Шуя. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Кирпичный Покровский храм возведен в 1754 г. вместо древнейшей в городе деревянной церкви, бывшей до 1667 г. соборной. Исследователи отмечают редкий факт — при городском Покровском соборе в кремле в древности находилось кладбище. В 17 в. на этом месте стояли две деревянные церкви — Покровская и Алексиевская. В 1678 г. Алексиевская соборная церковь “без пения стоит пуста, и соборные священники в ней не служат” (В. Борисов), видимо, вскоре она и была разобрана. После исчезновения Алексиевского храма (вторая половина 17 в.) покровские прихожане продолжали отмечать память Святителя Алексия, Человека Божия. В Воскресенском соборе (получившем статус городского собора вместо Покровского в середине 17 в.) хранился антиминс разрушеного Алексиевского собора с надписью “Освятится алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца Алексея, Человека Божия, лета 7155 (1647) году, мая в 8-й день…” ). До начала 19 в. рядом с Покровской летней церковью (1754 г.) в 50-70 м к западу (в районе ресторана Шуя) находилась каменная церковь Иоанна Предтечи (1773 г.). Предтеченская церковь “по причине ветхости разобрана в 1814 г. и употреблена на новы приделы” (Священник Василий Миловидов). На месте разобранной Предтеченской церкви была часовня, уничтоженная в годы революции. После перестройки 1814-1816 гг. в храме было три престола. Главный – Покровский (старая часть храма – четверик, построенный в 1754 г.), придельные – Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и Великомученика Федора Стратилата (один престол – в честь строителя Федора Корнилова) в широкой трапезной, возведенной в 1814-1816 гг. До начала 90-х гг. в нишах по сторонам от главного входа оставались следы фресок – изображений Иоанна Предтечи и Федора Стратилата.
Колокольня возведена в 1814-1816гг. (некоторые исследователи связывают авторство колокольни Покровской церкви с итальянцем Я. Маричелли, строившим колокольню Воскресенского собора в Шуе, колокольню в Лежнево). Шпиль колокольни был обшит английской жестью (1852г.) и вызолочен (около 1910г.). Колокол большой “примерно-звучный” был отлит усердием прихожанина почетного гражданина Ф.Г. Попова. Колокольня и главы Покровской церкви вместе с колокольней и главами соседних бесприходных церквей (Никольской при городской тюрьме и Васильевской при Киселевской больнице), отстоящих на расстоянии 30-50 м составляли единый архитектурный ансамбль. В 1814-1816 гг. изменен фасадный декор храма и на средства Ф.И. и А.И. Корниловых пристроена новая трапезная с колокольней. В 1848 г. усердием И.Н. Корнилова сооружена ограда с церковной лавкой в юго-западном углу (ограда окончательно утрачена в 90-е гг., помещение церковной лавки сохранилось – Ч.Д.)…
Своеобразный храм, в облике которого региональные традиции, свойственные памятникам суздальской школы, сочетаются с формами классицизма. К высокому двусветному четверику с тремя сильно выдвинутыми, вдвое более низкими апсидами последовательно примыкают равновысокие апсидам небольшая первоначальная трапезная и обширная новая – квадратная, со скругленными углами. Над западной частью последней возвышаются три яруса колокольни (нижний – четырехгранный с полуярусом, два верхних – восьмерики с узкими диагональными гранями), перед которой с запада устроен притвор. Существующее ныне убранство фасадов четверика – результат двух этапов строительства. Углы здесь фиксированы широкими пилястрами в первом ярусе и сдвоенными полуколонками – во втором. Два окна второго света, первоначально имевшие лучковые перемычки (сохр. на южном фасаде), украшены треугольными сандриками. Под обвалившейся местами штукатуркой видны следы первоначальных наличников в духе нарышкинского барокко с фигурными фронтонами… Очень высокое пространство основного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, контрастирует с низкими апсидами, имеющими цилиндрические своды, переходящие в конхи, и первоначальной трапезной с полулотковым сводом. Новая трапезная с четырьмя крещатыми столбами перекрыта системой вспарушенных сводов на подпружных арках, с лотками на скругленных углах. В четверике и старой трапезной сохранились франменты клеевой росписи 1812 г., выполненной в традициях 2-й пол. 18 в. (роспись этого периода осуществлялась на средства А.И. Корнилова; приделы около 1836 года расписаны Епифаном Алексеевичем Медведевым из Тейкова)… Над входом в паперть в начале XX века было изображение Покрова Божией Матери, по сторонам входных дверей снаружи справа – Святителя Иоанн Предтечи, слева — Великомученика Федора Стратилата.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М.: Наука, 2000
До закрытия в 30-х годах в ризнице и библиотеке церкви хранился значительный набор церковно-археологических реликвий. В Покровской церкви находилась лучшая в Шуе подборка икон 16-18 вв. (по свидетельству краеведов конца 19 в.). Пять из них находились на особом учете во Владимирской епархии. Это работы Шуйских иконописцев – “Покров Пресвятой Богородицы” (1652 г.) Григория Утешова, иконы “Всех Скорбящих Радость” (1747 г.), “Св. Иоанн Воин с житием” (1747 г.), список с иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери (1745 г.) Ивана Болотова. Чудотворная икона Иоанна Воина была передана в Покровскую церковь после упразднения городского суда в 1867 г. Второй по чтимости в Шуе и округе (после чудотворной иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери, находящейся в Воскресенском соборе) была икона Святого Иоанна Предтечи (по-преданию, дар Ивана Грозного), хранившаяся в Покровской церкви.  Церковная библиотека насчитывала около 200 томов (в 1884г.), среди которых Евангелие конца 16 в (не позднее 1601 г.), а также коллекция царских указов и манифестов 18 в. (35 документов) Приход Покровской церкви в Шуе и деревне Набережной состоял из 109 дворов, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г).Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь/Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./ Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы зданием каменная, с таковою же колокольнею, пятиглавая; ограда при ней из белого камня с железными решетками. В писцовых книгах 1629 г. Афанасия Векова сказано: «в осыпи в кремле соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы да в приделе – Иоанна Предтечи и благородного князя Владимира Киевского древяна…» Из описания видно, что Покровская церковь была прежде соборною, в приходскую обращена она была в 1667 г. О причинах переименования ее в приходскую сказано в истории Воскресенского собора. В память прежнего первенства Покровской церкви между Шуйскими церквами за ней остается название собора: именуется она Старым Покровским Собором.
Существующая ныне церковь построена в 1754 г., как видно из надписи на храмозданном кресте. Из приделов, бывших при прежнем храме, Владимирский был упразднен, а Предтеченский устроен вновь – каменный, отдельно от главного храма, в саженях 30-40 к западу, но одновременно ли с устроением главной церкви или после – неизвестно. На плане, составленном в 1771 г. землемером Хомяковым, храм во имя Иоанна Предтечи значится отдельным.
В сохранившейся описи Старого Покровского Собора, составленной в 1786 г. Покровским священником Иваном Григорьевым, сказано: «Вторая церковь каменная Иоанна Предтечи, теплая; в ней кровля деревянная, глава и крест деревянные же». Впоследствии священником Василием Миловидовым в этой описи о Предтеченской церкви отмечено: «По причине ветхости разобрана в 1814 г. и употреблена на новые приделы», устроенные при главном храме, из коих один во имя Предтечи, а другой — во имя Федора Стратилата. Место, где отдельно стояла эта церковь, обозначено каменным столпом. Таким образом, в церкви три престола: в настоящей — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в придельной – во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и во имя св. вмч. Федора Стратилата.
В главном алтаре на престоле и жертвеннике – облачения медные высеребрянные, с вызолоченными через огонь священными рельефными изображениями на них; ограждены позолоченными рамами, с бемскими стеклами. Устроены облачения в 1873 г. усердием церковного старосты И.М. Терентьева. За престолом деревянный восьмиконечный крест, с изображением Распятия Господня, на Спасителе венец сребропозлащенный со стразами. За жертвенником – икона Божией Матери Тихвинской, на иконе венец и цата сребропозлащенные, оплечье и оклад серебряные, убрус жемчужный. Иконостас резной, с колоннами о 5 ярусах, вызолочен на полимент червонным золотом. Св. иконами, утварью и ризницею церковь очень богата.
Из св. икон особенное внимание заслуживают:
— икона Покрова Пресвятой Богородицы, очень древняя; на задней стороне доски есть надпись: «Лета 1652 г. сентября 1 дня поставил сию икону в соборную церковь Покрова Богородицы Григорий Утешов иконник». На иконе риза сребропозлащенная, весу в которой 12 фунтов;
— икона Шуйской – Смоленской Божией Матери в ризе сребропозлащенной с таковым же венцом, украшенным драгоценными камнями, убрус жемчужный, на верху его звезда из семи алмазов, весу в ризе 15 фунтов. «Сей св. образ приложен в церковь Иоанна Предтечи по обещанию Настасьи Григорьевны Обуховой на память их сродников, кои при этой церкви положены…» Писал сей святой образ города Шуи иконописец Иван Болотов;
— икона св. Иоанна Предтечи, древняя, греческого письма, в сребропозлащенной ризе. На св. Иоанне Крестителе риза накладная жемчужная. На задней стороне доски находится надпись: «Царя Ивана Васильевича 7108 (1600) г.»;
— икона св. Иоанна Воина в сребропозлащенной ризе, с таковым венцом, украшенным стразами и камнями. На ризе надпись: «Иоанна Войнственника. Воеводской канцелярии воеводы Илии Андреева сына Обухова 1747 г.», а ниже надпись на краю ризы: «1814 г. месяца сентября сооружена на оный образ серебряная риза при уездном судье Александре Матвееве Иванове». Икона до 1867 г. находилась в присутственной комнате Шуйского уездного суда, в который передана была, вероятно, из воеводной канцелярии. В означенном году с упразднением уездного суда она передана была в Покровский собор. Икона в летнее время находится в холодной Покровской церкви, а в зимнее время – в теплой;
— икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» художественной кисти. На Божией Матери и на Богомладенце короны из драгоценных камней; риза на ней позлащенная, вызолочена усердием почетного гражданина И.М. Терентьева. Написана икона шуяниным Борисом Болотовым 1747 г. 7 апреля, а риза сделана усердием шуйских купцов Федора и сына его Иоанна Поповых в лето 1841 г.;
— храмовая икона Иоанна Предтечи хорошей живописи, богато украшена: риза на ней сребропозлащенная, венцы украшены крупными аметистами, стразами и бирюзой. Устроена в 1842 г. усердием И.Н. Корнилова.
В церковной библиотеке сохраняются несколько указов времен императора Петра I и последующих царствований:
1. Императора Петра I три указа.
2. Императора Петра II один указ.
3. Императрицы Анны Иоанновны 7 указов и манифестов.
4. Императрицы Елизаветы Петровны 9 указов и манифестов.
5. Императрицы Екатерины II 14 указов и манифестов.
Церкви принадлежит каменный дом, крытый железом; в нем помещаются старые церковные вещи и живет церковный сторож. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1784 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается до 3000 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: в Шуе и деревне Набережной 109 дворов, душ муж. пола 412 и жен. пола 508 душ.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?