Иван Айвазовский в молодости был очень похож на Александра Пушкина — те же бакенбарды, та же курчавая голова. Это сходство отмечали и современники. Так, Петр Вяземский сообщал Михаилу Погодину в письме перед визитом Айвазовского в Москву: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего Пушкина. Угостите его в Москве — и за талант, и за сходство».
Иван Константинович очень гордился этим сходством. С Александром Сергеевичем он встретился лишь единожды — в сентябре 1836 года в Академии художеств. Айвазовскому было 19 лет, но он на всю жизнь сохранил воспоминания о той встрече:
«В 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.
Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль. Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.
На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда. С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём».
В 1846 году в знак уважения и памяти о Пушкине художник подарил вдове поэта Наталье Николаевне свою картину «Лунная ночь у взморья. Константинополь».
Слева — портрет Ивана Айвазовского работы Степана Рымаренко. 1846 год
#МосковскиеЗаписки