Воскресенский собор в Шуе является подворьем Николо-Шартомского монастыря. Построен в 1799 г. Более поздняя по времени постройки колокольня, по непроверенным данным, — третья по высоте в России (106,5 м).
Воскресенский собор расположен в северной части города на возвышенном, левом берегу реки Тезы, в 70 саженях от неё расстоянием. Вид от собора к северу – восхитительный. Внизу, под горой, протекает река, на которой шумит мельница. За рекой на большое пространство раскинуты луга, покрытые озёрами и прорезываемые рекой Тезою в разных направлениях. Далее виднеются поля и леса, кресты и куполы сельских церквей и колоколен. Воскресенский собор был прежде приходскою Воскресенскою церковью. Когда была основана эта церковь — неизвестно. Нужно полагать, что основание её относится ко временам, не отдаленным от основания самого города. Ясно же упоминается о ней в 1629 году…
Воскресенский собор с главной церковью во имя Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери имеет вид четырехугольника. Увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью. Стены оштукатурены цементом и выбелены, в некоторых местах украшены лепною работою. Окна в три света. В храм ведут три входа. На задней стороне паперть и входное крыльцо с колоннами – каменные, внутри искусно расписанные разными священными изображениями. По обеим сторонам паперти устроены две небольшие каменные палатки с глухими железными дверями для хранения разных церковных вещей. На северной стороне крыльца каменный, для выливания воды из купели, колодезь.
На южной стороне храма входное крыльцо чугунное, изящной работы. На нем кровля железная, украшенная тремя чугунными, вызолоченными крестами; поддерживается она 10-ю красивыми чугунными колоннами. Между колоннами на 4-х полуколоннах утверждены 4 стеклянные фонаря с вызолоченными, на верху их, крестами. Вверху, в середине фронтона, образ Шуйской – Смоленской Божией Матери, написанный в древне-греческом стиле. На оборотной сторне его образ Господа Саваофа. Крыльцо обустроено в 1866 году усердием церковного старосты Н.Г. Калужского и стоило 2000 р. На северной стороне входное крыльцо каменное со ступенями из белого камня. По сторонам крыльца железные решетки. Фронтон его поддерживается 4-мя каменными колоннами. Двери, ведущие в собор с трех сторон – тройные: первые – железные, вторые – дубовые, полированные, с зеркальными стеклами, третьи, окрашенные под дуб, с бемскими стеклами. Последние навешиваются только в зимнее время. Во всех окнах собора двойные рамы с бемскими стеклами. Под собором устроена в 1866 году церковным сторостою Н.Г. Калужским духовая печь, которою нагревается весь собор. Устройство печи стоило 3,000 руб. сер.
Вышина храма от земли до верхней оконечности креста на средней главе – 48 и ½ аршина, длина 58 аршинов и ширина 23 и ½ аршина.
Из книги: «Описание города Шуи и шуйских церквей» Составитель: священник Евлампий Правдин, г.Шуя, издание Ив. Трушина, лито-типография Я.И. Борисоглебского, 1884 г., стр. 28-31.
Воскресенский собор расположен в северной части города, на левом берегу реки Тезы. Воскресенский собор был прежде приходскою церковью, когда была основана эта церковь, неизвестно. В писцовых книгах Афанасия Векова под 1629 г. значится деревянная и весьма бедная Воскресенская церковь с приделом св. чудотв. Николая, приходская. Соборною церковью до 1667 г. была Покровская церковь, находившаяся внутри городского кремля, обнесенного тогда валами и деревянною стеною. Но в этом году собором сделана была Воскресенская, а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором.
Причиною переименования Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые стали совершаться от находившейся в той церкви новописанной Смоленской иконы Божией Матери, с тех пор именуемой Шуйской – Смоленской иконой Божией Матери. Вскоре после переименования в соборную, вместо прежней деревянной церкви, усердием граждан был воздвигнут пятиглавый каменный Воскресенский собор. Обе церкви во время пожара, бывшего 12 мая 1770 г., были разрушены. После того собор был вновь отстроен, а спустя 22 года был за ветхостью сломан.
В 1792 г. стал воздвигаться усердием граждан ныне существующий Воскресенский собор. Строился он 6 лет и был освящен Виктором, епископом Владимирским и Суздальским, 19 сентября 1798 г. Вскоре после освящения собор был украшен хорошею греческою живописью, а иконостас резьбою и позолотою, стоившими 12 000 руб. Собор увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченными через огонь. Кресты на главах восьмиконечные из такого же металла и вызолочены через огонь.
Колокольня при соборе построена в 1832 г.; зданием каменная, о пяти ярусах, новейшей итальянской архитектуры; ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями. Вышина колокольни от основания до оконечности креста 49 саж. 2 арш. Шпиль ее вышиною 16 саж. 1 арш., обит он белым железом, а яблоко и крест на нем вызолочены через огонь.
Престолов в соборе три: главный – в честь Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери. Утварью, ризницею и св. иконами собор снабжен очень богато. Из св. икон особого внимания заслуживает чудотворная икона Шуйской — Смоленской иконы Божией Матери в сребропозлащенном окладе. К этой иконе две ризы: первая жемчужная, украшенная драгоценными камнями, при ней бриллиантовый фермуар и пять таковых же звезд, риза ценится в 40 000 руб. сер., устроена она усердием разных доброхотных дателей; вторая риза повседневная, сребропозлащенная, венцы на Спасителе и Божией Матери украшены крупным жемчугом и драгоценными камнями, цена этой ризы 2 150 руб. сер. Устроена усердием шуйского купца В.М. Киселева; фермуар к жемчужной ризе приложен г-жой Корниловой. Мерою чудотв. икона 1 арш. 9 верш. и 1 с четвертью ширины. Обращают на себя внимание и иконы: Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями, и Федоровской Божией Матери в сребропозлащенных окладе и венцом, убрус и риза вынизаны настоящим жемчугом на фольге.
Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка. Земли под домами священно-церковно-служителей 1905 кв. саж. Копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание их получается: с процентного капитала 4365 руб. и от поручных доходов до 100 руб., а всего 4465 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. При соборе имеется церковно-приходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору, открыта в 1889 г.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.
Приходская деревянная церковь Воскресения, стоявшая на месте будущего собора, упоминается в 1629 году. В 1655 году специально для этого храма была написана чудотворная икона Шуйской Смоленской Божией Матери иконописцем из Шуи, Герасимом Иконниковым. Город и его деревянные храмы в ту пору часто подвергались пожарам.12 мая 1710 года в Шуе случился сильный пожар, от которого «соборныя и приходския церкви каменныя обгорели, и в них святыя иконы, и деисусы, и всякая утварь». Немного сильнее повредил Шую пожар 12 мая 1770 года, после которого город пришлось заново распланировать и отстроить. Очередной пожар случился на Покров, в 1792 году, когда городские строения и святые храмы вновь оказались в огне. И вновь чудотворный образ Богородицы чудом удалось спасти. После этого последнего пожара было начато строительство новой соборной церкви в честь Воскресения Христова на месте прежней, разрушаемой ветхостью и пожарами. Возведение собора заняло 6 лет, с 1792-1798 гг. 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор освятил храм. Уцелевший во время пожаров чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери занял почётное место в главном приделе.
Храм отличался удивительным благолепием внутреннего и внешнего убранства. Стены храма были оштукатурены, выбелены и украшены лепниной. Храм был полностью раписан. В собор вели три входа, да и двери со всех трёх сторон были тройные: первые — железные; вторые — дубовые, полированные с зеркальными стёклами, третьи были деревянные, выкрашеные под дуб. На южной стороне было красивое чугунное входное крыльцо, крытое железной кровлей и украшенное тремя чугунными вызолоченными крестами. Поддерживалось крыльцо десятью изящными чугунными колоннами. Между колоннами на четырёх полуколоннах были установлены четыре стеклянных фонаря. Вверху, в середине фронтона, помещался образ Шуйско-Смоленской Богоматери, написанный на листовом железе по золотому полю.
В 1912-1913 гг. собор был расширен: появилась новая трапезная, воздвигнуто трёхглавие над западным входом. Неподалёку от выстроенного собора, в 1810 году по проекту итальянского архитектора Я. Маричелли, началось строительство колокольни Воскресенского собора. Колокольня Воскресенского собора (106 м) — сооружение уникальное по своему архитектурному облику, сделавшееся символом города и являющейся самым высоким культовым сооружением в Ивановской области. Газеты того времени писали, что это был один из самых гениальных замыслов. Ему, однако, так и не удалось воплотиться, поскольку в 1819 году возведённая до третьего яруса колокольня обрушилась. Убытки составили 100 тыс. рублей. Спустя несколько лет строительство было возобновлено губернским архитектором Евграфом Яковлевичем Петровым и талантливым мастером-самоучкой из крестьян Михаилом Саватеевым, которым удалось довести постройку до конца к 1832 году. На третьем её ярусе была установлена звонница с 12 колоколами общим весом 2333 пуда. Главный колокол был седьмым в России по тяжести и весил 1270 пудов. Благая мысль об устройстве большого колокола зародилась у почётного шуйского гражданина, фабриканта Михаила Александровича Павлова, бывшего старосты Воскресенского собора. Причиной послужили события, произошедшие с царской семьёй 17 октября 1888 года.
Сразу закрыть собор советская власть не решилась, сделав это лишь в конце 1930-х гг. В 1933 г. был сброшен шуйский колокол. При падении колокол задел один из выступов колокольни. Колокол углубился в землю на полметра, от него отломился кусок. Затем были сброшены и все остальные, после падения их разбивали кувалдами. 2 октября 1937 года собор был закрыт постановлением Ивановского облисполкома. Храм был во второй раз полностью разграблен и осквернён. В пустовавшем помещении расположился склад. В 1990 году Воскресенский собор был передан Р.П.Ц. в качестве подворья Свято-Никло-Шартомского мужского монастыря Иваново-Вознесенской Епархии. В конце 2001 года в монастырской литейной мастерской был отлит новый большой соборный колокол взамен утраченного в советское время. Его вес составляет около 5 тонн.
html://www.shuya-sobor.ru/voskresenskaya cerkov
В Шуе издавна стояло несколько храмов. Один из них был посвящён Воскресению Господню. Эта деревянная церковь ничем особо не выделялась до тех пор, пока не случилась эпидемия чумы. Как потом напишет архидиакон Пётр Алеппский, ставший свидетелем страшных событий: «То было нечто ужасающее, ибо являлось не просто моровою язвой, но внезапной смертью…» Спасла город икона Божией Матери «Смоленская», написанная всего за неделю в надежде на избавление от эпидемии. Стоит отметить, что после того как болезнь отступила, а по молитве перед образом Богородицы стали происходить исцеления, шуяне отправили на имя царя Алексея Михайловича донесение о совершаемых чудесах. Тогда патриарх направил в Шую архиепископа Суздальского и Торусского Стефана для того, чтобы тот засвидетельствовал эти чудеса. В итоге Церковь установила день прославления иконы — 2 ноября, а приходской Воскресенский храм получил статус собора. Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго — вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего ХVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе — эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов.
Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор «дух захватывало» от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные — железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи — «окрашенные под дуб». Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери — он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании «Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери» (составитель Н.И. Никонов) он описан так: «Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении. Возвышение у престола было из итальянского мрамора, за престолом находился деревянный крест с изображением на нём рапятия Господня. Пол в алтаре, на солее и амвоне был изготовлен из подольского мрамора, а подоконники во всём храме — из итальянского. Пятиярусный иконостас был украшен резьбой и колоннами, с царским вратами из вызолоченного чеканного серебра. Чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери находилась в иконостасе по левую сторону царских врат».
Стоит отметить, что храм продолжал функционировать до конца 1930-х годов. Большевики в 1922 году не тронули православные святыни, изъяв только драгоценные ризы. Когда же храм решили закрыть, то начали с того, что стали сбрасывать колокола. Очевидцы вспоминали, что осколки разлетались во все стороны, ранили людей и нанесли ущерб близлежащим зданиям. Кому-то пришло в голову лишить колокольню креста, но два молодчика, решившихся на это святотатство, смогли добраться только до середины шпиля, а потом сошли с ума. Причём одного из них не могли спустить несколько дней: он ни кому не разрешал к себе приближаться, размахивал руками и орал благим матом. Что касается чудотворной Шуйской Смоленской иконы, то искусствоведы признали её ценным памятником старины и даже поставили на баланс Третьяковской галереи. Но это не помогло, при закрытии храма образ исчез; найти его не удалось до сих пор. После закрытия церковь долгое время пребывала в запустении. Одно время в её стенах был склад.
Лишь в 1990-е годы Воскресенский собор вернули верующим. Тогда же он стал подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Несмотря на историческую принадлежность Владимирской земле, культурно Шуя и окрестности столь же сильно тяготели к Костроме. Не удивительно, что костромская архитектурная школа оставила на территории нынешней Ивановской области значительное наследие. «Законодателем стиля» в строительстве храмов «соборного типа» в данном регионе надолго стал собор Николо-Шартомского монастыря в селе Введеньё под Шуей. Трёхсветный основной объём — вот главное отличие Шуйского храма от исторических прототипов ХVII века! Конечно, зодчие допетровской эпохи о таких архитектурных решениях могли только мечтать. Огромные, полностью раскрытые внутри объёмы — это уже достояние эпохи барокко, как и богатейшее остекление: три ряда по четыре огромных окна, и это только в основном храме, а ведь есть ещё и окна трапезной и западной пристройки! Трапезная и трёхглавие появились над западным входом после капитальной переделки собора в 1912-1913 годах. Большой двухэтажный объём пристройки позволил разместить внушительные хоры; три главы «с перетяжками» перекликаются с основным пятиглавием, но по сравнению с ним главки трапезной выглядят миниатюрными. В трапезную — с севера и юга от главного входа — ведут входы, оформленные в виде двух открытых часовенок-сеней. Их фронтоны, опирающиеся на простейшие подобия тосканских колонн, представляют собой точную копию декоративного фронтончика над западным входом, задавая горизонтальную тему в вертикальной в целом конструкции собора, визуально придавая ей устойчивое основание. Собор «увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью», — писал в 1884 году исслеледователь Шуйских храмов, священник Евлампий Правдин. Такие крупные главы с перетяжками — «шейками» надолго стали визитной карточкой храмостроителей Шуйского, Кинешемского и даже Суздальского уездов. Золотиться могли все или только центральная — по желанию зодчих или прихожан; но изящные «шейки», даже у «большеглавых» соборных храмов, — повсеместно встречающаяся локальная особенность!
Внутри Воскресенский собор грандиозен. Благодаря постройке в начале ХХ века новой трапезной с обширной западной пристройкой, получилось отказаться от традиционной интерьерной антитезы «низкая трапезная -высокий храм». Трапезная двухсветная, она по сути немногим ниже трёхсветного основного храма, и таким образом два приближённых по высоте объёма визуально сливаются в один, распространённый как по вертикали, так и по горизонтали. Иными словами, от традиционного визуального и компоновочного разделения храма и трапезной отказались в пользу огромного, раскрытого и единого внутреннего пространства. Эффект получился и впрямь — дух захватывает! У основного храма два несущих столпа, с севера и с юга от светового барабана; это ещё одна традиционная черта, роднящая Шуйский кафедральный собор с региональными «большими соборами» ХVII века, следовавшим в костромской архитектурной традиции — те тоже по большей части были двустолпными. Из пяти барабанов внутрь раскрыт только один — центральный световой. Барабаны боковых глав — это, фактически, поставленные поверх свода незастеклённые ротонды, которые могли использовать как звонницы до постройки отдельно стоящей колокольни. Иконостас высокий, пятиярусный, позолотой украшен весьма сдержанно и с большим вкусом. Золото прекрасно смотрится на строгом белом фоне иконостаса; белые и пастельно-сиреневые тона преобладают в цветовом решении интерьера, что при условии богатого остекления зрительно расширяет внутреннее пространство, делает его лёгким и воздушным. Отдельного упоминания заслуживают высокин хоры, размещённые в западной пристройке над входом в собор. Во внутреннее пространство храма они раскрываются тремя разновысокими арками (центральная больше боковых). Каждой арке соответствует окно западного фасада. Узкие лестницы на хоры располагаются у стен, справа и слева от дверей в храм.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.
Воскресенский собор вместе с Никольской церковью и колокольней составляют главный храмовый комплекс Шуи, расположенный на одной из центральных площадей — бывшей Соборной. Современный Воскресенский собор в Шуе был построен в 1799 г., однако Воскресенская церковь здесь стояла до этого. Шуя, как и практически все города России тех времен была деревянная и часто страдала от пожаров, в огне страдали и каменные строения храмов. После пожара 1792 г. сильно пострадал и Воскресенский собор. Горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова.
На строительство ушло шесть лет. В 1799 г. новый Воскресенский собор в Шуе был освящён. Практически в таком виде собор и дожил до нашего времени, только в начале XX в. его реконструировали. Появилась просторная и светлая трапезная, над западным входом воздвигли трехглавие. Оштукатуренные побеленные стены украшала лепнина. У храма было три входа, двери были тройные — железные, дубовые с зеркальными стеклами и третьи — «окрашенные под дуб». Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери — он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Пятиярусный иконостас был украшен резьбой и колоннами, с царскими вратами из вызолоченного чеканного серебра.
Воскресенский собор в Шуе продолжал функционировать до конца 1930-х г.г. Большевики не тронули православные святыни, изъяв только драгоценные ризы. Когда же храм решили закрыть, то начали с того, что стали сбрасывать колокола.
Шуйскую Смоленскую икону искусствоведы признали ценным памятником старины и поставили на баланс Третьяковской галереи. Но при закрытии храма образ исчез, найти его не удалось до сих пор.
После закрытия церковь долгое время пребывала в запустении. Одно время в ее стенах был склад. Лишь в 1990-е г.г. Воскресенский собор вернули верующим. Тогда же он стал подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря.
В 2008-2015 г.г. проведены реставрационные работы, которые включали реставрацию фасадов придела и барабанов притвора, смену кровли, реставрацию лепного декора, воссоздание и замену внешних оконных коробок, переплетов и штукатурных наличников окон четверика, реставрацию северного крыльца, кирпичной кладки, штукатурки, фундаментов и полов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru