Шуя. Собор Николая Чудотворца.

Никольский собор — один из древнейших посадских храмов — впервые упоминается как деревянный, стоящий рядом с Воскресенской церковью Афанасием Вековым (1629 г.). Существуют сведения о наличии при церквях монашеских келий в 17 веке. Церковь стала соборной в конце 17 в. В 1710 г деревянный храм разрушен пожаром. Настоящий собор построен в камне в 1756 г, освящен митрополитом Суздальским и Юрьевским Селиверстом. С северной стороны купцом Д.В. Корниловым пристроен придел Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского (1833 г). Никольский собор до 1867г. использовался как теплая соборная церковь (в том году в Воскресенском соборе было устроено отопление и необходимость в тесном зимнем храме отпала), позднее – как библиотека, ризница и полковая церковь. Состоятельными шуйскими купцами, перестроившими в 19 — нач. 20 вв все шуйские храмы в соответствии с лучшими для того времени архитектурными традициями, небольшой Никольский собор, подобный по форме русской избе, рассматривался как претендент на снос. Предполагалось строительство новой теплой церкви по левую сторону главного храма.
Настоятель Воскресенского собора протоирей Дунаев в конце 19 в описывал Никольский собор: “…стены выкладены не сплошной кладкой, а середина их насыпана бутом и залита известковым раствором…иконостас нового устройства, иконы в иконостасе все почти старые, но они не византийские, а русские. Из икон этого храма особо чтимая по своей древности икона Святителя и Чудотворца Николая, стоящая по правую сторону царских врат (в медной посеребренной ризе с позолоченными вензелями — Березин)…Чудотворных икон в этом храме теперь нет. Стены покрыты голубым колером, а живописи на них нет (в иных источниках конца 19 века говорится о росписи алтаря и стен). Что же касается сводов, то на них есть несколько живописных клейм” (метрика Никольского собора, май 1887 г.). 
“Никольский собор – бесстолпный одноглавый храм с оригинальной объемной композицией, воспроизводящей тип клетской деревянной церкви, и с декором в формах классицизма. К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север-юг, с трехчастным алтарем, примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн…” (Свод памятников, 2000). Рядом с храмом прежде были отдельные захоронения. В советское время в Никольском соборе размещался городской архив. Сейчас храм передан церкви, относится к шуйскому подворью Свято-Николо-Шартомского монастыря. Описание Шуйского Воскресенского собора, М. 1862 Гундобин Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь.
Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./ Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994. 58с.) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898.

На северной стороне от главного храма, в 12 саженях от него, стоит другой храм во имя Святителя Николая. Когда основан этот храм – неизвестно. Несомненно только, что в начале восемнадцатого столетия, что видно из описи города Шуи, составленного в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, в которой говорится: «Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы – Шуйская, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя». После пожара. Бывшего в Шуе в 1710 году, истребившего вместе с другими церквами и Николаевский храм, сей последний, как видно из Хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 году. Храм этот – теплый, отапливаемый обыкновенными печами. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в обозначенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем и по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие ценные церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат, тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка. Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника. На нем – одна глава. Крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе – восьмиконечный из позолоченной латуни.
К северной стороне храма в 1833 году пристроен придел во имя Святителя Митрофана, Епископа Воронежского. Устроил его на свои средства шуйский купец Д.В. Корнилов. Алтарь этот в устройстве своем и украшениях ничего особенного не представляет. Иконостас – одноярусный, деревянный, резной. Колонны на нем отделаны под цвет розового мрамора, а резьба на полимент.
Из книги: «Описание города Шуи и шуйских церквей» Составитель: священник Евлампий Правдин, г.Шуя, издание  Ив. Трушина, лито-типография Я.И. Борисоглебского, 1884 г., стр. 65-67

Бесстолпный одноглавый храм с оригинальной объемной композицией, воспроизводящей тип клетской деревянной церкви, и с декором в формах классицизма. К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север–юг, с трехчастным алтарем – примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн. Относящиеся к 1833 г. западный притвор и северный придел обогатили храм еще двумя портиками. Интересен западный шестиколонный дорический портик с необычным удвоением средних колонн, увенчанный пологим треугольным фронтоном. Три окна, расположенные в интерколумниях, в свою очередь заключены в наличники типа двухколонного портика. Аналогично трактованы и боковые проемы притвора: над всеми расположены глубокие полуциркульные ниши. В двухколонный портик на фасаде северного придела вписано тройное окно. Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, в трапезной – цилиндрический свод с распалубками над проемами. Узкий арочный проем связывает трапезную с приделом; в нем и в притворе перекрытия плоские. Сохранились частично полы, покрытые чугунными плитами.
http://svodokn.ru/object/111501183?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?