Шяуляй. Церковь Петра и Павла (новая).

В 1935 году митрополит Елевферий (Богоявленский) вручил Президенту, премьер-министру, министрам внутренних дел и просвещения меморандум с просьбой об восставлении церкви или возможности построить новую. В конце 1936 года новый храм в честь апостолов Петра и Павла был воздвигнут на кладбище (Министерство Просвещения для этого выделило 30 000 литов).
По данным Епархиального Совета, в 1937 году постоянных прихожан Перто-Павловского храма было 1832 человека. Советскими властями приход был официально зарегистрирован в 1947 году. По епархиальным данным, в 1957 году храм посещали около 600 прихожан.
По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии

Православный храм, освященный в честь апостолов Петра и Павла в литовском городе Шяуляй, пережил два рождения. Заложен и построен он был в центральной части города в 1867 году на месте, где торговая площадь примыкала к главному городскому бульвару. Строительство шло на средства собранные от налогов на поместья и на пожертвования жителей города. Инициатором был генерал-губернатор г. Вильно Муравьев Н.М. Здание строилось по проекту известного архитектора Чагина Н.М., автора многих храмов епархии.
Церковь имела вид креста и была украшена пятью куполами и колокольней. Крыша была покрыта белым железом из Сибири. Снаружи стены были украшены лепниной, фасадная сторона покрыта цоколем из тесаного гранита. Церковная паперть была так же выложена гранитом. В храме стоял двухъярусный деревянный иконостас с иконами византийского письма в вызолоченных рамах. В начале 20 века Петропавловская церковь уже не вмещала прихожан. И ее задумали расширять, даже составили смету. Но последовали события 1905 года, вызвавшие волнения во всей России.
В Первую Мировую войну город был оккупирован немцами, которые использовали храм как военный госпиталь. После войны храм был возвращен, и в нем возобновилась православная жизнь. Переломными в судьбе храма были 30-е годы XX века. Место, на котором располагался храм, приглянулось городским властям для постройки магистрата. Состоялось судебное разбирательство, длившееся с 1929 по 1933 гг., в ходе которого было принято решение в пользу городской власти. Ни одна просьба о предоставлении льготы на аренду земли, которая уже не принадлежала храму, не была услышана ни городскими властями, ни министром просвещения, ни президентом. Было вынесено решение, обязывающее епархию освободить участок в срок не более чем за месяц без какого либо материального возмещения.
Митрополитом Елевферием (Богоявленским) были поданы прошения Президенту и его премьер-министрам с обращениями верующих о строительстве новой церкви. Прошения были рассмотрены и в 1936 году в районе городского кладбища, построили храм, сохранивший прежнее наименование. Власти выделили средства в размере 30 000 литов. Церковь была уменьшенной копией прежнего, в ее строительстве использовались кирпичи от старого разобранного храма. С западной стороны, на гранитном камне фундамента, есть отметки об освящениях храма — 1864 год и 1938 год. Возрожденная церковь освящена была в 1938 году 17 сентября митрополитом Елевферием. Храм стал неотъемлемой частью православного кладбища.
В Великую Отечественную войну в Петропавловской церкви немцами был устроен склад, а на кладбище вырыт котлован, куда сбрасывали расстрелянных и умерших от эпидемий. По архивным данным, здесь захоронено около 22 тысяч военнопленных. В 1947 году, когда настоятелем был протоиерей Николая Савицкий, община была зарегистрирована советскими властями. Сохранились данные о количестве прихожан Петропавловского храма в разные годы: в 1914 г. — 1284 человека состояло в общине, в 1937 году — 1832 человека, в 1942-1943 гг. насчитывалось — 630 человек, в 1957 году — около 600 прихожан.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?