Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.
История появления чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской связана с эпидемией чумы, поразившей город Шую в 1654 году. Сказание об иконе сообщает, что прихожане церкви Воскресения предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Написание новой иконы было поручено иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову в 1655 году. Икону размером 110,7 х 88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в городе Шуе. Вскоре болезнь прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Иконописец дописал икону такой, как она сама начерталась. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название „Смоленская-Шуйская Богоматерь“. С этого времени икона официально почитается чудотворной. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно.
Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI веке. Одним из ранних примеров является икона «Богоматери Одигитрии Шуйской» третьей четверти XVI века из собора Спасского монастыря в Муроме (собрание Муромского историко-художественного музея).
Празднование иконе совершается трижды: 10 августа (28 июля по старому стилю) – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября (2 ноября по старому стилю) – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
Иконография
Ключевая особенность, отличающая Шуйско-Смоленскую икону от Смоленской и других икон Одигитрии, — характерное положение ручек и ножек Иисуса. На колене левой ноги стоит ступня правой ноги, пяточку которой Он поддерживает левой рукой. В правой руке, поставленной локтем на правое колено, — свёрнутый свиток Священного Писания, находящийся на уровне Его глаз (на Смоленском образе вместо свитка Он показывает благословляющий жест). Богоматерь склонила лицо к Младенцу, правой рукой Она поддерживает Его левую ножку.
Нехарактерные для русских икон жесты правой руки Богоматери и левой руки Иисуса имеют прототипы в западной живописи (например, «Мадонна со Младенцем», написанная Коппо ди Марковальдо в 1261 году, и одноимённая работа Барнабы да Модена 1367 года). Однако их сочетание в одном изображении известно лишь в православной иконографии. В этих жестах виден глубокий богословский смысл. Г. В. Сидоренко и Е. Н. Тарасова особое внимание уделяют пяте Христа, которую Он прикрывает рукой, и находят объяснение этого жеста в 15-м стихе 3-й главы Книги Бытия, где Господь сообщает Змию:
«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.»— Быт. 3:15
Это обетование именуется «первоевангелием», то есть первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства дьяволу. Женою именуется Богородица. Под семенем Змия подразумеваются чада дьявола по духу и антихрист. Под семенем Жены подразумеваются благочестивые люди и противник антихриста — Иисус Христос. В этой борьбе двух враждующих сторон для одной стороны наступит смертельный исход (поражение в главу), а для другой — сравнительно незначительный урон (ужаление в пяту). Под ужалением в пяту подразумевается смерть, которая явилась следствием греха для рода человеческого (1Кор. 15:55, 56). Однако смерть была побеждена распятым и воскресшим Христом. Таким образом, икона — своего рода «страстной» образ, связанный внутренним смыслом с 23-м воскресным псалмом (Пс. 23), свидетельствует о Младенце как о Спасителе. Как замечает Г. В. Сидоренко, изображением пяты правой ноги Христа, прикрытой Его рукою, и пяты левой Его ноги, прикрытой рукою Богоматери, указывается не только на исполнение обетования на Иисусе, его победу в духовной брани со злом, но и на апокалиптическое пророчество о Втором пришествии Спасителя. Богословская идея образа неразрывно связана с Пасхой и Божественной литургией. Вероятно, по той же причине празднование в честь иконы совершается на Светлой седмице. Свёрнутый свиток в руке Младенца — символ ветхозаветных пророчеств, исполнившихся в Христе, в том числе и «первоевангелия».
Происхождение иконографии извода
Несмотря на нерукотворное происхождение иконографии, она существовала значительно раньше 1654 года. На Руси она была известна с XV—XVI веков, а в XVI веке получила широкое распространение. Иконы этого извода относятся к числу редких. Однако, возможно, они были известны шуйским иконописцам XVII века. Название Шуйско-Смоленской Богоматери появилось в XVII веке в связи с написанием иконы в Шуе, но сейчас оно переносится на любые иконы этого извода, в том числе более ранние. Наиболее ранним является образ XV века из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, ранее находившийся в кремлёвской церкви Николы Гостунского. Академик Н. П. Кондаков в 1910-х годах прослеживал происхождение извода от греко-итальянских икон, попавших через Афон и Грузию в Северо-Восточную Русь, и приводил в пример серебряную чеканную икону XVI века из грузинского Гелатского монастыря. На ней имеется надпись «Влахернитисса», что указывает на древние византийские истоки иконографии.
Иконы извода Шуйско-Смоленской Богоматери можно с достаточной степенью условности разделить на две группы. Иконы первого типа повторяют кремлёвский образ. Для них характерны: жест правой руки Младенца у щеки, под подбородком, мелкий орнамент на рубашке и положение гиматия, оставляющего открытым левое плечо; большие отвороты мафория Богоматери, изображённого с одним рядом складок на плече. Иконы второго типа отличаются усложнённой символикой одежд. Гиматий Христа покрывает Его спину и ноги, широкая перевязь складками развевается за спиной. Складки мафория Богоматери с каймами ниспадают двумя рядами, поверх мафория лежит орнаментальная лента. На некоторых иконах Богоматерь с Иисусом выделены средником, на полях изображены святые в различных композиционных сочетаниях, раскрывающих более углублённо богословскую идею образа или указывающих на происхождение иконы из того или иного монастыря. Иконы ниже приведены Е. Н. Тарасовой как наиболее ранние примеры извода Шуйско-Смоленской Богоматери. Из них, по её мнению, по многозначности богословско-литургической трактовки особенно отличаются икона из Муромского историко-художественного музея (относится к первому типу) и икона из Государственного исторического музея в Москве (второй тип). Общую идею сюжета иконы из Мурома Е. Н. Тарасова характеризует как персонифицированное изображение Церкви торжествующей. Характерная особенность иконы из ГИМа — одежды Христа и Богоматери. С правого плеча Спасителя свисает омофор, говорящий о Христе как о Великом Архиерее, взявшем на Себя грехи мира. Богоматерь на иконе из ГИМа облачена в одежды диаконисы. В Константинополе была церковь, посвящённая Богоматери Диакониссе. Об этом храме упоминает Константин Порфирородный по случаю торжественных выходов «на второй день недели Обновления». Е. Н. Тарасова задаётся вопросом о связи с константинопольскими торжествами празднования в честь иконы Богоматери Шуйской во вторник Светлой седмицы. Алтарная мозаика, представляющая Богоматерь Диакониссу, имелась в знаменитом Влахернском храме в Константинополе. Возможно, название «Влахернитисса», известное по грузинской иконе, связано с тем, что на иконах извода Шуйско-Смоленской Богоматери было принято изображать Богоматерь диаконисой.
Списки
Списки с Шуйской иконы начали создавать после событий 1666—1667 годов. Одним из наиболее ранних является список из собрания Музея русской иконы. Он особенно интересен тем, что относится к шуйской школе иконописания, памятники которой почти не выявлены. Список конца XVII века из Третьяковской галереи выполнен почти в том же размере, что и утраченный образ, хотя обычно списки Шуйской иконы были меньше оригинала. Его особенностью являются размещённые погрудно в медальонах архангелы Михаил и Гавриил, которые держат в руках сферы с монограммами имени Христа.
В Воскресенском соборе Шуи находятся икона XIX века и образ, созданный палехским диаконом Александром Барановым.
Чтимые списки икон извода Шуйско-Смоленской Богоматери можно было увидеть в соборных и приходских церквах Санкт-Петербурга, Москвы, Козельска, Коврова, Кинешмы, Иваново-Вознесенска (Иванова), Палеха, в храмах ряда монастырей (Благовещенского в Вязниках, Спасо-Яковлевского в Ростове, Николо-Шартомского близ Шуи, Борковской Троице-Николаевской пустыни близ Холуя, Александровой Чудовой пустыни близ Рыбны и Югской Дорофеевой пустыни в Ярославской области). Некоторые списки сами прославились чудотворениями и стали местночтимыми иконами. Это Ковровский (почитался в приделе Христо-Рождественского собора, затем поступил на временное хранение во Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Павловский (почитался в Спасо-Преображенском соборе, сейчас его местонахождение не известно), Нижегородский (хранится в приделе Казанской кладбищенской церкви) и другие списки. Некоторые из них были написаны с двоеперстием в деснице Спасителя, что сдерживало официальное признание, но не умаляло достоинств священного изображения в глазах его почитателей. Одним из таких местночтимых списков была икона XVIII века из Борковской Троице-Николаевской пустыни, расположенной в Бороке близ Холуя Ивановской области (сейчас находится в Музее холуйского искусства). Борковская икона выбрана в качестве средника для иконы Божией Матери Шуйской «в чудесах» XIX века (находится в частном собрании). На двух её клеймах изображены эпизоды исцеления, описанные в «Сказании…».
Более десятка икон хранится в музеях и частных собраниях России.
Использованные материалы
1. Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — С. 600—603.
2. Виноградова Л. П. К вопросу об иконографии иконы Шуйско-Смоленской Богоматери // Известия Вологодского общества изучения Северного края. — Вологда, 2000. — Вып. VIII.
3. Никонов Н. И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. История и иконография. — СПб. : Ладан; Троицкая школа, 2008.
4. Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы/ Сайт «Азбука веры»
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-shujskaja