обители было три церкви, среди которых значится и деревянная Троицкая церковь. Более ста лет о монастырском храме не было ничего известно. И вот, в 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор. Произошло это в настоятельство архимандрита Арсения (Левицкого), вообще весьма пекшегося о каменном благоустроении обители (именно при нём возвели достоявшую до наших дней колокольню, вместе с собором определяющую облик монастыря и всей окрестной местности). Но завершения постройки архимандрит Арсений не увидел, при нём она поднялась только до нижних окон. В притворе недостроенного храма архимандрита Арсения и погребли. Продолжил строительство игумен Корнилий.
8 октября 1801 года игумен Корнилий освятил нижнюю церковь Троицкого храма с двумя престолами — Успенским и Трёхсвятительским. На отделку верхнего храма ушло ещё почти семь лет. Причём согласно сохранившимся описаниям, церковь выглядела изначально несколько иначе, чем теперь: в частности, имела наружные росписи. Кто выполнил их — доподлинно не известно. Возможно, иеромонах Парфений, казначей и иконописец обители, что расписывал тогда храм внутри и писал образа для иконостаса. Он же, возможно, и был проектировщиком этого величественного сооружения. В источниках о нём говорится, что он был «сведущ в вопросах архитектуры». Формы, переходные от барокко к классицизму, в которых выстроен Троицкий собор Сканова монастыря, характерны для многих провинциальных храмов.
Чем определено для нас архитектурное звучание Троицкого собора? Первое, на что мы обратим внимание, — это его размеры, благодаря которым он играет доминирующую роль в окружающем пейзаже (к счастью, не слишком изменившемся за последние сто лет, что позволяет нам соотнести наше впечатление с замыслом зодчего). Но не только в размерах дело. Более поздние, тоновского пошиба, провинциальные храмы тоже велики. Однако в них нет той собранности, которая присуща храму Троице-Сканова монастыря. Зодчий Троицкого собора очевидным образом ориентировался на постройки своих предшественников — и не ходил за ориентирами далеко. Очевидна связь скановского храма с Богородице-Рождественским храмом Санаксарской обители, расположенной в тогдашней Тамбовской губернии. Архитектор, строивший Троицкий собор, очень умно поработал с его пропорциями, и именно это сообщило зданию стройность при внушительных объёмах. Присмотревшись, мы увидим — насколько это доступно невооружённому глазу — что высота центрального барабана вместе с главкой равна высоте четверика до карниза; высота второго этажа, выделенного особым по сравнению с первым этажом декором, равна высоте притвора и алтарного выступа без кровли, а равновеликие притвор и алтарная часть в свою очередь как бы «заземляют» основной четверик, придавая храму приятную (и характерную для эпохи) симметричность. Одинаковые по размерам и оформлению алтарь и притвор призваны смягчить несколько угловатую вертикальную устремлённость четверика и пятиглавия. Этому смягчению, в частности, служат кровли (такой петербургско-голландской барочный призвук) и полукруглые фронтоны. Характерные для стилистики барокко гранёные барабаны составлены довольно тесно, при этом центральный барабан значительно выше угловых. Вкупе с треугольными фронтонами, выделяющими центральный сегмент каждого фасада, это сообщает верхней части здания особую «целеустремлённость». Оформленные архитектурными элементами и красно-бело-жёлтой окраской фасады собора нарядны и сдержанны одновременно. Никаких извивов и прочих рокайльностей. Предельное упрямство углов. Единственные округлые элементы на фасадах Троицкого собора — медальоны со схематическими изображениями серафимов (и эти изображения не суть новшества последних лет, на дореволюционных фотографиях монастырского собора они тоже присутствуют).
Первым сёстрам Сканова монастыря пришлось восстанавливать Троицкий собор почти из руин. Первые богослужения здесь памятны им: в окна, кое-как затянутые плёнкой, дул ветер, капли дождя проникали через ржавую кровлю на головы молящихся, оставляя на полу огромные лужи… В этой ситуации естественным было стремление как можно скорее, обходясь минимумом средств, привести собор для проведения нормальных богослужений. Понятно, что о полноценной реставрации, о кропотливом восстановлении прежнего убранства, речи не шло. Сохранившиеся в основном объёме храма фрагменты фресок нашли благоразумным забелить в ожидании лучших времён, когда можно будет взяться за них. Настелили деревянный пол, поставили самый простой, если не сказать — примитивный — иконостас, нижнюю часть стен выкрасили в палевый цвет. Но и в таком виде верхний храм Троицкого собора производит впечатление. Он просторен, высок и благодаря двум рядам окон по северному и южному фасадам (прибавим ещё большие окна в барабанах) очень светел. Нижний храм ниже, проще, уютнее. Однако сейчас в нём идёт ремонт. Войти можно (именно здесь находится Трубчевская икона Божией Матери, к которой не иссякает поток паломников), но составить мнение об убранстве — едва ли. Самой подлинной «внутренней» частью собора стоит считать притвор. Здесь сохранились почти в полном объёме первоначальные росписи, выполненные в первой половине ХIХ века. Тяжёлая дверь в нижний храм и лестница, ведущая в верхнюю церковь, дополняют впечатление от интерьера храма. Основной ремонт Троицкого собора завершился к концу 1990-х годов. 3 октября 1999 года обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. Патриарх отслужил в Троицком соборе литургию, а затем совершил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой Божией Матери.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №112, 2014 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?