О времени возникновения пещер ходит
множество легенд, однако есть и достоверная информация. «Пензенские
епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря
находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях
ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием
их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех
монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся
настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь
1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры.
Наровчатский пещерный монастырь,
расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда
этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем,
расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся
молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный
монастырь – совместное творение природы и человека, представляет собой три
яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования
обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который
обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах
расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ
жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в
подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было
создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость
наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше
на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при
настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во
имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских
чудотворцев.
Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции
исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении
сводов и стен. По материалам сайта «Жизнь как открытие»
Уникальный Наровчатский монастырь
находится в полутора километрах к юго-востоку от Наровчатского Троицкого
Сканова женского монастыря и представляет собой ходы, расположенные в три
уровня, с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе, называемой
Плодской, она же – «Городок». Здешняя земля зачарована легендами и каждый, кто
приезжает сюда, попадает в волшебный мир русской истории. О возникновении пещер
близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на
берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе
пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку
сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи,
как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около двадцати больших и малых
келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были
побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные
свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер
– это около 635 метров, уходящих на глубину четырнадцатиэтажного дома. Четвертый
и пятый ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4
градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы
вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень
привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом.
Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры,
две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного
холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со
строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря,
расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при
настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя
Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских
чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 годах. Освящена 6
сентября 1870 года преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II,
монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный
край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их
ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда
монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани.
Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться
батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной
Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих
местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он
пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался,
но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.
Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического
места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить
в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при
входе.
По материалам сайта « Чудеса России »
Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры. Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.
У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.
Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.
Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.
Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: » В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).
Из жизнеописания Арсения известно, что «Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры, в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).
В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был придел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.
Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника — скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.
Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.
Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.
Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.
Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.
Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.
Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.
Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).
По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий — например, мощей (ниши аркасолии).
Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.
Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов. Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.
По материалам сайта Пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря и Рязанской группы любителей подземелий «СТИКС»
Одним из самых посещаемых в Пензенской епархии святых мест, настоящей жемчужиной земли Пензенской, куда старается попасть православный паломник, является монастырский комплекс неподалёку от села Сканово. Само это место, удивительное по красоте природы, овеяно тайной подземных лабиринтов и монашеских подвигов прежних времён. Обитель находится в четырёх верстах от старинного уездного города Наровчата в лесу на горе, именуемой Плодской или, по-другому, — Саранской. Именно в такие глухие, труднодоступные места, в лесные дебри и уходили монахи, чтобы навсегда отречься от мира, посвятить свою жизнь Богу. Много веков назад сама гора Плодская представляла собой древнее городище, т. е. укреплённый городок, поселение, в котором, может быть, уже были пещеры, вырытые с оборонительной целью. Об этом городище весьма неопределённо упоминается в описании Сканова монастыря: «будто в древности, когда в Наровчате ещё жили татары, на этой горе было укрепление — городище, в котором во время набегов, производимых казаками, укрывались городские начальники». Трудно судить о тех далёких временах. Скорее всего, именно сюда, на место бывшего городища сначала и пришёл первый монах-пустынник, поселился в ископанной им пещерке и стал проводить здесь подвижническое житие в уединении и молитве. Затем и другая братья, ищущая спасения, стала притекать к нему. Образовалась небольшая пустынька. Но с каких именно пор берёт своё начало история обители — точно неизвестно.
Пожар, постигший обитель 26 апреля 1676 года истребил все письменные свидетельства, по которым можно было проследить первоначальную судьбу монастыря. Лишь два сохранившихся документа, могут косвенно указывать на время основания Скановой пустыни, как именовалась она прежде. Первый из них от 1673 года говорит об отводе монастырю по указу царя Алексея Михайловича 90 десятков пашенной, лесной и покосной земли. Другой — грамота Святейшего Патриарха Иоакима от 1676 года, в которой говорится о том страшном пожаре, уничтожившем три церкви и все монастырские постройки. Вместе с тем, документы эти свидетельствуют, что обитель существовала уже задолго до пожара, её основание можно отнести к началу ХVII столетия. Название же обители «Сканова» пустынь, по преданию, происходит от фамилии бояр Исканских, которым в ХVII веке принадлежали эти земли. После пожара монастырь, видимо, стал отстраиваться на месте нынешнего Троицкого монастыря, изящный ансамбль которого предстаёт сегодня нашему взору при въезде в Сканово. Вот тогда более глубоко и целенаправленно насельниками стал осваиваться пещерный комплекс как скит для более суровых монашеских подвигов. Сюда удалялись многие подвижники, желавшие полного отречения от мира, благословлённые на подвиг затворнического жития.
Сам монастырский комплекс до революции представлял собой следующий вид. При подошве горы находился источник с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красоте открывалась окрестность с её полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печёрской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печёрских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году. А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии. Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были ископаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений.
Более поздние исследования и спелеологические экспедиции дополняют старинное описание подземного комплекса. Было установлено, что пещеры действительно имеют искусственное, т. е. рукотворное происхождение, копались монахами вручную с помощью лопат и заступов. По архитектуре схожи с пещерами Киево-Печёрской, Псково-Печёрской лавр и другими подземными монастырскими комплексами. Однако по протяжённости они превышают знаменитые Киевские пещеры (507 м): сегодня только доступные ходы в целом достигают 670 м, а многие ещё находятся под завалами. Располагаются пещерные ходы в три яруса, но местные старожилы указывали на наличие четвёртого и пятого ярусов, сокрытых в самых недрах Плодской горы. Стены пещер были частично обложены кирпичом и побелены, во многих местах встречаются настенные рисунки, начертания крестов, священные надписи, например, «Херувимская песнь». Температура воздуха внутри пещер постоянная, но в каждом ярусе своя: в первом (верхнем) 11-12 градусов, во втором 8-9 и в третьем 6-7. Температурный режим поддерживается не только естественно, но и с помощью устроенной монахами системы вентиляции.
Свидетельствами же аскетических подвигов спасавшихся здесь монахов являются найденные в пещерах вериги подвижников, их телесные кельи с устроенными в них небольшими земляными лежанками, сообщающиеся с пещерными ходами лишь маленькими проёмами для подачи воды и пищи. Монахи не только подвизались здесь в подвиге уединения и молитвы, здесь их честные останки обрели покой, о чём говорят найденные захоронения. На протяжении всей истории Скановым монастырём управляли строители и игумены, которые в разной мере потрудились над ископанием пещер и благоустройством монастырского ансамбля над ними, расширением и перестройкой подземных сооружений, в результате чего появлялись новые галереи и кельи, подземные молельни. Расширение было необходимо, видимо, для возрастающего числа пещерных подвижников. Так и образовался пещерный комплекс Сканова монастыря — цитадель Православия в этих местах, которая процветала и духовно развивалась до прихода богоборческой власти.
С наступлением же советского времени из-за притеснений монашеская жизнь на пещерах стала постепенно угасать. Уже 1 июня 1920 года на заседании Наровчатского Уисполкома было принято решения об открытии на монастырских пещерах санатория «для нервнобольных служащих советских учреждений из рабочих на 20-30 человек, для поправки их здоровья». Тут же был поднят вопрос и об использовании церкви на пещерах, стоящей якобы без всякого употребления. Но тогда планы богоборцев не осуществились. Монашеская жизнь продолжала теплиться до 1928 года. Тогда здесь ещё оставались последний настоятель архимандрит Филарет II (Игнашкин), иеромонахи Пахомий, Серафим и другие. Во все времена бытия монастырских пещер в обители существовало послушание их смотрителя. Последним монахом, носящим это послушание, был монах Тихон (Жучков), ставший первым из братии пострадавшим за веру. В 1928 году он был зверски убит в пещерах топором неизвестными лицами. Сейчас на вершине горы крестом обозначена его могила. Вскоре пещерный монастырь был закрыт, а насельники разогнаны. Часть их перебрались в окрестные пещеры. Но и там не удалось подвижникам укрыться от взора вездесущего ОГПУ. «Пособников контрреволюции» выследили и выкурили дымом, а затем перекололи вилами. После исчезновения последних монахов храм преподобных Антония и Феодосия был полностью уничтожен, пещеры стали приходить в запустение, многие места в них стали обрушаться.
В 1980 году во время обследования пещер московскими спелеологами в одном из ходов было обнаружено 17 черепов с пулевыми отверстиями, что даёт основание полагать о проведении здесь массовых казней людей в разгар кровавых репрессий. Для сокрытия следов своих преступлений и прекращения паломничества верующих, монашеские пещеры целенаправлено взрывались органами НКВД. Вот почему в советское время в пещеры можно было попасть не через хорошо оборудованный вход, а только через узкие лазы.
Прошли те страшые времена, отношение к религии с годами стало меняться. По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина), определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года на пещерах был учреждён отдельный монастырь — Сканов пещерный мужской преподобных Антония и Феодосия Печёрских. И хотя братии ещё не много, но, самое главное, дух мужской монашеской жизни возгорелся здесь вновь, идёт молитва, совершается Божественная литургия, поминаются имена прежних насельников.
Из книги-брошюры «Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печёрских»
На вершине горы Плодская была выстроена каменная церковь с колокольней. Постройка этой церкви начата при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1866 году, а окончена в 1870 году, в котором 6 сентября и освящена. Один престол в ней был освящён во имя Киево-Печёрской иконы Пресвятой Богородицы и прп. Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев (1870 год), второй — во имя св. вмч. Варвары (1886 год). В годы разорения храм на Плодской горе был полностью разрушен. Кирпич разобрали местные крестьяне для ремонта своих печей, а большая часть стройматериала пошла для строительства совхозного коровника.
Из книги «Свято-Троицкий Сканов женский монастырь», 2016