Монастырь Шулдан расположен в
обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух
пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20.
Первые подробные сведения о монастыре привел Д. Струков. Он опубликовал описание
главной церкви и план ее алтарной части «В скале близ селения Шули, в пятнадцати
верстах от Инкермана, в вершине скалы изсечен ряд малых помещений,
соединяющихся с храмом. Храм 6 арш. шириной и 10 арш. длины: над стенами
изсечен свод: алтарь отделен от храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш, с одним
входом по средине, следов жертвенника не видно, но из алтаря есть выход к югу,
в особое помещение, где у восточной стены в нише выдолблено помещение, высотою
1 арш. 5 верш., удобное служить жертвенником, куда есть еще отдельный выход из
помещения комнат. Престол высотою 1 арш. 6 верш., шириною 14 верш., в верхней
стороне углубление, удобное для вложения св. Мощей; по сторонам престола по
полукругу сопрестолие, высотою 1 арш. 4 верш.: ниже — седалище для священнослужащих
высотою 9 верш.
На
северной стене храма сохранилась фресковая живопись, изображающая Богоматерь с
Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во
весь рост». (1876, с. 31).
Обратил
внимание на Шулдан и А. Бертье-Делагард. Главный храм он справедливо считал
похожим на «храм с крещальней» в Инкермане, а малую церковь — «одной из
наиболее простых», близкой церкви у ст. Инкерман-1.
Детально
Шулдан был обследован В. Бабенчиковым (1935), проводившим здесь зачистки
помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного
храма, и выполнены архитектурные обмеры. Характер фресок, по мнению В.
Бабенчикова, аналогичен росписи храмов «Трех всадников» и «Успения» на
Эски-кермене, которые он датировал концом XII-XIII вв. Причем, по мнению
исследователя, фрески в храме Шулдана имели несколько слоев.
При
зачистке комплекса была раскопана могила, по мнению В. Бабенчикова,
переделанная из хозяйственной ямы. Причем, перед тем как яму превратили в
могилу, в ней была произведена подсыпка грунтом. Учитывая, что данная вырубка
расположена как раз на входе в храм (с юга) и крещальню (с запада), то
представляется возможным связать засыпь ямы с сооружением крещальни и,
возможно, с созданием или ремонтом церкви. В засыпи были найдены «обломки
сосудов неполивных тонкостенных красной глины, поздних, и поливных, типа
широких и плоских плошек на узкой подставке в 1,5-2 см с поливной ярко-зеленой,
желтой и темной зелено-коричневой с рисунками. Наиболее любопытен фрагмент
зеленого блюдца с отогнутыми наружу плоскими краями, с поливой, положенной на
белой обмазке, на которой процарапан рисунок. Рисунок нанесен грубыми штрихами толщиной
0,003 м.
По краю блюда — «елочка» между двумя параллельными линиями: в середине что-то
вроде человеческой фигуры до пояса, держащей в правой руке возможно бубен».
Сведения о
монастыре, основанные на данных В. Бабенчикова, приведены и в «Археологической
карте» Н. Репникова.
В
последующее время специальных работ, посвященных Шулдану, не было.
Как
отмечалось, на территории комплекса выделяются две церкви.
Церковь № 1
(главный храм). В плане представляет собой вытянутый прямоугольник, перекрытый
полуциркульным сводом. Алтарная часть подковообразной формы, размерами
3×2,55×3,65 м, приподнята над уровнем пола на 0,15 м. Апсида отделялась от
основного помещения преградой, вырубленной в скале шириной 0,12 м и возвышающейся на 1,4 м над уровнем пола. В
настоящее время сохранилась лишь часть ее у стен на высоту 0,85 м. Над алтарной
преградой остались пазы для установки деревянного иконостаса, который достигал 2,5 м высоты. В полу видны
подрубки для установки царских врат. В полу апсиды вырублено прямоугольное
углубление для установки престола, а в нем подрубка для вложения мощей. В
настоящее время от основании престола сохранились два камня. В основании апсиды
стен, на высоте 1 м,
помещался двухступенчатый синтрон. В центре синтрона находились «горнее место»
и ниша на высоте 1,5 м
для установки запрестольного образа, которые в настоящее время сильно
повреждены.
Наос
прямоугольный, размерами 4 х 3,3 х 3,65 м. В северной стене вырублена скамья. На
стыке последней с алтарной преградой высечена гробница в виде аркосолии 1,8 х
0,4 х 0,65 м,
а под ней в полу могила. Наос от апсиды отделялся полуциркульной аркой. В южной
стене — дверной проем на площадку над обрывом, рядом с ним в стене — ниша с
окном, а под ней гробница. Всего на данной площадке найдены три могилы. Над
западной была ниша для иконы.
Вход в
нартекс со стороны наоса плохо сохранился, его приблизительные размеры 2,6 х
3,2 х 2,6 м.
Кроме двери в нартекс, из наоса имелись выходы на южную площадку и в часовню,
расположенную к северу.
В нартексе
вдоль северной стены вырублена скамья, в южной имелся выход на балкон,
нависавший над пропастью.
Как видно
из работ Д. Струкова, А. Бертье-Делагарда, В. Бабенчикова, на северной стене
храма еще в 30-е гг. были видны остатки фресковой росписи, фигуры в рост на
синем фоне, обрамленные красной каймой. Бертье-Делагард видел среди фресок
Богоматерь.
Часовня
размерами 4,1 х 2,1 х 1,95 м,
неправильной в плане формы, расположена к северу от церкви. В нее вели два
входа — арочный с запада (с нартекса) и уже упоминавшийся из наоса. Над первым
вырублена ниша для установки иконы. В северной стене часовни расположена
усыпальница, под ней в полу гробница. А. Бертье-Делагард сообщал о каких-то
полустертых надгробных надписях на стенах часовни.
Крещальня
прямоугольная, с закруглением в восточной части, размерами 2,1 х 2,05 х 2 м. Арочный вход (1,95 х 0,73 м) с двумя ступенями
вел из алтаря храма. В восточной стене расположена ниша, в основании которой
вырублена купель, перекрывавшаяся деревянным щитом (Бабенчиков 1935, с. 100). В
южной части на высоте 0,55 м
вырублено окно (1,2 х 0,65 х 0,8
м), на подоконнике которого А. Бертье-Делагард помещал
жертвенник.
К западу от
крещальни видны остатки какого-то помещения и упоминавшейся вырубки — круглой
ямы с прямоугольной подрубкой размерами 1,6 х 1,1 х 1,2 м, которую Бабенчиков
считал могилой, переделанной из хозяйственной ямы. Действительно, на последнем
этапе жизни монастыря здесь была могила. Но первоначально, по нашему мнению,
это была ранняя крещальня. По крайней мере, наличие следов помещения над ней,
подрубки в виде ступеньки и расположение прямо у входа в церковь позволяют
предполагать именно это.
Вообще в
полу и стенах церкви вырублено много углублений, гнезд, желобов, которые, по
мнению Бабенчикова, появились в позднее время, после того, как помещения
монастыря стали использоваться для хозяйственных нужд. Однако эти выводы лишь
частично верны. Судя по подрубкам в скале, настоящий храм не был
первоначальным, а возник на месте более раннего и меньшего по размерам. Его
апсида очевидно заканчивалась на линии современной алтарной преграды. Из алтаря
имелся выход в первоначальную крещальню. Затем церковь расширяется, строится
новый баптистерий, а старый переоборудывает- ся в могилу.
Конечно, для такого предположения мало доводов, учитывая,
что следы первоначального храма сохранились лишь частично, однако некоторые
детали все же позволяют его сделать: подрубки в полу, наличие нескольких
входов, двух крещален. Отметим, что возможность перестройки храма допускал и В.
Бабенчиков.
Церковь №2, расположена во втором
ярусе, над восточным входом в монастырь. В него попадали из естественного
грота, по лестнице, ныне частично разрушенной. Храм имел неправильную в плане
форму и размеры 9,6 х 4,7 х 1,9
м. Его престол выполнен в виде небольшой арочной ниши,
вырубленной в восточной стене пещеры. Жертвенник размещался на выступе южной
стены. Вдоль северной находится скамья, заходящая в алтарь, который отделялся
от наоса деревянной алтарной преградой: от нее сохранились подрубки в стене.
Южная стена частично разрушена, в ней расположены три окна — два рядом с
алтарем и одно недалеко от входа.
Возможно, в церкви, в западной части, имелся нартекс. Форма
храма и вырубки в полу дают основания для такого предположения.
Хронология. В настоящее время комплекс
Шулдана выглядит цельным и единовременным, однако в нем видны следы скальных
вывалов обрушилась часть лестничных переходов, следы крупного обвала есть и в
соседнем (к западу) с монастырем скальном гроте. Возможно, в результате этого
обвала была уничтожена часть помещений монастыря. По крайней мере лестница,
ведущая к главному храму с запада, резко обрывается именно там.
Главная
церковь монастыря по форме и устройству апсиды имеет аналогии с храмом южного
монастыря Мангупа и с «храмом с крещальней» в Инкермане (в последнем, как и в
Шулдане, имеется баптистерий). По своим пропорциям (значительная высота — 3,65 м) церковь ближе всего
к главному храму монастыря св Софии (5,5 м) и базилике св. Георгия (4 м) в Инкермане. Вообще рост
объемов церквей вверх характерен именно для палеологовского времени. Отметим,
что в базилике св. Георгия имеется и двухступенчатый синтрон. Фрески в церквах
Эски-кермена датируются не XII-XIII вв., как считал В. Бабенчиков, а концом
XIII- XIV вв.
Таким образом, среди архитектурных аналогий церкви Шулдана —
памятники XIV-XV вв.
Важными для
датировки являются и упомянутые находки из засыпи первоначальной крещальни.
Наличие их в слое позволяет датировать время засыпки не ранее XIV-XV вв.
Следовательно, главный храм Шулдана и современная крещальня могут датироваться
XIV-XV вв.
Вторая
церковь по своей форме напоминает церковь в 4-м ярусе Чилтера, храм у станции
Инкерман-I и часовню в оконечности Тешкли-буруна на Мангупе, то есть памятники,
также появившиеся не ранее XIV в.
Таким
образом, история монастыря в обрыве скалы Шулдан представляется в следующем
виде. Первоначальный монастырь мог здесь возникнуть в XIII-XIV вв. Скорее
всего, он был небольших размеров, а часть комплекса находилась в гроте к западу
от современного и была уничтожена в результате обвала На месте современной
главной церкви находилась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней, от
которой сохранилась лишь купель со ступенькой, вырубленной в полу. В период
Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV вв., монастырь перестраивается, храм
расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие
горнего места, монастырь, скорее всего, был не последним в церковной иерархии.
Не исключено, что он был одной из резиденций митрополита. Напомним, что Шулдан
расположен в нескольких километрах от столицы Феодоро. По-видимому, в XIV- XV
вв. сооружаются и остальные помещения монастыря. С конца XV в., вероятнее
всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями
соседней деревни для содержания скота.
Из книги Юрия Мироновича Могаричева «Пещерные церкви Таврики», Издательство «Таврия», Симферополь, 1997г, стр. 35-38