Часовня на горе Вюртемберг (Штутгарт) была возведена по воле короля Вильгельма I (27 сентября 1781 — 25 июня 1864) в память о супруге Екатерине Павловне (10 мая 1788 — 9 января 1819) дочери Павла I. Надгробная часовня была построена в 1820-1824 гг. Вильгельм I выбрал для усыпальницы символическое место: раньше здесь находился родовой замок Вюртембергских герцегов, где любила бывать покойная королева. После внезапной кончины супруги 9 января 1819 года король Вильгельм I повелел снести родовой замок и объявил конкурс на строительство часовни в память о королеве Катерине. Был выбран проект придворного архитектора Джованни Салуччи. Салуччи построил ротонду из песчаника. Позднее в часовне был погребен и сам король и его старшая дочь Мария Фридерика Шарлотта фон Вюртемберг. Место для могилы второй дочери Софии пустует: она вышла замуж за короля Нидерландов и похоронена в Дельфте. С 1825 по 1899 гг. часовне проводились православные службы, сейчас они также проводятся, но 2 раза в год. В часовне есть иконостас. В остальное время часовня является туристическим объектом.
В наши дни Штутгарт — главный город земли Баден-Вюртемберг и крупный промышленный центр с огромными заводами автомобильнго концерна «Мерседес». Он сильно пострадал от бомбардировок во время последней войны и по этой причине почти лишен уюта и прелести старых немецких городов. В центре города стоит восстановленный Новый замок, в котором жила принцесса Мария Феодоровна, будущая супруга Императора Павла I, а также ее средняя дочь Екатерина.
Великая княгиня Екатерина Павловна (1788–1818), которую А. С. Пушкин назвал «женщиной с умом необыкновенно возвышенным», дважды была замужем и оба раза прожила в браке всего три года. Первым ее супругом был принц Георг Ольденбургский, вторым — Король Вюртембергский Фридрих-Вильгельм I (1781–1864), который обвенчался с Екатериной Павловной 12 января 1816 в Петербурге. Брак этот не был счастливым из-за любовных похождений венценосного супруга.
Став вюртембергской Королевой, деятельная Екатерина Павловна много сделала для жителей Штутгарта — она основала больницу, ремесленные школы для бедняков и воспитательное заведение, которые до сих пор носят ее имя. Смерть молодой Королевы была скоропостижной: простудившись, она проколола иголкой небольшой прыщик и через пять дней, 9 января 1819, умерла от заражения крови. После отпевания гроб Екатерины Павловны был установлен в городской Штифтскирхе в ожидании окончания постройки надгробной церкви. 5 июня 1824 он был торжественно перенесен в склеп этой церкви.
Церковь-усыпальницу, высота которой — 20 м, придворный зодчий Джованни Салуччи спроектировал в виде античной ротонды, наподобие римского Пантеона, хотя вначале он предлагал возвести мавзолей «в немецко-готическом стиле». Сооружал здание из местного красного песчаника архитектор-строитель Шмольц на круглой площадке среди виноградников, на высоком холме Ротенберг, где покойная Королева хотела быть погребенной. Перед началом работ пришлось снести средневековый замок, вотчину вюртембергских герцогов. Закладка храма состоялась 17 мая 1820, освящение — о. Иоанном Певницким 23 мая 1824 перед переносом праха Королевы.
Фасад массивной ротонды оформлен тремя выносными портиками из ионических колонн и завершен невысоким, покрытым медью куполом с латинским крестом. В треугольных фронтонах помещены лепные венки с лентами. Над главным входом надпись, означающая в переводе: «Любовь никогда не кончается». С запада к храму ведет двумаршевая лестница, по краям которой стоят четыре железных треножника. Архитектурное решение мавзолея производит впечатление строгости, лаконичности и величия.
Вот как описывает русский путешественник свои впечатления от мавзолея: «… вдруг, на вершине горы, он увидит рельефно обрисовывающуюся в дальней синеве ландшафта и уединенно, но приветливо выглядывающую из лощины ротонду — произведение итальянской архитектуры… Сверху прекрасный вид на долину Неккара, где там и сям, то выглядывают из-за зелени, то укромно стоят у склонов гор селения с их шпицами церквей и дымящимися трубами фабрик…».
Интерьер имеет форму греческого креста и декорирован коринфскими колоннами и пилястрами, богатым антаблементом и нишами. Стены покрыты светлым стюком. Купол с верхним светом украшен лепными розетками; пол выложен белым и красным мрамором. Двери и рамы отлиты из чугуна.
Главное украшение интерьера — стоящие в нишах огромные беломраморные фигуры четырех Евангелистов, изваянные известными скульпторами: датчанином Б. Торвальдсеном и немцем И. Г. Даннекером. Последний самостоятельно исполнил фигуру св. Евангелиста Иоанна, а первый поручил в Риме работу своим немецким ученикам: И. Леебу (Евангелист Матфей) и И. Н. Цвергеру (Евангелист Марк). Т. Вагнеру, ученику Даннекера, принадлежит статуя «Евангелист Лука».
Одноярусный иконостас полукруглой формы был взят из придворной церкви Королевы и привезен из России. В нем 16 икон, написанных маслом. Запрестольный образ изображает Божию Матерь и выткан «разными шелками». Ризница была сшита из золотой парчи и бархата. Напрестольное Евангелие было украшено золотым кованым окладом; богослужебные сосуды были сделаны из золоченого серебра. Золотая дарохранительница и оклад Евангелия были в мае 1874 похищены, дарохранительницу нашли, оклад — нет.
В храме было несколько дорогих икон, происходящих из России, в том числе четыре образа св. Александра Невского и четыре образа Спасителя, которые были заключены в золотые оклады с драгоценными камнями. Свадебный образ св. Екатерины украшали бриллианты.
В скромно украшенном склепе, в нише, стоит саркофаг вел. кн. Екатерины Павловны, сделанный во Флоренции скульптором Бонелли из белого каррарского мрамора по эскизу Салуччи. Рядом — саркофаг ее супруга. Справа погребена их дочь Мария-Фредерика (1816–1887), бывшая замужем за графом Альфредом фон Нейпергом.
В 1843 в городе появилась Александро-Невская церковь при Российской миссии; через год — Никольская (см. № 28). С той поры в храме на Ротенберге стали служить только летом, когда в причтовый домик из города переезжал настоятель. До 1895 храм числился при миссии, затем приписным к Никольской церкви. 21 мая 1841 в этой церкви поэт В. А. Жуковский вступил в брак с 20-летней лютеранкой Елизаветой фон Рейтерн. Поручители со стороны жениха были граф М. Ю. Виельгорский и генерал-адъютант А. А. Кавелин.
По словам долголетнего настоятеля прот. Иоанна Базарова: «Самым большим праздником на Ротенберге была Троица. К этим дням мы украшали церковь по русскому обычаю березовыми ветвями, цветами и зеленью. Великая Княгиня с Кронпринцем, русское посольство в полном составе и все русские из ближних и дальних окрестностей приходили к этому дню в церковь. После богослужения все шли ко мне пить чай… Чтобы придать празднику русский народно-сельский характер, наши певчие становились за кустами и оттуда пели русские народные песни…».
С 1895 по 1935 регулярных богослужений в надгробной церкви не было. Теперь в ней служат только в Духов день — из Мюнхена приезжает архиерей с духовенством, съезжается много русских и немцев, приходят представители городских властей и Вюртембергского королевского дома. После праздничной литургии в склепе совершается лития по Королеве Екатерине Павловне, память о которой до сих пор жива в Вюртемберге.
Храм принадлежит государству и состоит под охраной как памятник архитектуры. В 2002–2004 проведена его наружная реставрация. Хранитель здания живет в бывшем доме священника, и в его обязанности входит проведение экскурсий для туристов, которые являются ныне главными посетителями храма.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288706.html