18 мая — Международный день сирени. По такому случаю #МосковскиеЗаписки решили вспомнить картину Михаила Врубеля, созданную в 1900 году (входит в экспозицию Третьяковской галереи). Михаил Александрович написал ее на хуторе Ивановское Николая Ге в Черниговской губернии, где гостил с женой Надеждой.
О прообразе девушки на полотне есть три версии. Согласно первой, женская фигура среди ветвей роскошного куста сирени, освещенного луной, — это пушкинская Татьяна. «Врубель ввёл фигуру девушки, которая, по его представлению, должна воплотить душу сирени. Сам он называл её Татьяной. Связывая её с образом героини романа «Евгений Онегин», он подчёркивал пушкинский характер созданного им в картине образа природы», — писала искусствовед Дора Коган.
Согласно второй версии, фиолетово-лиловое душистое марево на фоне яркой зелени листьев пробудило в воображении художника ускользающий образ юной нимфы Сиринги, убегающей от влюбленного в нее Пана. Речной бог для спасения нимфы превратил ее в куст благоухающей сирени. Неутешный Пан услышал в шелесте ветвей прощальную песнь прекрасной девы и сделал из них сирингу (свирель).
Есть и третья версия, в соответствии с которой врубелевская темноволосая девушка в черной накидке – это Никта, богиня ночи в греческой мифологии.
Но вне зависимости от того, кто перед нами — Татьяна, Сиринга или Никта — женская фигура лишь усиливает для зрителя ощущение пряного аромата сирени в прозрачных сумерках теплой лунной ночи. Врубель добился удивительного эффекта — гроздья сирени будто пребывают в постоянном движении. Помимо кистей, художник при создании этого полотна пользовался мастихином, придавая формам соцветий особую «граненость», схожую с кристаллами сверкающих драгоценных камней, переливающихся при свете луны разнообразными оттенками лилового, голубого, фиолетово-синего.