Скамья Врубеля — одна из ярких точек притяжения усадьбы Абрамцево.
В конце 1880-х в Абрамцеве была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики — изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью.
Наибольший вклад в оформление облика абрамцевской керамики внесли художник Михаил Александрович Врубель и химик-технолог Петр Кузьмич Ваулин.
Одним из главных достижений союза Врубеля и Ваулина стало открытие в 1899–1900 годах забытого способа восстановительного обжига, успешно применявшегося в мавританской Испании XIII–XV веков, но со временем утерянного. Восстановительный обжиг придавал изделиям переливающийся блеск, который многие мастера считали «браком», ценя, прежде всего, чистоту цвета. Для Врубеля же этот «брак» стал новой эстетикой в керамике. Благодаря сложной технологии обжига майолика Врубеля казалась созданной из какого-то необычного материала, а не просто раскрашенной глиной.
Открытие Михаилом Врубелем таких поразительных возможностей керамики сказалось на художественном стиле всей керамической мастерской. Но был и ещё один прием, отличавший абрамцевскую майолику: использование не только стандартной плитки, но и различных фигурных фрагментов, что придавало ей сходство с мозаикой. Врубель и тут был первым. Интересно, что эту же технику применял испанский архитектор Антонио Гауди.
Изразцовая скамья, которую также называли керамическим диваном, изначально задумывалась как место отдыха обитателей усадьбы и её гостей. Она была установлена в 1915 году на одной из лучших видовых точек усадьбы — насыпном участке парка, который называется «Таньонов нос» по имени французского гувернёра Мамонтовых Жюля (Юлия Павловича) Таньона, обустроившего здесь садик. Скамья декорирована изразцами, созданными по эскизам М. А. Врубеля и других художников.
Внук С. И. Мамонтова Юрий Самарин вспоминал: «Излюбленным местом детских игр в Абрамцеве была цветистая майоликовая скамейка, исполненная по рисунку Врубеля, на которой изображены сказочные птицы с женскими головами и пушистыми хвостами».
Долгое время после создания скамья не была никак защищена от непогоды, ветра, дождя и снега, что привело к утрате части изразцов. В середине 1950-х годов скамья была законсервирована, так как дальнейшее ее экспонирование было невозможно из-за существенных повреждений и для предупреждения от дальнейших разрушений. В 1965–1971 годах скамья была восстановлена реставратором музея Вильямсом Невским и художником-керамистом Валентином Серёгиным, использовавшими технологии абрамцевской керамики. Это была многолетняя кропотливая, почти ювелирная работа, и изразцы для пополнения утраченных элементов скамьи искали, бережно просеивая археологические находки от деятельности Абрамцевской керамической мастерской начала ХХ века.
Скамья является редким сохранившимся образцом малых архитектурных форм, выполнявшихся Абрамцевской керамической мастерской. Мы сможем ее увидеть уже в субботу, во время нашего путешествия в Абрамцево.
#путешествиясмкн #абрамцево