Сидоровское. Церковь Николая Чудотворца.

Село Сидоровское бывшего Нерехтского уезда- одно из наиболее интересных и богатых своими архитектурно-художественными произведениями сёл Костромской губернии. Наиболее ранее упоминание о селе относится к 1-й пол.17 в.,когда оно находилось в вотчине бояр Мстиславских. В 1620-1630-х гг. здесь стояли две деревянные церкви: шатровая Николая Чудотворца с приделом Димитрия Солунского и клетская Афанасия и Кирилла. В 1648 г. Сидоровское от Мстиславских перешло в поместье костромичам М.Е.Кандаурову и К.И.Дурнову. Не позднее нач. 18 в. село стало дворцовым и было одним из центров царского коневодства. Здесь разводили лошадей для царского двора, и потребность в лошадях была огромная, если учесть, например, что для выезда царя на богомолье требовалось 2000 лошадей. В Сидоровском была своя Конюшенная канцелярия, подчинявшаяся Конюшенному приказу в Москве. Природные условия в этом селе с его лугами по Волге были удобны для коневодства. Помимо коневодства жители села занимались рыбной ловлей и платили за это денежный оброк. Здесь была и своя отдельная Рыбная слобода, которая подчинялась также Конюшенному приказу.
В 1720 г. было начато строительство каменной церкви. При начале строительства ей дали наименование во имя Смоленской иконы Божией Матери, но в 1724 г. она была переосвящена во имя Николая Чудотворца: «понеже в том селе Сидоровском настоящая церковь издревле была во имя Николая Чудотворца»… Приделы здесь были: во имя Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла и Димитрия Мироточивого. Очевидно, в 1-й пол. 18 в. была сооружена сохранявшаяся до недавнего времени на центральной площади села кирпичная палатка. Первоначально она, возможно, служила церковной сторожкой, а позднее в ней размещалось волостное правление. Когда в 1767 г. Екатерина Вторая путешествовала по Волге, она дворцовое село Сидоровское пожаловала Владимиру Григорьевичу Орлову, брату знаменитых Григория и Алексея Григорьевичей Орловых, возведших Императрицу на престол. Дочь В.Г.Орлова, Софья Владимировна вышла замуж за Никиту Петровича Панина, и Сидоровское как приданое перешло к нему. Частью деревень у села владел также Григорий Григорьевич Орлов, фаворит Екатерины Второй. Потомкам Орловых село принадлежало вплоть до 1917 года. В 1-й пол.19 в. в Сидоровском была выстроена Успенская часовня, а около сер. 19 в. господский усадебный дом.
Существующая жилая застройка села сложилась на протяжении 2-й пол.19-нач.20 вв. Сооружавшаяся в 1910-х гг. новая летняя церковь была освящена только в 1926 г. Само село расположено на высоком правом берегу притока Волги реки Шачи, пойма которой в результате сооружения Горьковской ГЭС превращена в залив. Рельеф местности, пересечённый несколькими глубокими оврагами, отличается исключительной живописностью. Центром села является обширная площадь, западная сторона которой переходит в крутой берег залива. На этом краю и стоит зимняя церковь Николая Чудотворца, а в самом центре площади- летняя церковь. На южной стороне площади, у самого обрыва оврага, расположен усадебный господский дом, а в нескольких десятках метров к юго-востоку от него- купеческая усадьба с амбаром и лавка. От площади веером расходится несколько улиц с довольно интересными образцами купеческих и крестьянских домов. На северо-западной окраине Сидоровского, вблизи прежнего места впадения р.Шачи в Волгу стоит Успенская часовня. К востоку от неё расположена купеческая усадьба с надворной палаткой. Сама же Никольская церковь является выдающимся памятником Костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанная в традициях архитектуры 17 века; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объёмную композицию церкви составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой,трапезная с выступающим северным приделом и высокая шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несёт восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане.
Интерьер этой церкви, как и интерьер Успенской церкви села Тетеринского, представляет большую художественную ценность. В четверике сохранились монументальные росписи, резной иконостас и немало предметов декоративно-прикладного искусства 18-20 веков. Замечателен пятиярусный резной позолоченный иконостас, созданный, вероятно, в 3-й четв. 18 века. По своим стилистическим особенностям он близок ,как это уже отмечали исследователи, к иконостасу собора Ипатьевского монастыря, который послужил, видимо, прообразом для сидоровского иконостаса, созданного несколько позже по времени. Клеевые росписи, сплошным ковром покрывающие стены и вводы храма и алтаря, предположительно датируются серединой 18 века. Не исключено, что их исполнила артель Ярославских живописцев под руководством Афанасия и Ивана Шустовых, расписывавших в 1767 г. церковь Богоявления (Никольскую) в Нерехте. Живопись на стенах четверика разделена на семь поясов. В нижнем поясе написаны 12 миней, из которых с особой миниатюрностью запечатлены основные годовые праздники. Второй пояс посвящён житиям свт.Николая и св.Димитрия Солунского. Росписи третьего пояса посвящены обретению, чудесам и бытию Игрицкой (Смоленской)иконы Богородицы, явившейся в местечке Игрица у реки Песочни близ Костромы в 1624 г. Четвёртый пояс росписей написан на текст Апокалипсиса, пятый отражает сцены Деяний Апостолов и их мученическую смерть. Два верхних яруса изображают Евангельские события из жизни Христа и Его страдания. Росписи свода посвящены Символу Веры и включают сцены: «Коронование Богородицы» в окружении 9 чинов ангельских, «Сотворение мира», «Изгнание из рая»,»Рождество Христово», «Благовещение», «Преображение», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Страшный Суд» и др. В алтаре на своде изображены композиция «О Тебе радуется» и цикл сюжетов на тему Великого Входа и евхаристического канона. Над центральным проходом нарисована Новозаветная Троица с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. Плоскости стен отведены фигурам в рост избранных святых на фоне киотов с трёхлопастными завершениями. Масляная живопись в трапезной выполнена в 19 веке в академической манере. Все композиции обрамлены рамами и являются законченными произведениями; из них выделяются картины «Пир в доме Левия»,»Страшный Суд» и другие. По материалам: «Памятники архитектуры Костромской области»,2 выпуск,стр.225-229; С.В.Демидов,Е.В.Кудряшов «Нерехта»,стр.96-103; Д.Ф.Белоруков «Деревни,сёла и города Костромского края»,стр.171.

Выдающийся памятник костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанный в традициях архитектуры 17 в.; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни, обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объемную композицию составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой, трапезная с выступающим северным приделом и шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма (центральный световой, угловые глухие) завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несет восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане.
Двусветные фасады четверика, закрепленные на углах лопатками, прорезаны окнами с коробовыми перемычками. Проемы обрамлены колончатыми наличниками и завершены двухлопастными очельями с килями. В средней части южного и северного фасадов, но не на одной оси, расположены арочные входы с перспективными порталами. Северный проем заложен, перед южным выступает крыльцо с двумя массивными столбами, на которые опираются арки. Высокая ярусная кровля крыльца достигает окон второго света. На западном фасаде четверика над скатами кровли трапезной помещены восьмигранные окна без наличников. Профилированный венчающий карниз с кронштейнами отделяет основную плоскость стены от аттика, который обработан полукруглыми кокошниками. На углах кокошники ломаются пополам под углом в 90 градусов. Окна апсиды аналогичны храму. В трапезной прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. От первоначального декора здесь частично сохранился венчающий карниз с фризом пилы. На западном фасаде трапезной, севернее колокольни, расположен вход на внутристенную лестницу, ведущую на колокольню. Нижний ярус колокольни разделен карнизом с пилой на две части. Широкие арочные входные проемы устроены на южном и северном фасадах. Отсутствие привычного входа с запада обусловлено расположением колокольни у самого склона берегового холма. Окна первого яруса, обрамленные колончатыми наличниками, завершены крутыми трапециевидными сандриками. Над углами нижнего объема колокольни поставлены килевидные кокошники. Столп колокольни разделен карнизами на три неравные части; верхнюю прорезают арочные проемы звона с килевидными архивольтами. Шатер расчленен тремя рядами слухов со щипцами.Бесстолпный четверик храма завершен четырехлотковым сомкнутым сводом с круглым отверстием барабана в шелыге. Сложное по форме перекрытие единого пространства алтаря представляет собой сочетание коробового и лоткового сводов с распалубками. Двустолпное пространство трапезной перекрыто системой коробовых сводов с распалубками, апсида северного придела — конхой. Два массивных квадратных столба смещены относительно продольной оси церкви к северу.Клеевые росписи, покрывающие стены и своды храма и алтаря, предположительно датируются серединой 18 в. и приписываются артели ярославских мастеров под руководством Афанасия и Ивана Шустовых. Живопись на стенах четверика разделена на семь поясов. В первом ряду, который в свою очередь состоит из пяти регистров, изображены четьи-минеи. Второй ярус посвящен житиям Святого Николая (на южной и западной стенах) и Дмитрия Солунского (на северной стене). Росписи третьего пояса запечатлели историю обретения, чудеса и бытие Игрицкой (Смоленской) иконы Божьей Матери. Четвертый ряд иллюстрирует текст Апокалипсиса, пятый — Деяния Апостолов. Два верхних яруса изображают сцены христологического цикла. Росписи свода посвящены Символу веры и включают сцены “Коронование Богоматери”, “Сотворение мира”, “Рождество Христова”, “Воскресение”, “Страшный суд” и др. В алтаре на своде изображены композиция “О Тебе радуется”, цикл сюжетов на тему Великого Входа и евхаристического канона. Над центральным проходом на западной стене помещена Новозаветная Троица с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. На стенах изображены избранные святые в рост на фоне киотов с трехлопастными завершениями. Масляная живопись в трапезной выполнена в 19 в. в академической манере.Замечателен пятиярусный резной позолоченный иконостас храма, созданный, вероятно, в 3-й четв. 18 в. В композиции и декоре, в основном, сохраняются традиционные черты допетровского искусства, но отдельные формы характерны для барокко. Композиция отличается четким делением на ряды, занимающие не только всю ширину восточной стены, но заходящие также на северную и южную стены. Верхний ярус решен в виде лежачих овальных медальонов. Средняя часть иконостаса подчеркивается пышными царскими вратами, арочными завершениями третьего и четвертого ярусов и высокой иконой “Распятие”, венчающей всю композицию. Горизонтальные членения иконостаса выявлены профилированными карнизами, вертикальные — колонками, увитыми резными виноградными лозами (в первом, третьем и четвертом ярусах) и кронштейнами (во втором ярусе).Двухъярусные иконостасы в приделах трапезной, выполненные, вероятно, в сер. 19 в., отмечены традиционными чертами позднего классицизма. Нижний ярус разделен каннелированными колоннами коринфского ордера. Основным горизонтальным членением иконостасов служит межъярусный антаблемент, раскрепованный над капителями. В декоре использована накладная резьба в виде розеток и растительного фриза. Створки царских врат украшены сквозной резьбой с растительными мотивами.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 149-150; Известия Императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 224; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плесской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 96; Иванов В.Н. Кострома. М., 1978. С. 190-193; Рудченко В.М. Иконостасы ХVIII — первой половины ХIХ в. в храмах верхневолжских областей // Памятники русской архитектуры и монументально-го искусства. М., 1983. С. 200, 204-205; Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М., 1996. С. 96-103; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Ко-стромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 227-229. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Ед. хр. 391. Л. 1-24.
http://svodokn.ru/object/101524535?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?